* * *
Завершив прогулку по Танцующему лесу, мы проехали к самой дальней точке Куршской косы на российской территории. На 42-м километре, рядом с поселком Морское, находится наивысшая точка дюны Ореховой — Высота Эфа.
Дюна Ореховая — одна из самых высоких в Европе, а Высота Эфа — около 64 метров над уровнем моря. Название высоте дано в честь немецкого лесовода Франца Вильгельма Эфа, посвятившего свою жизнь изучению и закреплению подвижных песков на косе.
Дюна раньше называлась Петш, тоже была подвижная. На ее пути находился нынешний поселок Морское (Пиллькоппен), который оказался под угрозой засыпания песком.
А ведь изначально Куршскую косу покрывали густые леса и корни росших в них деревьев прочно удерживали песчаные почвы. Но после того, как в конце XV века Тевтонский орден, поддерживавший в своих землях строгий порядок, начал приходить в упадок, леса стали интенсивно и бесконтрольно вырубаться. Как следствие этого, постепенно уничтожалась естественная защита почв. Из-за сильных ветров с Балтики песок начал перемещаться с запада на восток, засыпая на своем пути дороги, поселки, пашни. Так появились кочующие дюны.
И уже в середине XIX века на Куршской косе началась самая настоящая экологическая катастрофа. Перемещаясь с одного места на другое, дюны засыпали все на своем пути. Передвижение песков привело к исчезновению 14 (!) поселков. Люди были вынуждены покидать родные дома и переселяться в другую местность.
Нельзя сказать, чтобы власти не понимали сути вставшей перед ней проблемы и никто не занимался решением вопроса. Занимались. И не только профессионалы-лесоводы, такие как Мюллер, Зенфтфлебен, Бьорн, Герхард, но и представители других, не менее почетных профессий, например, почтмейстер Куверт. Все они, в той или иной мере, поучаствовали в деле закрепления кочующих дюн. И?..

К сожалению, переломить ситуацию в борьбе с кочующими дюнами никому из них не удалось. Скорее всего потому, что их работы касались каких-то отдельных аспектов проблемы. Да и велись не на постоянной основе, а так, от случая к случаю.
Все начало меняться после принятия правительством Пруссии решения о сохранении населенных пунктов Куршской косы, проходящего по ней почтового тракта и активизации работ в данном направлении.
Одним из первых шагов по реализации этой, как сказали бы сейчас, государственной программы стало назначение в 1864 году на должность королевского дюнного инспектора Франца Вильгельма Эфы (1828−1904). Именно ему удалось разработать свой, не только оригинальный, но и эффективный метод закрепления подвижных песков кочующих дюн и тем самым достичь коренного перелома в сложившейся ситуации.
Вне всякого сомнения, Эфе помогло, что до него в этом направлении поработали многие люди, создав основу для успешного проведения лесовосстановительных работ. Этому поспособствовало и то обстоятельство, что к моменту, когда Франц приступил к исполнению возложенных на него обязанностей, вдоль всего побережья косы уже был создан защитный вал — авандюна, возведение которой продолжалось в течение всего XIX века.

Технология строительства этого сооружения заключалась в следующем: вдоль всего побережья вбивались невысокие, сплетенные из хвороста изгороди, задерживавшие летевший со стороны моря песок. Как только они им засыпались, по верху образовавшегося на месте первой изгороди песчаного вала, вбивали новые ряды точно таких же хворостяных заборов. Эту операцию проводили не менее четырех-пяти раз, пока высота вала не достигала определенной высоты.
Только после этого для закрепления песков на таком большом валу проводили посев трав. В первую очередь сажали травы-песколюбы — песчаный овес и колосняк. После них — многолетние травы, преимущественно — синеголовник. И только когда пески покрывались мхами, начинали высаживать сосну.
Продолжение следует…





Андрей Кашкаров, я читал Марка Твена. В смысле - у него был рассказ о том, как в раю выше чтят тех, кто реально "мог", но не "стал",...