* * *
Так уж сложились, что жизнь этих трех людей — тем или иным образом, в той или иной её части — была связана с островом Иммануила Канта (бывшим островом Кнайпхоф).
- Последний магистр Тевтонского ордена и первый правитель герцогства Прусского Альбрехт основал располагавшийся на острове Кёнигсбергский университет.
- Профессор Юлиус Рупп преподавал в нем.
- А российский император Петр Первый, хоть и не был студентом этого авторитетного европейского учебного заведения, во время своего первого визита в Кёнигсберг жил на Кнайпхофе.
Поэтому, наверное, нет ничего удивительного в том, что памятники всем троим установлены на острове Иммануила Канта, в непосредственной близости от Кафедрального собора.

Чуть западнее могилы великого немецкого философа-идеалиста расположен памятник основателю Кёнигсбергского университета — герцогу Альбрехту. Он, секуляризировав земли Тевтонского ордена, преобразовал их в светское Прусское герцогство со столицей в Кёнигсберге и стал первым его правителем.
Один из самых близких сподвижников Мартина Лютера, Филипп Меланхтон, посоветовал герцогу открыть в Кёнигсберге университет, чтобы обеспечить герцогство в проповедниках новой лютеранской религии, чиновниках, дипломатах, учителях, врачах, юристах.
Первый университет в Кёнигсберге, открытый Альбрехтом 17 августа 1544 года на острове Кнайпхоф, недалеко от Кафедрального собора, назывался Академией. В память об основателе в 1656 году университет назвали «Альбертина».
Главным направлением университета было распространение немецкой культуры и лютеранства. Обучение проходило на четырёх факультетах: теологическом (богословском), юридическом, медицинском и философском. Математику и естественные науки преподавали на философском факультете. В XVIII веке университет получил признание в Европе, а в начале XX-го — и всемирное признание.

Рядом с могилой Канта у Кафедрального собора находится памятный знак с барельефом преподавателя Кёнигсбергского университета Юлиуса Руппа — теолога, профессора, общественного и церковного деятеля, основавшего в Кёнигсберге Свободную евангелическую общину «Друзья света».
Памятник установили 13 августа 1909 года в честь 100-летия со дня рождения Руппа. Бронзовый барельеф, закреплённый на большом камне, создала художница Кете Кольвиц, внучка профессора.
В нижней части валуна, на котором укреплен барельеф, высечены слова Юлиуса Руппа на немецком языке:
«Кто не живёт в соответствии с истиной, которую знает, тот является злейшим врагом этой истины».
Со временем оригинальный барельеф был утрачен. На восстановленном в 1979 году вместо портрета Юлиуса Руппа был изображен его зять — Карл Шмидт. Ошибка обнаружилась, и 2 июня 1991 года торжественно открыли памятник с копией первоначального барельефа работы Харальда Хааке. Копию восстановленного барельефа профессора предоставила его правнучка — Ютта Бонке-Кольвиц.

Слева от центрального входа в Кафедральный собор установлен памятник Петру Первому, а на фасаде собора размещена памятная табличка о посещениях им Кёнигсберга в 1697, 1711, 1712, 1713, 1716 и 1717 годах.
Памятник из темной бронзы, созданный московским скульптором
Первый раз Петр Первый посетил Кёнигсберг в 1697 году в составе Московского Великого посольства. Царь прибыл под именем дворянина Петра Михайлова на корабле «Святой Георгий».
Посольство разместилось на западной оконечности острова Кнайпхоф. Сам Пётр остановился в двухэтажном доме с балконом купца Негеляйна, стоявшем прямо на берегу Прегеля. Его владелец, 29-летний Христофор Негеляйн, сын нюрнбергского купца, сам торговец и банкир, через 14 лет станет бургомистром Кнайпхофа. Вполне возможно, что на его авторитет повлияло и то обстоятельство, что русский царь в первый же свой приезд в Кёнигсберг сделал молодого Христофора своим доверенным лицом.
В Кёнигсберге Петр обучался навыкам артиллерийского, бомбардирского и фортификационного дела.
По завершении дипломатической миссии Великого посольства были заключены договора между Россией и Бранденбургом «о подтверждении древней дружбы, о свободной торговле подданных обоих государств» и устное соглашение об оборонительном союзе.
Через несколько лет после возвращения Великого посольства в Россию Петру пригодились знания, полученные им в Кёнигсберге. Если внимательно ознакомиться с чертежами таких фортов нынешнего Кронштадта, как Кроншлот, Цитадель, Шанц, то можно обнаружить много общего с крепостью Фридрихсбург. А расположение заложенной зимой 1703−1704 года крепости, защищавшей подходы к Невской губе, оказались настолько удачными, что за всю историю Кронштадта мимо него к устью Невы не прошло ни одно неприятельское судно. Это, в свою очередь, позволило первому российскому императору спокойно заниматься строительством новой столицы и начать европейские преобразования, давшие мощный толчок развитию страны.
Наша небольшая экскурсия, к сожалению, быстро закончилась. Но остались самые приятные воспоминания об острове Кнайпхоф — сердце Кёнигсберга, и сохранилось ощущение особой атмосферы, которая присутствует в этом замечательном месте с многовековой историей и великой культурой.
Продолжение следует…

Как интересно пересекаются судьбы самых разных людей.
Спасибо за рассказ, Константин
Оценка статьи: 5
0 Ответить