Вот и пропускной пункт на охраняемую заповедную территорию. Молодой человек резко сбавил скорость, остановился, вышел из машины, и, наконец, его мысли полились в привычном, размеренном ритме.
Прошло ровно десять лет со дня ухода его деда, учёного-палеонтолога, в иной мир. Последние годы жизни он провёл в небольшом домике, среди своих любимых деревьев — сосен.
Здесь была так называемая аномальная территория, на которой произрастали танцующие сосны. Многих она привлекала, но редко кому удавалось найти в этих местах умиротворение, вдохновение и покой. С разрешения властей в глубине соснового леса было возведено несколько деревянных домиков, в которых жили учёные.
Упомянутый дом, как и всё научное наследие антрополога, был завещан Францу. Тогда, десять лет назад, он, студент третьего курса медицинского института, был возле деда. Старик уходил из жизни спокойно, как говорят в народе, по старости. Последние дни он находился в забытье, но вдруг очнулся и, устремив на внука ясный взгляд голубых, как чистое осеннее небо, глаз, едва слышно произнёс: «Горы щэ».
Тогда Франц, зная, что волею судьбы раннее детство дедушки прошло в украинском селе, решил, что дед говорил своему «я»: «гори ещё» (украинское — гори ще). Но сегодня утром он вдруг понял, что дед говорил «горище», что в переводе на русский означает «чердак». Франц за прошедшие годы пересмотрел всё, что хранилось на чердаке. Но, оказывается, пропустил что-то важное.
Зайдя в домик, молодой человек сел в кресло, в котором любил отдыхать дед, задумался, глядя в окно на танцующие сосны. Затем решительно встал и поднялся на чердак. Подошёл, словно по указанию невидимого навигатора, к дальней нише, в глубине которой в чехле лежала старинная кельтская арфа — любимый музыкальный инструмент деда.
Франц бережно достал арфу, тщательно осмотрел её. В резонаторе лежал небольшой пергаментный пакет, а в нём… — отшлифованный кусок янтаря, внутри которого миллионы лет назад застыл паук, довольно крупный (длина тела около 50 мм, конечностей — 75 мм).
Молодой человек был потрясён. Он, страстный любитель арахнологии, был уверен: таких пауков нет ни в одном каталоге мира — ни среди обитающих ныне на Земле, ни среди ископаемых.
Франц спустился вниз, вновь сел в кресло. Вспомнилась история, рассказанная бабушкой, собирательницей преданий и легенд, сказочницей и помощницей деда во всех его научных изысканиях, о янтарных пауках, якобы до сих пор живших на косе. Местные жители помнили рассказы своих прадедов о необычных пауках, плетущих шёлковые узорчатые мантии и разноцветные коконы.
С тех пор начались активные поиски янтарного паука. Всё свободное время он, его жена, учитель биологии в школе, и пятилетний сынишка Мартин проводили на косе. Осенью поиски неизвестных науке пауков результатов не дали. Зима прошла в доскональном изучении пауков Куршской косы.
Наконец наступило время каникул и отпусков, и семья обосновалась в домике в сосновом лесу. Мартин с самого утра убегал изучать окрестности. Порой его радостные возгласы привлекали внимание туристов, которые сбегались посмотреть на «новое» чудо природы.
Так мальчик «открыл» для себя паука мизумену косолапую (Misumena vatia), изменяющего свою окраску в зависимости от цветка, на котором он подкарауливает добычу (ловчих сетей не плетёт). Паук, одевшись в жёлтое убранство, спокойно сидел на лютике, надеясь схватить мошку, когда та усядется на цветок. В это время Мартин, увидев жёлтого паука, закричал: «Ура! Нашёл! Янтарный паучок!»
В другой раз юный исследователь поднял на ноги всех соседей, те сбежались на его радостные крики, извещающие о научном открытии нового вида пауков. Но, к разочарованию ребёнка, насекомое оказалось обычным агриопа Брюнниха (Agriope bruennichi) — крупным пауком с ярко-жёлтым брюшком. От радости мальчик даже не обратил внимания на характерные поперечные чёрные полосы на теле и лапках насекомого.
После этого случая Франц провёл с сыном беседу о недопустимости такой огласки ещё не подтверждённого открытия.
