Автозавод для производства «Жигулей» был основан в 1966 году в городе Тольятти. Вскоре был подписан контракт с итальянской фирмой FIAT, чья модель и стала прототипом будущих «Жигулей». И в 1970 году с конвейера сошла первая машина — «ВАЗ-2101».
Цифры обозначали серийный номер модели, а буквы — название автозавода. Он был построен в городе Тольятти, поэтому мог бы называться «ТАЗ» — Тольяттинский автомобильный завод. Ведь «ГАЗ» расшифровывается как Горьковский автомобильный завод, а «УАЗ» — Ульяновский автомобильный завод. Но название «ТАЗ» звучало бы некрасиво, поэтому такой вариант не приняли.
В документах сотрудники завода именовали его так: «Завод по производству легковых автомобилей в г. Тольятти». Название, конечно, очень громоздкое, поэтому итальянцы писали «Автозавод на Волге». Предприятие и стало именоваться Волжским автомобильным заводом (сокращённо — «ВАЗ»).
В 1968 году был объявлен конкурс на название будущего автомобиля, а в следующем году журнал «За рулём» объявил промежуточные итоги. Были предложены такие варианты: «Аврора», «Катюша», «Мечта», «Фиалка», «Волжанка», «Директивец», «Новорожец». Были и так называемые «аббревиатурные» наименования: «Слава» («советский легковой автомобиль Волжского автозавода»), «Десина» («детище советского и итальянского народов») и даже «ВИЛ-100». Ведь автомобиль увидел свет в апреле 1970 года, когда советский народ отмечал сто лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина. В связи с этим предлагались также варианты «Ильич» и «Юбилей».
И всё-таки автомобиль получил название «Жигули» — в честь Жигулёвских гор, расположенных неподалёку от города Тольятти. Есть версия, что такой вариант предложил конструктор завода А. Чёрный, а утвердил директор предприятия В. Поляков.
В итоге под этой маркой советские заводчане и начали производить автомобиль. А соответствующий шильдик был установлен на заднюю часть. Первая модель стала не только самым первым автомобилем, сошедшим с конвейера Волжского автомобильного завода, но и родоначальником целого семейства «Жигулей», которое сегодня нередко называют «классикой».

Отечественные машины нередко получали прозвища. И эта история не стала исключением — легковушку тут же окрестили «единичкой», а затем и «копейкой». На базе этой машины был также создан универсал «ВАЗ-2102» («двойка», «двушка»). Вскоре появились «ВАЗ-2103» («тройка», «трёшка») и «ВАЗ-2106» («шестёрка»), а в 1980-е годы на Волжском автозаводе начали производить «пятёрку», «семёрку» и «четвёрку». Все эти машины также относятся к «классическим» «Жигулям», а вот восьмая модель — уже к другому семейству, а именно — «Самара». И это абсолютно другая история.
«Жигули» прочно вписались в историю нашей страны. На этом автомобиле ездили в Советском Союзе, а многие ценители отечественных авто ездят и сейчас. Различные модели этой машины снялись во многих советских кинолентах («Берегите женщин», «Баламут», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Старый Новый год», «Опасно для жизни!», «Самая обаятельная и привлекательная», «Раз на раз не приходится»), да и сегодня появляются в фильмах и сериалах.

Автомобиль можно встретить практически во всех уголках нашей планеты, поэтому «Жигули», бесспорно, настоящая легенда отечественного автопрома.





Позволю себе несколько замечаний уважаемому автору.
По смыслу повествования получается, что сначала начали строить завод, потом подписали контракт с итальянцами и т д...
События развивались несколько в иной последовательности. Где-то с 1964-го года СССР изучало возможности будущих компаньонов-соинвесторов. В конечном итоге выбор пал на ФИАТ с их 124-й моделью.
Переговоры с итальянцами положительно завершились оформлением окончательного Протокола 4 мая 1966-го в Турине, о чём 6 мая появилась единственная осторожная публикация в газете "Известия". Иностранная пресса впрочем писала во всём мире об этом подробно.
Вот только после этого началось строительство ВАЗ, основанное на Постановлении ЦК КПСС и Совмина, Генеральном соглашении с ФИАТом и пр.
Где-то в 1968-м году объявили Всесоюзный конкурс на лучшее название нового автомобиля. Призом за лучший вариант являлся этот новый вазовский автомобиль. Могу конечно помнить сейчас не точно, но победил тогда именно участник, предложивший как раз название "ВИЛ-100". Вроде ему и вручили этот приз, во всяком случае об этом тогда писали, объяснив при этом, что модель будет всё же называться "Жигули", т к пойдёт не только на внутренний рынок, но и на экспорт. В том числе и в капстраны, а там, мол, могут "не понять".
Правда и с "Жигулями" вышла промашка. Итальянцы поправили, что "жиголо"- это во всём мире обозначение "платного мужчины", проститутки своего рода.
Оценка статьи: 5
0 Ответить