Молчание и результаты деятельности
Отчего нам известны труды философов, признанных мудрыми? И посмотрите на особенности жизни «плодовитых» или выдающихся людей, пополнивших копилку мировых знаний в научной, культурной и др. сферах. Им свойственен некоторый аскетизм или по крайней мере ограниченное общение в социуме, сложные личные или семейные отношения.
Разумеется, в разъяснениях явления не одна, а комплекс причин, однако очевидно, что сбереженная от «необщительности» (намеренно или вынуждено) энергия проявляется в результатах их труда. Так работает принцип заместительной компенсации, довольно известный в психоанализе.
- Проще говоря, если надолго прекратить говорить, число потенциально активных нейронов мозга, задействованных в процессе речи, не уменьшится, но нейроны используются для других задач в формате саморегуляции мозговой деятельности.
По тому же принципу обостряется слух у невидящих, происходит содействие другим когнитивным функциям. Практикующим педагогам, признанным в научном сообществе ученым, мастерам художественного слова, специалистам в ораторском искусстве и даже актерам приходится много работать при подготовке лекций, книг, выступлений. И как правило, подготовительная работа связана не только с изучением материала по теме, исследованиями, но и записями конспектов. Это — визуализация памяти.
Отсюда напрашиваются промежуточные выводы: чем меньше говоришь, тем больше делаешь.
В этом смысле речевая активность — разговор — является помехой профессиональной деятельности. Есть случаи, когда очно познакомившись с условно замкнутым человеком, вы субъективно понимаете, что он менее интересен, чем его творческий мир, его произведения. Но каждый случай индивидуален.
Кроме того, творческие люди — натуры, весьма подверженные настроению. А некоторые настолько принципиальны, что «туши свет»: что не слово — мнение, аргумент, позиция, порыв… Разумеется, с ними непросто. Тем не менее человек с широким мировоззрением, его внутренний мир и опыт всегда интересны, если он вам его покажет.
Итак, речевая активность мешает в определенных случаях, связана с потерей энергии и в быту, да. Но перечисленные выше деятели, компенсирующие общение в социуме своим самовыражением, вовсе не агностики и не аскеты в чистом виде. Они живут так, как хотят, то есть сами регулируют общительность и голосовую активность. Когда им надо — они очень даже общительны, креативны, экспрессивны и запоминаются надолго. Вот и весь секрет.
Випассана
Многие осведомлены о таком выражении как «устал (а), надо отдохнуть, где там моя дача». Нередко физическая усталость связана с усталостью эмоциональной, с «картинкой перед глазами»: к примеру, в урбанизированном мегаполисе — толпы людей, подчас возбужденных, а нередко агрессивных. К сожалению, явление имеет накопительный эффект, в том числе его связывают с проблематикой профессионального выгорания. Но есть проверенные методики.
Практика десятидневного молчания распространена в восточных деноминациях. К ней прибегают, чтобы справиться со стрессом, успокоить нервы, «лучше понять или почувствовать себя».
Випассана — одна из древнейших техник медитации, зародившихся в Индии; превалирующая концепция — «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле». Даже в 2023 году ХХI века популярна в мире.
Десятидневный и добровольный обет молчания, отказ от связи с внешним миром действительно оправдывает себя. Причем сроки, как и в оздоровительной диете, можно регулировать по длительности.
Практика может быть разной. Если пока нет опыта, желания нарушать общественные правила смелым заявлением «я так хочу», то можно в письменной форме разъяснить, что простудился, болит горло, потерял голос. Превратитесь в стороннего наблюдателя событий хотя бы на неделю.
Морально приготовьтесь к следующему. Сначала будете удивлены, что люди о вас почти забудут, что вы тут, рядом. Перестанут обращаться, спрашивать. В свою очередь, вам надо перенести то, что по привычке захочется встревать в разговор, сообщать свои реплики, мнения. Это непросто, особенно для общительных натур. Но… возможно.
Вскоре станет понятно, что без вашего мнения «небо не падает на землю», а мир продолжает существовать и глупить. Но есть и «плюс»: вы лучше поймете людей, научитесь их слышать, в том числе иначе увидите свое «место» и, может быть, значение в сообществе и отношениях с окружающими. Станете спокойнее, сдержаннее, терпеливее, в целом мудрее.
И главное, время эксперимента пройдет быстро. Кроме того, что вы вольны прервать его в любой момент, после окончания 7−10-дневного экспириенса вы поразитесь тому, как преобразился мир вокруг вас, обладателя новых знаний. Нечто подобное дает человеку оздоровительная диета. Но диета молчания для сознания дает больше.
Результаты
Ценный опыт имеет накопительный эффект, и он не заставит себя ждать. Ценность опыта не только в показной интроверсии, чем «болеют» многие активные пользователи социальных сетей. Оказывается, уместные и адекватные беззвучные жесты недурны: кивок головой и вежливая улыбка — в благодарность, в качестве приветствия, прощания, даже реакции на ругательство. В результате начнешь лучше понимать и себя, и другого.
В означенной практике возможно переосмысление ситуаций прошлого, если не торопясь размышлять и задавать себе вопросы: «почему он (а) видел (а) ситуацию именно так?», «как мои поступки видятся со стороны?» — это шаг к переосмыслению поступков и пониманию другого.
Избавление от нежелательных споров, детерминирующих нервную систему, а также пустых разговоров, отнимающих бесценное время — тоже плюс.
Большинство фигур речи, слов и фраз, которые мы употребляем, никому не нужны. У подростков можно понять желание выделиться через браваду слов и компиляций чужого опыта. Китайцы, правда, тоже очень много говорят — национальная черта, они это делают, чтобы «не потеряться». Можно ли им простить? Разумеется.
Если не от моих слов, а по собственному разумению вы придете к тому же выводу — это очень важно. Импульсивное желание что-то сказать «в ответ» или даже спросить, не подумав о том, что решение может быть найдено моментально самостоятельно (если речь не идет о знакомстве, воспитании детей, опасной ситуации — тут другое) лучше придержать. Рекомендую взять диктофон или лист бумаги, ручку и записать хотя бы что-нибудь. За это время, поверьте, желание сказать глупость или спросить — отпадает.
Суть практики випассаны не в том, чтобы молчать «во что бы то ни стало». Вы можете разговаривать с воображаемым собеседником, даже с самим собой — в формате внутреннего диалога это и так происходило. Ограничения разговора в социуме, особенно по пустому поводу, типа «Ой, ужас», «Ну, у нас как всегда через…», или когда спрашивают очевидные вещи только затем, чтобы получить ответ, на самом деле ненужный, а лишь бы завязать разговор — одно из правил индийской практики соблюдать молчание. Суть гораздо глубже. Ее уместно рассмотреть в нескольких аспектах.
Научившись ценить свой дар — слово, не распространять его «всуе», не отвечать на все услышанное и увиденное, не комментировать, чтобы «просто ответить», не переходить на личности, чтобы «мое слово осталось последним» — несусветная глупость. И тем более не критиковать ввиду зависти. Человек понимает ценность другого человека, его мнения, свободу выражения, то есть сначала пытается, а затем научается уважать его мнение, его как личность.
Привычка к ограниченному словоблудию и словоизвержению приводит к глубоким, не потревоженным суетой размышлениям о сути происходящего, о многогранности и ценности мира. То есть пониманию его конечности и важности человека как единственного вида живого на планете Земля, который осознает свою конечность.
Уединение или чувство, когда почти ничто не отвлекает, ведет к миру и гармонии, спокойствию и адекватным реакциям — без применения таблеток. Человек открывает новые грани мира и новые свои возможности. То есть живет вне суеты более осознанно. Он также не лишен найти единомышленников и развивать общение.
Это один из методов не только привлечения внимания, но и практики внедрения в социальных стратах нашей страны культурного общения на основе взаимоуважения и взаимопонимания, практики критического мышления, когда удается решить хотя бы несколько важных проблем. Этой практики, как известно, не учат.
Каждый должен отвечать за себя, одной совести на всех быть не может. Среди любой социальной страты возможны лень, «барство», коварство, распущенность, жестокость, несправедливость на основе эгоизма — это свойственно человеку вообще, вне зависимости от доходов и образования.
Главное — установить и соблюдать «моральные рамки», в которых низменные качества каждого не будут превалирующими в определенных обстоятельствах. Этому может помочь только культура, вернее окультуривание. И то весьма инертно. Пока мы видим, что проще действовать насильственными, а не гуманитарными методами, пытаться «заставить», «переломить», навязать. И миром, к сожалению, правит глупость; все худое — от нее.
Следующие поколения в условиях превалирующего искусственного интеллекта не будут лучше нас; в моральном плане человек не меняется. Всегда у кого-то найдется повод быть недовольным. Что, и тогда внедрять насильственные методы во имя прекрасного будущего? И выхода, казалось бы, нет. Все потому, что человек не собой занимается, а другими, не себя пытается изменить, а другого. Это недомыслие можно изменить доступными практиками, описанными в статье.
Если практиковать молчание или даже отказаться от сотовой связи, плохого не произойдет. Самое сложное — вытерпеть 3−4 дня. Затем страх уходит, начинается привычка к совершенствованию, исправлению и прежде всего — себя.
Как же была решена проблема производства зерна в наше время и кто такой Патрушев-мл. ?