Автор статьи не является экспертом в области искусства, и импрессионизма в частности. Все дальнейшее написано под впечатлением от просмотра данного фильма. Хотя я надеюсь, что статья пробудит желание хотя бы посмотреть это кино. Дальше уже делайте выводы сами.
Большинство художников из «клуба парижских импрессионистов», о котором идет речь в этом фильме, были из богатых семей. Они просто творили, не заботясь о деньгах.
Исключение составляют Клод Моне (главный герой) и Ренуар. Они были из просто обеспеченных семей, но не богатых. Их родители смогли по крайней мере помочь им на начальном этапе карьеры художника. Потом тот же Клод Моне искал хороших заказчиков и жил достаточно скромно до того, как стал по-настоящему знаменитым.
Академия живописи, Париж, 1862 год
Все начинается со знакомства будущих художников в Париже, в Академии художников — Клод Моне, Ренуар, Базиль. Все они оказались там как бы случайно. Никто из них не планировал становиться не только знаменитым, но и художником в принципе.
Отец Клода Моне держал зеленную лавку и надеялся, что сын продолжит семейное дело, хотя Клод еще с детства увлекался рисованием. Базиль говорит, что для него живопись — всего лишь развлечение, и скоро его ждут экзамены по медицине. Ренуар небрежно замечает:
«Я расписываю фарфоровые вазы. Я должен был стать портным, как отец».
Во взаимному решению будущие художники покидают Академию, сочтя ее недостаточно творческим местом. Они искали новые приемы, формы, подходы и вообще идеи для своих картин.
Кстати, именно Клод Моне считается изобретателем пленера. Он перенес мастерскую из комнаты на природу. Позже это стало распространенной практикой для всех художников.
Позже Клод Моне познакомился с Эдуардом Мане. После чего, по словам Клода Моне, «старый мир рухнул». Именно работы Эдуарда Мане ассоциировались с «новым подходом в живописи», о нём постоянно говорили в кружке будущих импрессионистов.
Эта встреча, ставшая точкой невозврата, как сейчас бы выразились, хорошо показана в фильме. Но состоялась она благодаря ошибке, которая привлекла повышенное внимание к Клоду Моне, о чем подробнее чуть позже.

Салон, Париж, 1863 год
Эдуард Мане любил говорить, что его поле битвы — салон (государственная выставка, которая длилась в течение года).
«Мифологические сюжеты, ангелочки, исторические полотна в изящной манере. Искусство, идущее рука об руку с политикой. Подношения императору Наполеону III».
Главным противником всего нового был Маркиз де Шелавьен, глава комиссии салона (он же главный критик и судья). В 1863 году он не пропустил столько художников, что император учредил выставку непринятых работ. Так состоялся «салон отверженных».
Именно там была выставлена картина «Завтрак на траве» Эдуарда Мане.
«Увидев эту картину, я понял, к чему стремлюсь. Я хотел писать не Древний Рим, Грецию или Олимп, а Париж», — говорит Клод Моне.
Другим громким событием салона, превратившимся в скандал, стало выставление картины «Олимпия» опять-таки Эдуарда Мане. Все закончилось травлей художника, который был вынужден даже уехать на время в Испанию.
Далее уже Клод Моне выставляет картину «Женщина в зелёном платье». Это было не очень типично для будущего импрессиониста. Но картина имела успех, даже среди строгих критиков.
Главное, была путаница с фамилиями. Это тоже привлекло внимание к картине. Многие подумали, что картина принадлежит кисти Эдуарда Мане. Последнего всё это сначала возмутило, но затем он познакомился со всеми и тоже стал частью движения импрессионистов.
Также у Эдуарда Мане был друг, Эдгар Дега. Это ещё один представитель импрессионистов. Достаточно замкнутый и «себе на уме» человек. Много сделавший для развития нового течения, популяризации, если говорить современным языком.
Но до этого произошло много драматичных и просто непростых событий, которые подвергнут испытаниям и импрессионизм, и тех кто стоял у его истоков.
Что было дальше
Когда все так прекрасно начало складываться, грянула франко-прусская война.
После войны импрессионисты открыли собственный салон на средства богатых родственников. Его возглавил Эдгар Дега. В более поздний период произошел раскол среди импрессионистов. Непросто складывалась и личная жизнь Клода Моне. Произойдет еще много событий и встреч. Не будем называть все известные имена, которые вы встретите в сериале.
На закате жизни Клод Моне поселился в местечке Живерни и рисовал собственный сад. Знаменитые кувшинки, которые он рисовал много раз, но каждый — не похожий на предыдущий, уже попали в историю. Именно там он дает интервью, по сюжету фильма, молодому журналисту. И тут воспоминания пожилого художника из 1920 года переносят нас в его молодость…
Мысли о современном положении дел
Картины импрессионистов в наше время стоят безумного дорого. Можно понять цены на картины старых мастеров: историческая ценность, возраст картины, масштаб творчества титанов Возрождения… Но слава импрессионистов подняла цены на картины, сделав их неадекватными в настоящее время. В итоге заоблачные цены на рынке искусства создают ореол недосягаемости в его понимании.
На самом деле надо разделять искусство и рынок искусства. Статья как раз о первом. Не надо бояться понять искусство и сделать свой выбор, независимо от другого мнения. Именно обычные люди смотрят на картины в Лувре или Третьяковской галерее.
Также эти люди были талантливы и достаточно уверенны в себе, чтобы пробиться к славе. Но у них были условия для этого. Например, какому-то малоизвестному художнику из российской провинции повезло меньше. Его картины стоят на порядки дешевле. Но это не значит, что они во столько же раз хуже. Каждый объект искусства имеет право на свой «голос», и вы можете выбирать то, что близко лично вам. Все остальное не столь важно.





Не знаю, как на вершинах новозеландских хребтов, а у меня на даче, в Новгородской области, бетонные плиты пешеходной дорожки, залитые...