И вот однажды, когда все трое отправились в длительный поход по косе, Мартин, бежавший впереди родителей, действительно нашёл янтарного паука.
Дело было так. Франц, больше следящий за передвижением ребёнка, чем за живностью вокруг себя, получает на телефон сообщение от сына, находящегося буквально в ста шагах от него: «Подходите как можно тише. Отключите телефоны».
В это время Мартин распластался на земле и замер. Родители последовали рекомендации сына: стараясь не задеть ни одну веточку, не хрустнуть валежником, начали подходить к танцующей сосне, которая буквально слилась с травостоем, застыв в фантастическом па таинственного танца.
В метрах трёх от цели, взрослые улеглись на траву и по-пластунски начали подбираться к месту наблюдения. То, что они увидели, лишило их на мгновение дара речи. Точная копия паука, навеки схоронившегося в янтаре, предстала перед ними. Брюшко вишнёво-янтарного цвета, голова солнечно-жёлтая и лапы сочного янтарного цвета эффектно выделялись на фоне зелени.
Чуть поодаль сидел паук помельче. «Наверняка самец», — подумал Франц. Насекомое сидело, направив взор на избранницу, которая сосредоточенно что-то ткала из паутинок красного, жёлтого и оранжевого цвета, выходящих из нитеводной трубки, как предположил Франц, имеющей три, а может быть, и больше каналов. Впоследствии так и оказалось: когда самка ткала колыбельку для яиц, она добавила в узоры ещё зелёный и белый цвет.
Трое наблюдателей до сумерек не сводили глаз с пауков. За это время паучиха смастерила узорчатую накидку-мантию для самца, что само по себе не свойственно паукам. Чаще самки после спаривания просто-напросто съедают будущего отца, а те, чтобы выиграть время и успеть сбежать, преподносят зачастую самке какой-нибудь съестной дар.
У этих же особей процесс происходил, судя по наблюдениям, довольно романтично. До наступления полной темноты паучиха накинула на тело самца нарядную мантию, и в этот момент свет померк. Таинство спаривания, как подобает существам, наделённым разумом, происходило сокрытым от любопытных глаз.
Франц отправил жену и сына ночевать в домик, а сам остался дежурить, умостившись на ворохе валежника.
Едва забрезжил рассвет, самец выскользнул из-под мантии и отправился к кустику черники, росшей неподалёку. Он притащил оттуда два листочка и положил их возле спящей самки. Затем собрал кусочки сосновой коры, разложил её по листьям-тарелкам и начал передними лапами, на которых были особые приспособления-жернова, перетирать кору в порошкообразное состояние.
В этот момент подоспел Мартин с мамой. Паучиха вытянула лапки, словно потягиваясь, ласково потёрлась головой о брюшко самца, и пара приступила к трапезе. Высунув длинные языки, которых не наблюдается у обычных пауков, они неторопливо, с наслаждением слизывали пищу с импровизированных тарелок.
Семейство Франца ежедневно вело наблюдение за паучьей семейной парой. Все эти дни самец готовил пищу, а самка плела колыбельку-кокон, в которую через три недели отложила всего три довольно крупных яйца.
Как и полагается у пауков, яйца остались зимовать в коконе, чтобы весной паучки появились на свет, окрепли и начали самостоятельную жизнь.
Поздней осенью самка соорудила ещё два вместительных кокона, для себя и самца, в которые они, предварительно наносив запасы коры, устроились на зиму. Кокон с яйцами родители перед зимовкой переместили в глубокую щель в коре сосны. Свои же коконы спрятали невдалеке в небольшом дупле.
Самое интересное в этом уникальном наблюдении то, что никто ни разу не догадался включить камеру и заснять, хотя бы короткий, ролик из жизни янтарных пауков.
К сожалению, следующей весной и летом семейству Франца не довелось увидеть этих насекомых. На месте наблюдения остались лишь три полуразвалившихся кокона, из чего Франц сделал вывод, что янтарные паучки — странствующий и немногочисленный род пауков.
Поиски продолжаются, и возможно, в ближайшие годы нам посчастливится увидеть документальный фильм о жизни этих удивительных созданий природы. Изымать их из естественной среды обитания наблюдатели не собираются.
10 лет статье, а вопросы вызывает по-прежнему. Значит статья поднимает значимые вопросы. А было ли это в мыслях художника - дело десятое....