Занятия пластилинографией с младшими школьниками отличаются от занятий с дошкольниками тем, что на уроках следует провоцировать детей на проявление индивидуальной творческой фантазии.
Конечно, сделать это легче, когда занятия проводятся индивидуально или в мини-группах (4 человека). Но возможно это и в группах до 8 человек. Причём лучше, чтобы дети работали в парах. То есть каждый создаёт свою индивидуальную картинку, но делится соображениями с соседом по парте, как лучше вылепить какую-то деталь, почему именно вот такого персонажа решено было нарисовать. Это не менее важно, чем внимание учителя. Потому что отношение к тому, что говорит учитель, одно — слова учителя воспринимаются как аксиома. А вот с соседом по парте можно и поспорить, и что-то из предложенного усовершенствовать.
Важен такой подход и потому, что младшие школьники нередко комплексуют и сознательно тормозят творческую фантазию. Иногда бывает, что школьники с достаточно развитым воображением, богатым словарным запасом, с лёгкостью умеющие сочинять различные истории и строить разнообразные речевые конструкции, не могут выполнить простого задания: придумать предложения с определёнными словами. Это бывает оттого, что дети просто боятся, что их предложения будут казаться смешными другим детям или недостаточно правильными учителю. То есть младшие школьники с лёгкостью выполняют именно шаблонные задания.
Занятия пластилинографией, таким образом, могут выполнять ряд очень важных задач, если их организовать с учётом этих особенностей и на каждом занятии укреплять взаимосвязь творческого мышления и упражнений со словами.
Можно направить внимание детей на сюжет картинки, немного ослабив требования к мастерству в изготовлении деталей. Особенность рисования пластилином в том, что ребёнок младшего школьного возраста так или иначе сможет сделать все детали своей картинки красивыми и своеобразными.
Важно, чтобы получилась индивидуальная, не похожая на другие работы картинка, хоть даже это и иллюстрация к одному и тому же произведению.
Произведения лучше брать небольшие, сказочного направления, прочитав один раз в начале занятия. Идеально подходят для этого сборники проекта «День сказки». В сборниках много сказок, они все интересны, можно найти сказки для разных возрастных категорий.
Занятие можно построить таким образом.
Вначале — чтение сказки. Это займёт 5−10 минут. Затем краткие отзывы о сказке учеников: понравилась, не понравилась, какую иллюстрацию хотелось бы нарисовать — 5 минут.
Следующие 20 минут — создание основного фона картинки и консультация с учителем, как сделать детали, кажущиеся сложными.
Тридцать минут на создание картинки вполне достаточно. В это время каждый ученик должен быть максимально самостоятельным, а учитель должен в индивидуальном порядке консультировать, как лучше сделать ту или иную деталь, доверяя общий замысел и сюжет картинки фантазии ученика.
Таким образом, на занятиях пластилинографией с младшими школьниками, также как и с дошкольниками, действует принцип: одно занятие — одна картинка. Только картинка отличается большей индивидуальностью и своеобразием.
ЗАЗ-965 звали еще и броневичком