• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Что можно посмотреть в Фертёракоше? Церковь Вознесения Христа и позорный столб

После того, как в Музее минералов в изумлении посмотрим на многочисленные кварциты, за 40 лет собранные Иштваном Маковником и его близкими родственниками со всех уголков Венгрии, двигаемся дальше. По главной улице Фертёракоша. До дома с порядковым номером 121. Мимо которого, даже если и очень сильно захотеть, всё равно — не пройти.

Это нестандартное жилое здание традиционной венгерской постройки, которых в посёлке немало. Дом под этим номером — церковь Вознесения Христа. Стройный высокий силуэт её звонницы виден издалека.

А пока подходим… Немного истории.

В средние века Фертёракош принадлежал Дьерскому епископату. Которого, естественно, интересовал не только хлеб насущный, получаемый из собственных владений, но и духовное здоровье паствы. Поэтому уже в 1241 году в поселке была построена церковь. Вот на этом самом месте, где и нынешняя стоит. Но… Не сохранилась она до наших дней. В XVI веке её полностью разрушили турки.

Правда, как хорошо известно, свято место пусто не бывает. А если бывает, то совсем недолго. Поэтому на старом месте епископом Дьёрдем Сечени вскорости была построена новая церковь. Во имя святого Николая. Но и она простояла недолго. В 1683 году, при очередном походе на Вену, её опять сожгли и частично разрушили турки.

Правда, на этот раз что-то всё-таки осталось. И на основе чудом уцелевшей от пожара и разрушения звонницы церковь восстановили. Под её нынешним именем — Вознесения Христа. В 1696 году под её обновленные своды впервые вошли прихожане.

Нынешний же облик церковь приобрела во второй половине XVIII века, уже стараниями другого епископа — Ференца Зичи. Глухие однотонные стены без резьбы, лепнины и каких бы то ни было украшений. Немногочисленные узкие окна, больше похожие на бойницы. Вид у церкви, прямо скажем, не просто скромный. Он — аскетичный. Но это тот случай, когда за неброской внешней формой скрывается богатое внутреннее содержание интерьера. В котором доминирует яркий, пышный и праздничный стиль барокко.

У самой церкви — несколько могил её бывших настоятелей и памятник… Святому Яну Непомуцкому. Как ни странно, несмотря на то, что этот святой является покровителем как Праги, так и Чехии в целом, памятников ему и его скульптур достаточно много по всей Европе. И стоят они в населенных пунктах, расположенных в непосредственной близости от водоёмов.

Наверное, в память о том, что мученическую смерть генеральный викарий пражского архиепископства принял в 1393 году во Влтлаве, кинутый в реку по приказу Вацлава IV. В мешке. Который для верности ещё и завязали, чтобы будущий святой не выплыл ненароком. А так сильно разгневался король, как утверждают злые языки, за то, что Ян отказался поведать ему тайну исповеди его супруги.

Фертёракош в общеевропейской тенденции — не исключение. Он тоже стоит на реке, а по нынешнему состоянию её водных дел — на ручье Ракош. Который — или которая? — в своё время и дали имя посёлку. У ручья, возле старой водяной мельницы, установлен второй памятник Яну Непомуцкому. Но до него ещё дойти надо.

А пока — выходим из церкви и идём дальше. Вдоль по главной, фертёракошской. Но чтобы потом резко не тормозить, скорость не набираем. Так, прогулочным шагом. Не торопясь. Тут рядом. Буквально несколько зданий и вот он — дом с номером 139. От него уже и до мельницы — рукой подать.

Но всему — свое время. До мельницы оно тоже — дойдёт. Сейчас — об этой площади, что перед нынешней сельской управой. Когда-то она была рыночной. И не только. Прямо на площади тюрьма стояла. А рядом с ней — большое дерево. Слива. Которая была знаменита не своими плодами, а тем, что выполняла роль позорного столба.

Очень даже удобно. Вывели в базарный день из тюрьмы осужденного и приковали к позорной сливе. То бишь столбу. Как раз и стечение народа приличное, чтобы виновный не просто так стоял. А под взглядами многочисленными. И переживал бы по этому поводу. И осознал всё, что осознать должон был.

Вот только… И рынок, и тюрьма по соседству. Непорядок, вроде бы как. И потому в 1530 году уже не на площади, а под ней, построили новую тюрьму. Подземную. А над ней поставили памятный резной столбик. Приличной такой высоты. Чтобы самый рассеянный и невнимательный, и тот понял бы сразу, что вот тут, под этим самым местом — тюрьма.

Так бы может, столбик этот и выполнял свою чисто информационную функцию. Но… Даже самые стойкие деревья долгожители и те не вечны. Вот и сливы не стало. И с 1628 года столбику нашему пришлось взвалить на свои каменные резные плечи не только информационную, но и воспитательную функцию. Перешла к нему по наследству роль позорного столба. И больше четырех веков он исправно нес на себе этот крест. Почетный крест позорного столба.

И кто только за эти столетия не стоял, прикованный к нему крепкой цепью. Воры, преступники разные — само собой. А вот в 1912 году у позорного столба отбывала наказание неверная жена. В 30-х годах прошлого столетия… Может, помнит кто наш печально известный закон «О колосках»? У Миклоша Хорти, по всей вероятности, было что-то очень похожее. Только с другим названием. Типа «О кукурузных початках».

Почему мне так кажется? Да просто в 30-х годах прошлого века к позорному столбу в Фертёракоше приковывали особо несознательных, воровавших кукурузные початки с крестьянских полей. Наказание, по сравнению с тем, что применялось у нас по отношению к расхитителям колосков, прямо скажем, несерьёзное. Три дня отстоял у позорного столба и — всё. Искупил и перековался.

Ну, им там, в Венгрии, с учетом их местной специфики — виднее. Было. Так как последнее время (лет примерно семьдесят с небольшим хвостиком) к позорному столбу никого уже не приковывают. Нет нынче в венгерском уголовном кодексе такой санкции. А на нет — и суда никакого… Без которого — какое наказание? Это уже вне правового поля. Беспредел просто какой-то получается. А с этим в Венгрии строго. Никакого беспредела. Никаких позорных столбов.

Но посмотреть на него — пожалуйста. Отчего нельзя? Можно. Я бы даже сказал — нужно. Тем более, фертёракошский столб не простой. Не золотой, конечно. Каменный. Но — особенный. Как говорят наши, российские источники — единственный из всех позорных столбов, сохранившийся на территории Венгрии.

Как, посмотрели? На единственный сохранившийся… Тогда на время уйдём с главной улицы. Свернём за угол сельской управы, чтобы сразу же попасть на старинную каменную лестницу, мимо здания мельницы ведущую вниз, к реке. Нам — сюда. Там же второй памятник Яну Непомуцкому.

Да и мельница. Хоть она и не Сампо, но сдается мне, заслуживает отдельного рассказа о себе, любимой…

Статья опубликована в выпуске 11.08.2010
Обновлено 25.06.2015

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: