* * *
Наблюдая за птицами и любуясь цветущими деревьями, мы с подругой вышли к началу набережной Нижнего озера, к скульптуре Герою Советского Союза капитану 3-го ранга Александру Маринеско. Соответственно, и сама набережная носит его имя.

Памятник был открыт в 2001 году и представляет собой часть центрального поста подводной лодки. Рядом, на табличке, размещена информация о том, что Маринеско был асом торпедных атак, совершил в Великую Отечественную войну шесть боевых походов и во время так называемой «Атаки века», 30 января 1945 года, потопил лайнер «Вильгельм Густлофф», а несколько дней спустя, 2 февраля, и транспорт «Штойбен».
Александр Иванович Маринеско был командиром подводной лодки С-13, торпедирование которой немецкого лайнера «Вильгельм Густлофф» с находившимися на его борту людьми (по оценкам историков — более 10 тысяч человек, в большинстве своем беженцы из Восточной Пруссии с детьми, а также, в значительно меньшей части, немецкие курсанты-подводники и другие военнослужащие,
Некоторые считают, что потопление лайнера было законным действием, так как «Вильгельм Густлофф» на тот момент времени являлся военным кораблём. На нём находились сотни специалистов-подводников, зенитные орудия, и судно сопровождалось конвоем из боевых судов. Другие считают, что атаку можно назвать военным преступлением, так как «Вильгельм Густлофф» считался гражданским, госпитальным судном, перевозившим мирных жителей.
Западно-германский институт морского права в Киле в 60-е годы ХХ века вынес заключение, что Маринеско не мог знать о наличии беженцев на борту, а если бы и знал, то имел полное право торпедировать судно, так как правительство Германии объявило Балтийское море районом военных действий и приказало уничтожать все суда противника, находящиеся в Балтийском море.
За потопление двух морских военных транспортов А. Маринеско представили к званию Героя Советского Союза, но награждение не состоялось. Александр Иванович был человеком буйного и авантюристичного склада, любил выпить, часто нарушал воинскую дисциплину. Такое поведение и характеристики командования о негативных качествах моряка-подводника, которых у этого офицера было достаточно, стали причиной отмены награждения. В числе самых серьезных обвинений стал загул в новогодние праздники со шведкой — хозяйкой ресторана в финском Ханко, где тогда располагалась база Балтийского флота.
Звание Герой Советского Союза 
На правом берегу Нижнего озера, практически напротив памятника А. Маринеско, установлен памятник летчикам французского истребительного авиационного полка «Нормандия-Неман», которые принимали участие в боях за Кёнигсберг и в воздушных боях за освобождение Литвы при форсировании реки Неман.
Монумент выполнен из чёрного гранита, на котором размещены силуэты самолётов и эмблема авиаполка. На обратной стороне увековечен весь боевой путь французских лётчиков от Курской битвы до Восточно-Прусской наступательной операции. Полк принимал участие в воздушных боях на Курской дуге в 1943-м, в Белорусской операции в 1944-м, а в 1945 году участвовал в штурме города-крепости Кёнигсберг, сопровождая советские бомбардировщики.
Эскадрилья «Нормандия» была создана по инициативе Шарля де Голля и французского национально-освободительного комитета «Сражающаяся Франция». В её состав входили молодые французские летчики и авиационные механики. Им всем было чуть больше двадцати, но они хотели воевать против общего врага и стремились в СССР, где проходили самые главные и решающие битвы и сражения Второй мировой.
28 ноября 1944 года за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман приказом Верховного Главнокомандующего полку было присвоено почётное наименование Неманский. С тех пор он стал называться полком «Нормандия-Неман».
После окончания войны, в июне 1945 года, летчикам полка «Нормандия-Неман» были подарены самолеты Як-3. Сорок один французский лётчик вылетел домой, во Францию, на самолётах, подаренных им в СССР.
Поднявшись по ступеням от памятника французским летчикам, мы вышли на улицу Шевченко и стали разыскивать Дом Советов, так как в сообщении о том, где нас будет ожидать экскурсионный автобус, было указано, что паркинг расположен на площади у Дома Советов, рядом с немецким рестораном «Тетка Фишер». Ресторан мы нашли сразу. И паркинг обнаружили. А вот Дом Советов… Так и не увидели. По той причине, что его, как оказалось, просто-напросто нет.
Калининградский Дом Советов — здание, которое так и не было достроено. В течение двадцати (!) лет его возводили в центре города, на пересечении улицы Шевченко и Ленинского проспекта. Проект разрабатывался с 1968 года, планировалось воздвигнуть 28-этажное здание из двух высотных прямоугольных башен, объединённых на двух уровнях крытыми переходами. В нём должно было расположиться руководство Калининградского обкома КПСС и облисполкома.
Строительство началось в 1970 году, и сразу возникли сложности. От семи из запроектированных двадцати восьми этажей пришлось отказаться, так как непрочные, «мягкие» грунты не подходили для возведения такого высокого здания. Во второй половине 1980-х, когда здание было готово на 95%, строительство заморозили. В стране началась Перестройка, возникли проблемы с финансированием. Здание забросили, оно начало постепенно разрушаться и вскоре уже не подлежало восстановлению.
К 750-летию Калининграда, в 2005 году, сделали косметический ремонт фасада, а в мае 2023 года начался демонтаж несостоявшегося Дома Советов. В конце августа 2024 года здание было полностью демонтировано, поэтому нам не удалось увидеть знаменитый монументальный недострой Калининграда. Зато…
Зато удалось увидеть много чего другого. Экскурсионный автобус стоял на том самом месте, где должен был стоять, а Светлогорск и Зеленоградск уже ждали нас. Так чего стоим? Вперед, к новым калининградским достопримечательностям. Новым незабываемым впечатлениям!
Продолжение следует…





Другие считают, что атаку можно назвать военным преступлением, так как «Вильгельм Густлофф» считался гражданским, госпитальным судном, перевозившим мирных жителей.
Когда "другие" или их отцы топили госпитальные суда под красным крестом или суда с беженцами во время Таллинского перехода, или во время осады Одессы, или Севастополя - это у них в памяти не задержалось.
А вот когда военное вспомогательное судно военно-морских сил Германии, везшее многие тысячи военнослужащих, зенитчиков и зенитчиц, весь состав обученных экипажей подводников из Кенгсбергской школы подплава, шедшее не днем, под красными крестами (возможно, наши и купились бы), а ночью и в шторм, чтобы обезопаситься и от артиллерии с берега и от авиации и от подводников - все же попало под прицел Маринеско, а потом и на дно - так "другие" спустя много-много времени после войны начали вспоминать, что, кроме примерно 20.000 военных специалистов, там было 1000-1500 настоящих беженцев...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь, согласен на все сто.
Достаточно провести прямую аналогию: гибель теплохода "Армения" 7 ноября 1941 г. (несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых гражданских лиц, в т. ч. и с детьми). Точное число погибших неизвестно до сих пор, но никто не оспаривает бесспорного факта - эта катастрофа по числу жертв является одной из самых крупных в мировой истории мореплавания.
Но... Тем не менее. Существует и вот такая, справедливо (!!!) возмутившая тебя, точка зрения. Соответственно, я, как один из авторов, счел необходимым (не возможным, а именно необходимым) упомянуть и о ней.
0 Ответить