* * *
Процесс создания основы закрепления подвижных песков кочующих дюн Куршской косы, авандюны, от первого забора до высаживания соснового молодняка занимал даже не годы. Десятилетия!
У Франца Эфы, когда в 1864 году он приступил к исполнению обязанностей дюнного инспектора, такого резерва во времени не было: дюна Петш (так тогда называли Ореховую) наступала на Пилькоппен (нынешний поселок Морское). Прямая и непосредственная угроза нависла над восемнадцатью домами. Не считая хозяйственных построек с живностью! А если их засыплет песком, то… Сто двадцать три человека (!) останутся без крова над головой и без каких-либо средств к существованию.
Дюну нужно было останавливать. Останавливать как можно скорее. И Эфа придумал, как это можно сделать. Он решил высаживать молодняк сосны не прямо в песок, а в… прямоугольные, сплетенные из хвороста и тростника клетки с комом плодородной земли в них. И уже эти клетки с саженцами вкапывать в песок.
Позже он вместо сосны обыкновенной (Pinus sylvestris), но так же — в клетки, стал высаживать другое дерево семейства сосновых — жереп, европейскую стланиковую сосну (Pinus mugo), хорошо зарекомендовавшую себя при закреплении дюн в Дании.

К 1891 году работы завершились успехом. Движение дюны Петш (Ореховой) остановили, поселку больше не угрожала опасность быть погребенным под ее песками.
- В честь этой знаменательной победы благодарные жители Пиллькоппена установили на вершине дюны памятный камень и назвали ее Высота Эфа.
Кроме дюны Петш, Эфа закрепил и дюны Урбокалнс и Ангиукалнс у поселка Нида, а также дюны у других населенных пунктов, располагавшихся на косе — у Первелки, Прейлы, Шварцорта и Зюдершпице. Поэтому вполне заслуженно Франца Вильгельма стали именовать «Папаша дюнный король». А в поселке, где он жил, его величали не иначе как Король Росситтена.
Помимо работ по восстановлению лесов и закреплению дюн, Эфа занимался и сохранением популяции лося на Куршской косе.
В 1896 году Эфа за свои заслуги был награжден очень редкой для лиц недворянского происхождения правительственной наградой — орденом «Красного Орла» 4-й степени.
Эфа был настоящим тружеником, фанатом (в добром понимании этого слова) своего дела. Более сорока лет он проработал на Куршской косе в должности дюнного инспектора и в отставку вышел буквально за год до своей смерти. Скончался Франц Вильгельм 16 сентября 1904 г. в посёлке Росситтен (ныне Рыбачий), где и был похоронен с соответствующими его заслугам почестями.
Дюна Ореховая — по-прежнему самая подвижная на Куршской косе. Считается, что она укреплена где-то процентов на восемьдесят пять. Западный склон ее пологий, обращен к морю и покрыт рукотворными лесами. Это результат многолетних трудов лесоводов. Здесь пески сдерживаются растительностью.
Восточный склон круто обрывается к Куршскому заливу. На этом участке дюны открытые пески продолжают свое медленное движение к воде. Работы по ее укреплению и озеленению продолжаются и в настоящее время.

На Высоту Эфа наша группа поднималась по пешеходному экологическому маршруту, протяженностью около двух с половиной километров, проходящему по юго-западному склону Ореховой. Он оборудован тремя смотровыми площадками с видами на залив, море, лес и посёлок Морское, с которых открываются потрясающие по своему великолепию ландшафты. Белые открытые дюны и подвижные пески выглядят просто фантастически!
И когда смотришь на них, как-то сам собой вспоминается совет старшего брата известного немецкого ученого Александра фон Гумбольдта — Вильгельма, рекомендовавшего хотя бы однажды посетить Куршскую косу, чтобы оставить в своей душе вот эту прекрасную картину…
Продолжение следует…





Не знаю, как на вершинах новозеландских хребтов, а у меня на даче, в Новгородской области, бетонные плиты пешеходной дорожки, залитые...