• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Тарас  Кутузов Мастер

Легенды отечественного автопрома. Как появилась знаменитая «буханка»?

В 2025 году автомобиль «УАЗ-452», который в народе называют «буханкой», отметит 60 лет. Причём в буквальном смысле — ведь он выпускается до сих пор. Вспомним историю этого автомобиля-легенды.

Кадр из видео «9 интересных фактов об УАЗ Буханка»

В 1950-х годах на Ульяновском автозаводе изготавливали легендарный «ГАЗ-69» («козёл»). В этот же период активно обсуждалась идея создания на его базе грузового автомобиля для перевозки небольших грузов. Если бы новые машины изготавливали из «козла», то грузовой отсек получился бы слишком маленьким. Основным заказчиком такого автомобиля была армия СССР, которой не понравился бы такой вариант. Поэтому было решено оснастить автомобили вагонной компоновкой. Они должны были быть максимально унифицированы с «козлами», брать больше 800 кг груза и иметь подходящий грузовой отсек.

Ведущим конструктором был Иван Давыдов. А художник НАМИ Владимир Арямов в 1955 году нарисовал эскиз фургона с огромной буквой «У» спереди. Это казалось неким ответом буквам VW на Volkswagen Transporter.

Но машина Арямова получилась слишком уж авангардной. А покатая крыша существенно уменьшала объём кузова и затрудняла погрузку из-за низких задних дверей. Однако пухлые формы Арямова у «УАЗика» остались. Для прочности на крыше поставили поперечные рёбра, из-за чего микроавтобус напоминал порезанный на кусочки батон. Кроме этого, внешне «УАЗик» был похож на буханку хлеба. Так автомашина и получила своё народное прозвище.

Работа над созданием «УАЗика» велась в очень сжатые сроки, и в 1958 году в серийное производство запустили «УАЗ-450». Этот автомобиль был первым в мире массовым внедорожником с вагонной компоновкой. Первыми стали изготавливать грузовики («УАЗ-450Д»), затем — «буханки» («УАЗ-450») и санитарные «таблетки» («УАЗ-450А»).

У первых «УАЗиков» дверь открывалась против движения. Считалось, что так будет удобнее садиться в кабину. Однако вскоре такую компоновку признали опасной: при высокой скорости дверь могла открыться от потока воздуха в случае неисправности или повреждения замка. Поэтому вскоре двери стали открываться по ходу движения.

Не было на первых «буханках» и боковой двери. Всё дело в том, что тогда считали, что эта деталь нужна только на пассажирских микроавтобусах, а их производство затягивалось. Ведь армия и народное хозяйство нуждались именно в фургонах и санитарных машинах, для них третья дверь была бы лишней, так как считали достаточными задние распашные двери.

Вскоре Ульяновский автозавод приступил к производству 451-го семейства. «УАЗ-451» получил боковую дверь, был заднеприводным и считался упрощённой версией внедорожника. Конечно, такая машина могла проехать далеко не везде, но по остальным параметрам довольно серьёзно превосходила полноприводные версии.

А применялись 451-е в народном хозяйстве: на них перевозили промышленные товары, они обслуживали небольшие торговые точки, дома отдыха, школы, детские сады, пионерлагеря. «УАЗ-451» изготавливали с 1961 по 1982 год. «УАЗ-450» — до 1965 года.

Легенды отечественного автопрома. Как появилась знаменитая «буханка»?
Кадр из видео «УАЗ Буханка как самый спорный авто»

Как раз в 1965 году с конвейера сошёл первый «УАЗ-452». На новые автомобили стали устанавливать двигатель от «двадцать первой» «Волги» и четырёхступенчатую коробку передач, а передок стал другим. Основными модификациями были «УАЗ-452Д» (бортовой грузовик), «УАЗ-452» (фургон) и «УАЗ-452А» (санитарный). В 1968 году в производство пошёл и микроавтобус «УАЗ-452В».

Машины направлялись не только в армию, но и в города и, конечно, сёла. Ведь в сельской местности такой внедорожник просто незаменим — это своего рода «автомобиль-трудяга на все случаи жизни». Его основным достоинством считается универсальность и проходимость. Он прост в обслуживании и проедет там, где обычная машина запросто застрянет.

Кстати, у «УАЗов», изготовленных до 1980 года, задние фонари были круглыми. Затем появились новые фонари, которыми «буханка» оснащается до сих пор.

В своё время у микроавтобуса существовали и альтернативные версии. Военные (основные заказчики) довольствовались фургонами и «санитарками», а выпуск микроавтобуса был дороже. Поэтому Краснодарский механический завод «Кубань» изготавливал автобусы для Министерства культуры (чаще всего — автоклубы), Черниговский завод специального автотранспорта — для киностудий страны, а Псковский завод «Гидроимпульс» — для мелиораторов. На дорогах СССР эти машины встречались довольно часто.

Легенды отечественного автопрома. Как появилась знаменитая «буханка»?
Кадр из видео «УАЗ Буханка как самый спорный авто»

Но в 1991 году Советский Союз распался, а вскоре наступило новое тысячелетие. Но до сих пор замены автомобилю «УАЗ-452» нет, и он выпускается.

  • Сейчас грузовик называется «УАЗ-3303», фургон — «УАЗ-3741», микроавтобус — «УАЗ-2206», грузопассажирский автобус — «УАЗ-3909», а скорая помощь — «УАЗ-3962».

Сегодня «УАЗы» используются многими организациями (аварийная служба, почта, полиция, скорая помощь) и часто встречаются на улицах. Эти машины перевозят грузы и людей по всем дорогам и бездорожью, их надёжность и работоспособность проверены несколькими поколениями. «УАЗ» продолжает служить верой и правдой всем.

Статья опубликована в выпуске 28.04.2025

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: