• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Профессионал

Троянский олень. Кто ворует семейный праздник?

Добрая история о попытке компьютерного вируса испортить новогодний праздник. Для повзрослевших детей любого возраста.

Фото: Tadeusz Zachwieja on Unsplash

В уютной квартире семьи Светловых царила предновогодняя суета. За окном мороз рисовал причудливые узоры на стеклах, а внутри пахло мандаринами и шоколадным печеньем. Глава семейства, Дмитрий Светлов, с важным видом водружал на ёлку верхушку, которая, как водится, никак не хотела держаться прямо.

— Дим, левее! Нет, правее! Ой, так всё равно криво, — командовала с дивана супруга Настя, расположившись на новом пледе с оленями и просматривая на ноутбуке рецепты для новогоднего меню.

— Сама бы попробовала на этой шаткой стремянке балансировать, — огрызался Дима. Но он был упорным человеком, и верхушка у ёлки всё-таки встала ровно, хоть и с пятой попытки.

Их дети — пятнадцатилетняя Аня, уже уткнувшаяся в телефон, и одиннадцатилетний Ваня, пытавшийся ровно повесить гирлянду по периметру окна, — завершали украшение.

— Дети, вы не забыли разослать новогодние открытки всем родственникам? До праздника осталось совсем чуть-чуть, — спросила Настя, отрываясь от планирования новогоднего меню.

— Мам, вот это ты сказала! Информационный век на дворе, — фыркнула Аня, не отрывая глаз от экрана телефона. — Кто сейчас эти бумажные открытки вообще отправляет? Я всем в мессенджерах красивые гифки разошлю. Смотри, какая милота у меня есть: танцующие пингвины!

Она показала маме свой телефон. На его экране под весёлую музыку забавно приплясывали несколько симпатичных пингвинов в красных колпаках с белыми помпонами. Дмитрий, слезая со стремянки, мельком взглянул на изображение и сказал дочери:

— Симпатичные. Только смотри, от кого они к тебе попадают. В новостях предупреждали, что сейчас вместе с открытками мошенники рассылают опасные компьютерные вирусы.

— Пап, ну ты прям как наша бабушка, — закатила глаза Аня. — Это от Кати, моей одноклассницы. Она всегда где-то такие прикольные штучки находит и всем подружкам их рассылает.

В этот момент в прихожей зазвонил стационарный телефон. Через минуту в гостиную заглянула бабушка Валя, мама Насти, с выражением глубокой озабоченности на лице.

— Внученька, тебе сейчас твоя подружка звонила. Какая-то Катя. Вежливая такая. Катя сказала, что хочет тебе сюрприз на праздник сделать. Ей нужно срочно прислать тебе новогоднюю открытку, а она вот случайно твой номер позабыла. Я ей номер твоего мобильного телефона и продиктовала…

Аня похолодела и произнесла дрожащим голосом:

— Бабуль, что ты наделала?! Никому нельзя давать мой номер! Мои подружки его и так знают. Он у них у всех в телефоне забит. Мы постоянно в соцсетях общаемся.

— Да я же хотела как лучше, — развела руками бабушка Валя. — Она вроде такая культурная. Поздоровалась со мной, поздравила меня с наступающим праздником, спросила про моё здоровье…

В этот момент на все мобильные телефоны в квартире Светловых почти синхронно пришли сообщения.

На телефон Ани — от «Кати» с текстом: «Срочно! Открой новогодний сюрприз! Только для тебя!» и файлом «Веселый_подарок.exe».

На ноутбук Насти — от неизвестного номера: «Настя, это твоя давняя подруга Ира! Мы с тобой вместе учились. Давно не виделись! Посмотри, как я изменилась за 20 лет!» — со ссылкой.

Даже у Дмитрия, ненавидевшего чаты соцсетей, на мобильном телефоне всплыло: «Уважаемый Дмитрий Алексеевич! Коллектив „Веселых елок“ поздравляет Вас с наступающим праздником! Вы выиграли путевку на Багамы! Подтвердите свою личность по ссылке».

Наступила тишина, нарушаемая только ритмичным миганием гирлянды. Ваня первым нарушил тягостное молчание:

— Что это было?

— Кажется, — медленно проговорил Дмитрий, — нас только что атаковали новогодние мошенники.

И тут опять раздался голос бабушки Вали.

— Ой! Я, кажется, нажала что-то не то, — испуганно воскликнула она, рассматривая свой новенький смартфон, подаренный ей недавно на день рождения. — Тут такая милая открыточка пришла: котенок в варежке. Я в него пальцем ткнула, а он… мне теперь… какую-то собаку показывает и требует за неё криптовалюту!

