* * *
После посещения «Высоты Эфа» вся группа собралась у экскурсионного автобуса, и нам дали время для прогулки на море, для рыбных и других покупок в палатках, торгующих уловом из Куршского залива. В них продают копчёного угря, леща, лосося и другую рыбу. Торгуют в основном продукцией горячего копчения в вакуумных упаковках: целыми рыбинами или порционными кусочками.
Мы с подругой купили самой разной рыбы и, конечно же, копченого угря. В т. ч. и по рекомендации нашего экскурсовода, поведавшей, что в своё время в Восточной Пруссии было широко распространено поверье: «Съешь целого угря — будешь здоров весь год».
Раньше я эту рыбу никогда не видела, только слышала и знала, что есть такая. Оказалось, очень необычная: змеевидная, с большой, слегка приплюснутой сверху головой, довольно длинным (официально зафиксированный максимум — 122 см) телом — цилиндрическим у головы и слегка сплюснутым ближе к хвосту. Чешуя у угря мелкая, а кожа… Ну, очень скользкая. Как раньше говорили в Восточной Пруссии: «Wer den Aal hält beim Schwanz, Dem bleibt er weder halb noch ganz» (в вольном переводе примерно так: «Кто держит угря за хвост, очень рискует остаться ни с чем»).
Окраска угря горячего копчения видна на фотографии. А в живой природе она довольно сильно различается, в зависимости от возраста особи и конкретной среды обитания: окраска спины варьируется от темно-зеленой до серо-коричневой, без отметин, брюшко — серебристо-белое у взрослых рыб, желтое или желтовато-белое у молоди.
Масса угря может достигать четырех, максимум шести, килограммов. Официально зарегистрированный максимум — 6 кг 600 г. Даже представить страшно такого огромного угря. Настоящий монстр!

На наше счастье, в палатках были небольшие угри.
Балтийский речной угорь — пресноводный хищник, распространен в реках и озерах бассейна Балтийского моря. Все светлое время суток он проводит на дне, в укрытии, которым может стать нора, валун, большая коряга или густые заросли травы. На охоту выходит ночью. Питается личинками насекомых, моллюсками, лягушками, мелкой рыбой, которых ловит на мелководье, ближе к берегу.
За счёт своеобразного строения тела угорь не может быстро плавать, поэтому при первой опасности зарывается в ил. При высокой влажности угорь может прожить какое-то время без воды и даже передвигаться по мокрой от дождя или росы траве, преодолевая при этом довольно приличные расстояния. Таким образом, перебираясь от одного водоема к другому, угорь может оказаться в замкнутых, бессточных озерах.
Но, вообще-то, эта рыба — проходная,
Размножается угорь в Саргассовом море, расположенном в западной части Атлантики. Чтобы добраться до мест нереста от устья впадающих в Балтику рек, рыбе нужно пройти, ни много ни мало, восемь тысяч километров! Нерестится угорь на глубине 400 метров, где температура стабильно держится в районе +16−17 градусов.

