Я даже слышал историю о том, как на психологическом тренинге требовалось определить, кто говорит неправду — и один из участников всякий раз угадывал. После оказалось, что он определял по невербалике, точнее по пантомимике, по неосознаваемым движениям, легкому тремору, нервным повторяющимся действиям, похожим на тики. В общем, принято считать, что словами мы обманывать можем, а вот телом, ощущениями, прикосновениями и прочим — нет, ведь «тело лгать не умеет».
Да с чего же мы это взяли? Во-первых, если телом нельзя обмануть — как быть, например, с актёрской игрой? С мимикой и пантомимикой? Да играй актеры только голосом, вы бы их смотреть не стали! А в единоборствах, чем мы обманываем, когда имитируем ложную атаку? Словами, что ли, говорим: сейчас я изображу удар вон туда, а ты поверишь? Нет, это делается телом, и делаться должно максимально убедительно, чтобы поверили по-настоящему, на телесном уровне, чтобы оппоненту захотелось защититься, даже если он не успел осознать это «головой»!
Есть и во-вторых, и оно похуже первого. Мне скажут: пускай можно обмануть телом, но наше-то собственное тело нас не обманывает! Не обманывает. Просто мы не всегда умеем его понять. И самый простой пример: наши бесчисленные проблемы с суставами и позвоночником. Наверное, многим знакомые не понаслышке. Частенько они порождаются элементарным неумением двигаться, неправильной осанкой. Все это постоянно перегружает суставы. Пусть незаметно, совсем чуть-чуть, но систематически и годами. Так, что однажды организм оказывается не в состоянии компенсировать многочисленные, но постоянно получаемые микротравмы. Вряд ли всякие остеохондрозы, артрозы и радикулиты были бы столь распространены, умей мы действительно понимать своё тело.

Или такая распространенная идея, что если нам хочется что-то съесть — значит, организм этого требует. Потому что именно в этом нуждается. Отсюда и опасность какой-нибудь «интуитивной диеты» с тем же посылом: что нужно ориентироваться на потребности своего тела. Я вообще нередко слышу, что если нам чего-то хочется — значит, этого «требует организм» и нужно ему, организму, непременно этого дать. Правда, почему-то многим как раз приходится прибегать к нормальным диетам именно потому, что слишком потакали своим «потребностям» и ели, что хотелось. Так с чего взяли, что вот теперь вдруг потребности стали правильными и здоровыми? Может быть, тут путаются потребности и желания?
Потребности — то, в чем мы реально нуждаемся. А желания — то, чего нам бы хотелось. Как, например, миллиона евро в месяц — тогда как чтобы более-менее нормально жить, достаточно зарабатывать тысячу. А еще нам нравится считать, что мы-то свой организм понимаем! Не то что вон тот гражданин, который ел, что хотел, и теперь весит два центнера. Мы-то, конечно, не такие! Не гордыня ли это, случаем, неспроста считающаяся самым страшным грехом? Вы стопроцентно уверены, что не путаете потребности тела с хотелками головы? А то, если следовать своим желаниям, я только пивом стану питаться. И шоколадно-безейными тортиками. Не ну, а че? Организм же требует?
Скажете, это не организм, а голова дурная? Ну, а чем тогда мое желание пить с утра пиво отличается от вашего есть вкусное? Как различить желания головы и тела? Кто из них двоих хочет, например, шоколада? Или жареной картошки с солёной рыбой, несмотря на язву желудка и больную печень? Или спать хочется от реальной усталости, от скуки, или потому, что хочется «исчезнуть» на время из не устраивающей реальности? Наконец, пресловутые «бабочки в животе» … они прямо на сто процентов говорят о любви или хотя бы о влюбленности?

Или просто об сексуальном влечении, порождаемом «чисто гормонами»? Которое наш мозг может интерпретировать как угодно… а скорее, как удобно? Он, мозг, весьма изворотлив, когда для душевного равновесия нужно принять желаемое за действительное. И он легко убедит сам себя (и нас заодно), что если чего-то хочется — значит, мы в этом нуждаемся. Ведь есть все подряд намного проще и приятнее, чем строго следовать какой угодно диете. Что после еды нужно непременно полежать. Что лежать и отдыхать вообще необходимо, ведь мы так устали, работая за компьютером! И что вот эта женщина (или мужчина) и есть та самая, к которой мы испытываем чувства, каких, кажется, ни к кому не испытывали. Ну, а как же? Вот и сердце екает, и ноги дрожат, и бабочки! Это же все настоящее?
Может, и настоящее. А может… ведь никто не сомневается в существовании модной в наше время психосоматики? Когда через телесные недуги проявляются психологические проблемы? Причём причины психологические, а симптомы объективные и реальные. Наконец, все слышали о конверсионной истерии? А об ипохондрии? Об ипохондрии точно слышали! И что выходит, ипохондрика следует лечить от всех болезней, которые он у себя «ощущает»? И даже без кавычек, потому что он и в самом деле ощущает.
По-моему, это все, что нужно знать о «не умеющем врать» теле и «организме, требующем полезного»…





Андрей Кашкаров, я читал Марка Твена. В смысле - у него был рассказ о том, как в раю выше чтят тех, кто реально "мог", но не "стал",...