• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Ткачев Грандмастер

Почему я разлюбил кино?

Мы живём в мире, который сами наделяем смыслами. По сути, в мире фикций и смыслопроекций, которые являются истинными или нет, исключительно в свете наших мыслительных перцепций. Одна из таких культурно-этических фикций — синематограф, или кино.

Джеймс Элдер Кристи, «Крысолов из Гамельна», 1881 г. Фото: общественное достояние

Кино в основном бывает художественное, или fiction — термин, который в английском языке точнее отражает смысл и значение слова, нежели в других языках, культурно-художественная фикция.

Так чем же плохо (художественное) кино и чем оно мне лично не угодило?

1. Начнем с того, что оно не плохо и не хорошо, оно — просто ложь. Или, скажем, «художественная красивая экзажерация». Преувеличение. Художественная выдумка, «иллюзион», как и назывался в самом начале синематограф — то есть «видимость», приятный обман, враньё.

2. Художественное кино — всегда орудие пропаганды. Причем не обязательно такой пропагандинистой пропаганды, когда под военные марши призывают умирать и убивать. Но и пропаганды для любого рода манипуляций, в одном ряду с религией и художественной литературой.

Ещё В. И. Ульянов-Ленин честно сказал, что кино и цирк являются важнейшими из искусств. Почему? Да потому, что куда эффективнее, чем другие СМИ, газеты и радио, позволяют манипулировать широкими массами.

3. Всякое художественное кино — изначальная ложь, даже если и «основано на реальных событиях», и даже если оно «документальное». Ибо оно — всегда «по заказу Госфильмофонда». Ну, или «по заказу» box-office — собирания максимальных барышей с зрителей-зевак. И уже поэтому не может быть чем-то достоверным, честным и непредвзятым.

Почему я разлюбил кино?
Фото: по лицензии PxHere.com

Кино — изначально художественная ложь, потому что режиссеры и Ко, в целях суггестии — внушения и вызывания зрительских эмоций, прибегают к художественным образам, которых нет в реальной серой жизни или они крайне размыты и «серо-буро-малиновее» в целях живописания более ярких образов — к литературным крайностям. Оно втискивает истории жизни и смерти в полуторачасовые рамки, на выходе получая художественный сгусток, концентрат крайних чувств и эмоций, всегда искусственный продукт.

4. Кино — всегда суггестия, инструмент воздействия на Эмоцио. (Отсюда кино больше любят дети, женщины и несерьёзные мужчины).

Жизнь — реальность. Кино — внушение того, чего в жизни нет или чего очень мало, или оно размазано по годам и десятилетиям, судьбам и людям. И посему жизнь никогда так не «сконцентрирована» и не страшна, как иллюзион — кино.

Лет через пятьсот кино будет казаться нашим потомкам чем-то вроде римских колизеев, где гладиаторы разыгрывали спектакли жизни и смерти, или праздниками ацтекских жертвоприношений с вырыванием сердца у «главного героя», средневековой базарной площадью, где сжигают ведьму, а народ пошел поглазеть и получить яркие эмоции.

И уйдет постепенно, как сегодня уходит примерно цирк. А на его место придут более эффективные и короткие формы общественной суггестии, которым народ будет так же верить и следовать за ними, как крысы за крысоловом с дудочкой-новым иллюзионом прямиком в мозг.

Статья опубликована в выпуске 24.01.2025

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 24 января 2025 в 08:40 отредактирован 24 января 2025 в 08:41 Сообщить модератору

    Не говори красиво, о друг мой Аркадий! - сказал Базаров...
    Не надо употреблять термины, смысла которых, в общем, не знаешь, но о котором догадываешься.
    Этак и волны у вас будут падать стремительным домкратом, как у поэта из Ильфа и Петрова.
    Термин "мыслительная перцепция" - изобретение автора. А вообще, перцепция — это способность человеческого организма воспринимать и интерпретировать информацию, получаемую от органов чувств.
    В одном автор прав, кино когда-нибудь уйдет, будучи заменено какими-нибудь трехмерными голографическими фильмами.
    Кино, в самом деле, fiction, не правда, но и не ложь, но такова ВСЯ художественная литература. потому - и Жюль Верн и Джек Лондон, Диккенс, Бальзак, Шекспир и ВСЕ остальные писатели и поэты - суть лжецы...
    А кино ценно тем, что фильмы/сериалы показывают нам жизнь и быт, скажем, чужих стран - и, чтобы их смотрели свои, она, может быть и не желая того, показывают нам не только позитив, но и негатив неизвестной нам жизни.
    Или - показывают жизнь 90х тем, кто в 90е ходил пешком под стол и из тех времен помнит только западные мультики.
    Просто надо смотреть фильмы, думая.

    Правда - в последнее время западные и наши фильмы полны какого-то мусора, западные бездумно снимают на базе комиксов, там часто нет содержания, а только видеоэффекты. К сожалению, по этой дорожке пошли и наши киношники.
    Но многие фильмы наши и западные - умны и помогают либо узнать новое, либо поддержать настроение - или даже сделать его.