Дмитрий бросился к ней.

— Валентина Степановна, дайте сюда ваш телефон! И, пожалуйста, не нажимайте больше ничего!

Но было уже поздно. Телефон бабушки начал вести себя как-то странно. Сначала экран совсем погас, а потом засветился каким-то неестественно ярким синим светом, а из динамика раздалась искаженная мелодия песни «В лесу родилась елочка». Звучащая музыка была противной и напоминала расстроенное пианино.

— Интересно, — сказал Ваня, очарованный техническим коллапсом. — Это такой сюрприз новогодний?

— Это, сыночек, называется «Бабушка поймала вирус», — мрачно пошутил Дмитрий, пытаясь перезагрузить телефон своей тёщи.

Тем временем на включенном ноутбуке Насти, стоящем на столе рядом с ёлкой, сам собой открылся браузер. Курсор, движимый неведомой силой, пополз к поисковой строке.

— Дим! Смотри сюда! — закричала Настя.

Семья собралась вокруг ноутбука. Курсор, подрагивая, набрал: «Лучшие кредиты под 0% на Новый год!» — и сам нажал Enter.

— Хм, — сказал Дмитрий. — Какой вежливый вирус! Заботится о нашем финансовом благополучии.

— Папа, это не смешно, — заволновалась Аня. — У меня все пароли сохранены в браузере!

Но голос Ани оборвался, потому что её собственный телефон издал бодрый звук денежного перевода. На экране высветилось: «Перевод 5000 руб. пользователю @Ваш волшебник исполнен».

— Мои деньги! Я копила на новые кроссовки, — взвыла Аня.

В квартире начался хаос. Бабушкин телефон продолжал играть зловещую «Елочку». Ноутбук Насти начал сам рассылать всем контактам в мессенджере открытку с вирусом: «Дорогие друзья! Срочно откройте! Вы получили новогодний подарок!». А на умном телевизоре, гордости Дмитрия, включился сам собой и начал транслироваться ролик о чудодейственных таблетках для похудения.

— Всё! Хватит! — рявкнул Дмитрий, придя в себя и обретая, наконец, командный голос. — Срочно отключаем Wi-Fi!

Через пять минут Светловы сидели в гостиной вокруг нарядной, но теперь почему-то казавшейся зловещей, ёлки. Wi-Fi роутер был выдернут из розетки. Гаджеты, как пойманные преступники, лежали в центре стола.

На телефоне бабушки Вали уже садилась батарея, и поэтому он музицировал уже значительно тише. Ноутбук Насти угрожающе мигал. Смартфон Ани изредка вибрировал, как будто получая уведомления из параллельного мира. Мобильный телефон Дмитрия зловеще молчал, но это молчание было уж слишком подозрительным.

Ваня, единственный обладатель старого кнопочного телефона, оказался неуязвим и чувствовал себя королем ситуации.

— Значит, так, — начал Дмитрий, как генерал перед решающим сражением. — Мы подверглись скоординированной кибератаке неизвестными лицами через новогодние открытки. Их целью, скорее всего, является похищение наших личных данных и денежных средств со счетов. Что предлагаете?

— Вызвать компьютерного мастера, — сразу сказала Настя.

— Мам, сегодня 30 декабря! Не найдем мы сейчас никакого мастера, — возразила Аня, утирая слезы. — Мои пять тысяч… Мои новые кроссовки на весну!

— Не плачь, внученька, — сказала бабушка Валя, уже оправившись от первоначального шока. — Деньги — дело наживное. А вот нервы надо беречь. Я вот раньше, бывало…

— Валентина Степановна, про то, что вы раньше, все уже много раз слышали, — мягко остановил её Дмитрий. — Нам нужно решить, что сейчас делать.

— А я предлагаю, — неожиданно сказал Ваня, — сходить к нашему соседу дяде Игорю. Он же айтишник! Он у себя дома вон сколько всего наворотил: и свет голосом включает, и чайник через интернет кипятит. Ему любой вирус по плечу!

Логика одиннадцатилетнего мальчика была железной. Игорь Иванович, их сосед сверху, действительно был местной легендой в области всего цифрового. Правда, легендой слегка чудаковатой.

Троянский олень. Кто ворует семейный праздник?
Фото: Jakub Żerdzicki on Unsplash

Через некоторое время Светловы, взяв с собой зараженные устройства как вещественные доказательства, стояли на пороге квартиры компьютерного гения. Дверь открыл сам Игорь Иванович — мужчина лет пятидесяти, в халате с рисунком в виде маленьких ёлочек и в очках с толстыми линзами.