После того как самки отмечут икру (от полумиллиона икринок размером около миллиметра каждая!), а самцы оплодотворят её, все они погибают. Личинки угря напоминают листья ивы. Тело у них плоское, полупрозрачное, на котором хорошо выделяются черные глаза, и настолько отличается от взрослых особей, что одно время личинки даже считались отдельным видом рыб. С той поры у личинки угря осталось особое, собственное название, применяемое и в настоящее время, — лептоцефал.
Этот самый лептоцефал всплывает к поверхности и там, подхваченный Гольфстримом, в течение долгих трех лет, влекомый теплыми водами, движется в сторону Европы. За время этого долгого путешествия личинки подрастают до 1 см в высоту и 8 см в длину. На подходе к европейскому побережью они перестают питаться, укорачиваются в длину до 5−6 см и… превращаются в стеклянного угря — все ещё прозрачную рыбу, но уже со змееобразным, овальным с боков телом.
Именно такими молодые угри подходят к устьям балтийских рек. Поднимаясь вверх по течению, рыба теряет свою прозрачность, становится взрослым угрем с привычным для нас видом. В реках, до того как отправиться в обратный путь в Саргассово море, он проживет от 9 до 12 лет.
До недавнего времени полной уверенности в достоверности гипотезы о том, что угри нерестятся в Саргассовом море, не было. Определенные сомнения остаются и на сегодняшний день. Но с 2016 года, когда было достоверно доказано, что угри из бассейна Средиземного моря выходят в Атлантику и, скорее всего, нерестятся в Саргассовом море, подавляющая часть ихтиологов придерживается именно этой точки зрения.
Угорь — ценная промысловая рыба, считается деликатесом не только в Калининграде и области. Но здесь он — символ прусского кулинарного наследия, ценимый за нежное мясо с насыщенным вкусом. Копчёный на ольховой щепе, он в своё время стал настоящей гастрономической легендой.
Из-за неконтролируемого промысла, осушения водно-болотных угодий, строительства плотин, загрязнения вод и по ряду других причин популяция угря в последние десятилетия значительно сократилась: на 95% от численности этого вида 1980-х годов. Учитывая данное обстоятельство, в 2008 году угорь был включён в Красную книгу Международного Союза Охраны Природы как вид «на грани исчезновения». В Калининградской области реализуется программа по восстановлению популяции этой ценной рыбы.
Когда возвращались в Калининград, экскурсовод рассказала историю об удивительном способе ловли угрей прусскими монахами, которые засевали горохом большое поле. На вечерней зорьке, когда падала обильная роса, десятки угрей выползали на это поле, чтобы полакомиться сочными стручками. Монахи тем временем потихоньку двигались по краю поля и сбрасывали с подводы песок, создавая песчаную полосу шириною более двух метров. Затем заходили на поле и устраивали загон, пугая угрей громкими криками и специальными трещотками. Рыбы пытались уползти обратно в реку, но тут их ждала ловушка в виде преграждающей путь песчаной полосы. Угри, барахтаясь в сухом песке, теряли способность к передвижению по-змеиному. Самых крупных рыбин монахи обездвиживали вилами, остальных собирали и возвращали в реку.
Учитывая особенности угрей, такой способ их ловли, вероятно, существовал на самом деле, а рассказанная история не байка.
В Калининград мы вернулись довольные, с покупками. В этот вечер у нас было настоящее рыбное пиршество! Попробовали балтийского угря, леща и лосося. Угорь, с нежным мясом и легким вкусом копчения, занял первое почетное место среди других рыб. Остальная рыба тоже была вкусной, понравилась.
Вспоминая поездку на Куршскую косу, всегда думаю о том, что только сильные духом и увлеченные интересной работой люди могут полюбить это суровое место, узкую песчаную полоску в Балтийском море, прижиться на ней и, прилагая огромные усилия, сохранять и защищать ее от природных, стихийных воздействий.
Продолжение следует…





Статья интересная, спасибо!
Остались некоторые вопросы, навеянные сомнениями.
Для такой тихоходной рыбы как угорь насколько реален поход на нерест в Саргассовом море?
И второе..
Если поголовье угря сократилось за последнее время на 95 процентов, и он официально включён в Красную книгу как вид, находящийся на грани исчезновения, то почему его продолжают неконтролируемо отлавливать?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Добрый день, Володя.
По первому вопросу.
Да, все точно. Я об этом Саргассовом море ещё пионером, у Игоря Акимушкина в его "Жизни животных" прочитал. А сейчас, видишь, даже убедительно доказали эту научную гипотезу.
По второму.
Здесь я, конечно, не особо в курсах, но, думаю, все примерно так же, как и у нас, в Карелии. Все-таки и мы, и они - составные части единого целого. А так, промышленный лов любой рыбы - квотируемый. И есть специальные органы, отслеживающие ход лова по квоте. По редким видам, квот нет, но есть лицензии. Отличие первого от второго - в единицах измерения. Квоты выдают в тоннах (тысячах тонн), а лицензии - поштучно. Ну, не так чтобы одна-две рыбины. Это уже спортивная лицензия. А промышленная выдается на несколько десятков рыб, сотню, пару сотен.
0 Ответить