— Светловы? С наступающим! А что это вы такие грустные? Наверное, вирус подхватили, — пошутил он.

— Игорь Иванович, да вы пророк! — с надеждой воскликнул Дмитрий. — У нас именно вирус. И, скорее всего, не один.

Квартира Игоря Ивановича напоминала что-то среднее между центром управления полетами и свалкой электроники после праздничной распродажи. Повсюду мигали лампочки, жужжали системные блоки, а на огромном мониторе бежали непонятные зеленые строки кода.

— Ну-ка, давайте рассказывайте всё по порядку, — важно сказал Игорь Иванович, усадив семью Светловых на диван, заваленный проводами.

Ему подробно изложили всю историю. Он слушал и понимающе кивал, попивая чай из кружки.

— Классика жанра, — заключил он, осмотрев устройства. — Фишинг под Новый год. Используют социальную инженерию: предпраздничную суету, чувство ностальгии («вместе учились 20 лет назад»), жадность («выигрыш путевки»), милоту («котенок в варежке»). Программа — троян. Самораспространяющийся. У вас он, похоже, и в локальной сети уже похозяйничал. Смотрите сюда.

Игорь Иванович подключил ноутбук Насти к своему загадочному аппарату с множеством индикаторов.

— Видите эти процессы? Это «Троянский олень. exe». Он выгрузил историю браузера, попытался получить доступ к паролям, но, к счастью, у вас менеджер паролей не стоит, так что большинство он просто скопировал в виде файликов. Он же разослал себя дальше по вашим контактам. А на телефоне вашей бабушки… О, это настоящий шедевр, — Игорь Иванович захихикал. — Тут даже не троян, а целый эльф! Он файлы не шифрует, а просто меняет обои на фото печальной собаки с текстом: «Переведите 5000 рублей на этот кошелек или ваша ёлка сгорит». Символично, но примитивно.

Аня робко спросила:

— А мои пять тысяч можно как-нибудь вернуть?

— Давайте проверим историю операций, — Игорь Иванович постучал по клавиатуре. — Хм. Перевод был, но на мертвый кошелек. Его уже заблокировали. Деньги, скорее всего, зависли и возможно, что через несколько дней вернутся обратно. Тебе повезло, что сумма маленькая — большие уводят мгновенно.

— Ура! — Аня аж подпрыгнула на диване. — Значит, мои кроссовки спасены!

— А что же делать с остальными устройствами? — спросил Дмитрий.

— Лечить, — вздохнув, провозгласил Игорь Иванович. — Но лечение будет немного нетрадиционным. Для начала — полная изоляция. Ваш домашний Wi-Fi я уже вижу в списке зараженных сетей. Надо его «прожарить».

— Мы его не жарили, — не к месту сказала бабушка Валя. — Мы его варили. В супе. Очень вкусно получается.

— Мама, это про роутер, — шепнула ей Настя.

Игорь Иванович, не обращая внимания на сторонние разговоры, уже что-то собирал из плат и проводков.

— Я подключу к вашему роутеру свой усилитель-дезинфектор. Он создаст импульс высокой частоты, который выжжет вредоносный код из прошивки. Потом нужно будет сменить все пароли — абсолютно все, от почты до приложения «Госуслуги», и установить двухфакторную аутентификацию.

Затем Игорь Иванович внимательно посмотрел на телефон бабушки Вали, который теперь издавал только слабый писк.

— А на телефоне бабушки лучше всего сделать откат к заводским настройкам. Контакты у вас в sim-карте или в памяти телефона?

— В памяти, — чуть не заплакала бабушка Валя. — Там все мои подружки, рецепт торта «Наполеон» от Людочки с третьего этажа и фото моего кактуса, когда он цвел в 2018 году!

— Не беда, — успокоил её Игорь Иванович. — Мы сначала сделаем дамп — то есть снимок — всей информации, потом почистим телефон, а потом вернем обратно только контакты и фото кактуса. Без вируса.

Работа закипела. Игорь Иванович превратился в настоящего кибер-шамана: бормотал про «брандмауэры», «антивирусные песочницы» и «сигнатуры угроз», щелкал переключателями, заставляя мигать лампочки на своих устройствах. Светловы наблюдали за ним, затаив дыхание.

Через два часа основные работы были завершены. Домашняя сеть «прожарена», вредоносный код удален с ноутбука и мобильного телефона. Смартфон Ани пришлось полностью перепрошивать.

— А теперь, — сказал Игорь Иванович, вытирая пот со лба, — самый важный этап. Профилактика. Чтобы не попасться снова.

Игорь Иванович усадил Светловых вокруг своего огромного стола, разложив перед ними листы бумаги и ручки.

— Сейчас вы пройдете тест на киберграмотность. Итак, вопрос первый. Вам приходит сообщение: «Мама, это я, срочно нужны деньги, мой телефон разбился, пишу с чужого номера». Ваши действия?

— Переведу, конечно, — сразу сказала Настя. — А вдруг и правда Анечка в беде?

— Ну, мам, — возмутилась Аня. — Позвони мне на старый номер! Или спроси, как звали нашу первую собаку!

— Правильно, — похвалил Игорь Иванович. — Всегда нужно использовать «слово-пароль», известное только вашей семье. Или позвонить на основной номер. Вопрос номер два. Вы видите в соцсети флешмоб «Посмотри на своё фото двадцатилетней давности, обработанное искусственным интеллектом», и нужно загрузить свое сегодняшнее фото. Вы…

— Загружу, конечно, — сказала бабушка Валя. — Мне интересно посмотреть, какой я была красавицей!

— Осторожно! — Игорь Иванович поднял палец вверх. — Через такие флешмобы собирают фотографии для обучения нейросетей или даже для создания фейковых аккаунтов. Лучше не участвовать. И самое главное правило: никогда, слышите, никогда не открывайте вложения и не переходите по ссылкам от неизвестных отправителей. Даже если там милейший котенок или обещают гору золота. Особенно перед Новым годом!

Он рассказал им о том, как мошенники используют наши эмоции, создают ощущение срочности («Срочно открой! Предложение ограничено!»), подделываются под наших знакомых (воруют их аватары и номера телефонов).

— А как же нам тогда поздравлять родных и друзей с праздником? Это же невежливо будет, если не поздравить, — спросил Ваня. — Вдруг мне друг нормальную открытку пришлет?

— Можно, например, использовать проверенные сервисы — те, где не нужно будет ничего скачивать. А лучше всего — позвонить и поздравить словами, — улыбнулся Игорь Иванович.

Светловы вышли из квартиры Игоря Ивановича поздно вечером, неся в руках свои чистые гаджеты. Бабушкин телефон блаженно молчал. На электронный кошелек Ани через три дня должны были вернуться украденные пять тысяч рублей. Но главное, что они получили — это было новое знание.

— Значит, так, — сказал Дмитрий уже у себя дома, глядя на нарядную елку, которая вновь показалась всем красивой. — Теперь у нас тотальная цифровая гигиена. Меняем все пароли, проверяем настройки приватности, учим бабушку Валю безопасному пользованию мобильным телефоном.

— И заводим кодовое слово семьи, — дополнила Аня. — Например, «Оливье»!

— Нет, «Мандарин», — сказал Ваня.

— Давайте «Снеговик», — добавила Настя.

— «Снеговик» так «Снеговик», — согласился Дмитрий. — Если кто пишет с просьбой о помощи, сначала спрашиваем: «Какой у нас семейный пароль?» Не скажет слово «Снеговик» — значит, мошенник.

Троянский олень. Кто ворует семейный праздник?
Фото: Nika Benedictova on Unsplash

Бабушка Валя всё это время молчала, а потом сказала:

— А я знаете, что думаю? Раньше открытки бумажные были. Купишь, подпишешь её просто: «С Новым годом! Здоровья, счастья, успехов!» — марку наклеишь и бросишь в почтовый ящик. И никто ни у кого никакие пароли не воровал. Может, нам вернуться к старым бумажным открыткам?

Все задумались.

— Знаете, а бабушка ведь права, — сказала Настя. — Давайте купим красивые бумажные открытки, подпишем их всем родным и друзьям настоящими чернилами и отправим по почте. Пусть придут в январе — зато от души и без вирусов!

— А я сделаю открытки своими руками, — оживилась Аня.

— А я придумаю для каждой открытки свой стишок, — пообещал Ваня.

Так, благодаря компьютерному вирусу, семья Светловых не только повысила свою киберграмотность, но и решила возродить чудесную традицию поздравления с Новым годом с помощью бумажных открыток.

А история о том, как «Троянский олень» чуть не украл у них Новый год, стала семейной легендой, которую они всегда вспоминали, сидя за праздничным столом.

Статья опубликована в выпуске 3.01.2026

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: