• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Дмитрий Сотников Профессионал

Что такое ГУР, ABS, климат-контроль и иже с ними?

Сегодня, наверное, только ленивый человек не имеет автомобиля. Благосостояние россиян растёт, и огромные пробки в крупных городах — красочное свидетельство того, что автомобильный рынок переживает настоящий бум. Ну, и статистика неумолима.

Читает Яков Кульнев

Фото: Depositphotos

Когда мы выбираем автомобиль, то смотрим изначально, конечно, на его внешний вид и внутренний интерьер. Это правильно: свой собственный железный конь должен радовать глаз. Однако после того, как мы выбрали марку, модель и цвет, необходимо определиться с комплектацией автомобиля и выяснить, какие опции необходимы, а какие останутся в стороне.

Но все эти опции автомобиля в каталоге указаны сокращённо (ABS, EBD, ГУР, круиз-контроль и т. д.) и дилетанту крайне нелегко расшифровать, а самое главное — понять, что представляет собой каждая из них.

Попробуем разобраться.

Усилитель руля. На сегодняшний день присутствует, практически, в каждом автомобиле, кроме старых отечественных моделей. Функция его проста: облегчить выполнение поворота руля, тем самым повышается не только комфорт, но и безопасность водителя и пассажиров.

Что такое ГУР, ABS, климат-контроль и иже с ними?
Фото: по лицензии pxhere.com

Существуют трёх типов: гидроусилитель руля, электроусилитель и гидроэлектроусилитель. Электроусилитель обладает небольшим преимуществом: он более экономичен, так как не происходит отбора мощности двигателя при его функционировании.

ABS (antilock brake system) — система антиблокировки тормозов. В 1978 году компания Bosch первой в мире начала серийный выпуск электронной антиблокировочной системы. Она предназначена для недопущения блокировки колёс при экстренном торможении или торможении на скользкой дороге. Другими словами, эта система не допускает, чтобы машина, как говорят, пошла на юз.

Данная система по-разному обозначается на автомобилях у разных производителей, к примеру, у TOYOTA применяется обозначение 4-ESC, у NISSAN — 4WAS, у HONDA — ALB, MAZDA — 4W-ABS, MITSUBISHI — 4 ABS, SUBARU — ABS. В зависимости от количества датчиков эта система бывает двухканальная, трёхканальная и четырёхканальная. Самая надёжная из них, конечно, четырёхканальная с четырьмя датчиками, по одному для каждого колеса.

Современная ABS способна учитывать неровности дорожного покрытия, углы поворота колес и изменение радиуса самого колеса, например, при установке запаски. Кроме того, она может быть скомпонована с другими системами активной безопасности движения. Например, EBD.

EBD (Electronic Brake Distribution) — система распределения тормозных усилий, практически всегда используется вместе с АБС. С помощью электроники обеспечивает равномерное распределение тормозных усилий между всеми колесами, что позволяет достичь оптимального сцепления с дорогой при торможении. Польза этой системы особенно заметна при торможении на повороте.

Представьте ситуацию: вы едете по скользкой дороге, и вдруг в закрытом повороте перед Вами оказывается автомобиль, владелец которого решил отдохнуть на обочине. Первая реакция — тормоз в пол. Опытный водитель станет тормозить прерывистым нажатием на педаль и контролировать машину, чтобы она не пошла в занос. Без ABS и EBD торможение в лучшем случае закончится сносом с траектории.

И хотя некоторые нерадивые водители отключают АБС, мол, «я сам себе АБС, опыта навалом», в пользе этих систем сомневаться не приходится. В Европе уже давно АБС является обязательной системой, которая должна присутствовать у любого нового автомобиля, продаваемого в салоне. И надо заметить, что с введением этого правила количество аварий снизилось в среднем на 25−30%.

Что такое ГУР, ABS, климат-контроль и иже с ними?
Фото: по лицензии pxhere.com

ESP (Electronic Stability Programme) — система динамической курсовой стабилизации автомобиля. Она тоже разработана фирмой BOSCH в начале девяностых. Эта система призвана исправлять ошибки водителя и справляется с этим на отлично. Очень часто в сводках мы слышим «водитель не справился с управлением». Чаще всего, это следствие излишне резкого маневра или неправильной оценки крутизны поворота. Такие ошибки нередко приводят к перевороту автомобиля, а вот перевернуться на машине, оснащённой системой ESP, не так просто. Присутствует такая система далеко не во всех автомобилях, в основном — люкс и бизнес-класса.

Круиз-контроль. В отличие от предыдущих описанных систем, эта система обеспечивает не безопасность водителя, а его удобство. Суть её проста.

Автомобиль набирает определённую скорость, к примеру 90 км/ч, водитель нажимает кнопку «круиз-контроль» (она обычно располагается на руле), и может убирать ногу с педали газа. Отключение функции происходит либо при повторном нажатии кнопки, либо как только водитель дотронется до педали газа или тормоза. Конечно, в городских условиях пользы от этой «примочки» мало, но во время длительных поездок её помощь очень ощутима.

Климат-контроль и кондиционер. Наличие одной из этих опций исключает присутствие другой. Что такое кондиционер, всем известно. Климат-контроль также призван обеспечивать комфорт водителя, соблюдая тот температурный режим, который был задан. То есть, кондиционер просто «гонит» в салон холодный воздух, а климат-контроль поддерживает ту температуру в салоне, которая была установлена.

Что такое ГУР, ABS, климат-контроль и иже с ними?
Фото: Depositphotos

Датчик дождя. Любой водитель, интенсивно использующий своего железного коня, сталкивался с ситуацией, когда один режим дворников не справляется с выпадающими осадками, а следующий — наоборот, является слишком частым. Или, к примеру, проезжающий мимо автомобиль окатил ваше лобовое стекло свеженькой грязью: надо включить щётки на 1−2 цикла.

Функция «датчик дождя» позволяет автоматически регулировать интенсивность движения щёток. Это, соответственно, снижает утомляемость водителя, позволяет сосредоточиться на управлении автомобилем. Действие этого датчика основано на сопоставлении информации, поступающей от фото- и светодиодов, находящихся на лобовом стекле автомобиля. Кстати, реагирует этот датчик намного быстрее человеческого глаза.

Я описал лишь некоторые системы и опции, устанавливаемые на современные автомобили. Самое главное — не забывайте обслуживать Вашего коня и помните, что никакая система безопасности не спасёт от безрассудства и лихачества.

Ни гвоздя, ни жезла вам.

Статья опубликована в выпуске 23.04.2011
Обновлено 30.07.2022

Комментарии (73):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • ну, мужики, вы даёте!

    Чё вы тут развели, хуже баб. Да, я поздно прочитала статью, недавно я на проекте. Ну написал человек, кто-то где-то в сети по поиску найдёт его статью, и она будет полезна.
    А помоек среди всякоруких хватает. Но среди отечественного старья однозначно больше.

  • Антипробуксовка незаслуженно забыта...

  • "Сегодня, наверное, только ленивый человек не имеет автомобиля."
    Пытаетесь унизить всех у кого нет автомобиля!
    Продолжайте в том же духе, а я скажу тогда чего у вас нет и как это соотносится с вашими личными качествами.
    Можно было написать "Сегодня, наверное, только ленивый человек не катался на автомобиле."
    Но что-то неправильно!!

    Прежде чем писать о доходах, задумайся у кого интернет есть и где?
    Москва, Питер - это не вся РОССИЯ с высоким достатком.
    Тебя читает вся РОССИЯ, но это не означает что у читателей доход позволяет обзавестись машиной.

    Изюминки в тексте нет ни какой.

    • Ответ Дмитрию Русейкину

      "Прежде чем писать о доходах, задумайся у кого интернет есть и где?
      Москва, Питер - это не вся РОССИЯ с высоким достатком.
      Тебя читает вся РОССИЯ, но это не означает что у читателей доход позволяет обзавестись машиной."

      Да , мне кажется, если у человека нет машины, значит он просто не хочет её покупать! Когда я искал новую машину и пустил слух среди знакомых. мне предложили "копейку" в очень хорошем состоянии всего за 6000 руб, чуть больше 200 долларов. Ну, и кто не может себе это позволить?

      Я вот не понимаю других, тех, кто покупает продукцию АвтоВАЗа сегодня, по сверхзавышенным, просто заоблачным ценам. А за что? Посмотрите на "Калину" трёхлетней давности снизу и всё поймёте сразу!

      Я за эти деньги, сколько стоит новая "Приора" получил практически новый японский автомобиль с пробегом всего 70 000 км,(для движка-миллионника это практически только обкатка), со всеми наворотами, которые только можно выдумать и ещё совсем без пробега по России.

      Я думаю, прослужит эта машинка до первого крупного ремонта ещё лет 5, а то и поболее.

    • Прошу прощения если Вас это унизило...
      А автомобиль при желании (если вы не ленивы), может купить каждый, даже находясь в самой глубинке России. Конечно, не всем по карману новые иномарки, но на старенькую Оку 300$ накопить не сложно.

      Продолжайте в том же духе, а я скажу тогда чего у вас нет и как это соотносится с вашими личными качествами.


      К чему это?.... Ну скажите чего у меня нет. Вряд ли меня это заденет. Ещё раз прошу прощения, что Вас унизила фраза о Вашей ленивости

      Не вижу повода и разумных оснований для того, чтобы ставить единицу.

      Оценка статьи: 5

      • Дмитрию Сотникову. Дружеский совет

        "Не вижу повода и разумных оснований для того, чтобы ставить единицу."

        Дима, если тебе поставили единицу надо радоваться! Никто не бьёт дохлую собаку. Значит, твоя статья вызвала сильные эмоции.

        А люди нелогичны и "разумность" у каждого своя.

        Не обращай внимания. Просто делай Дело, которое тебе нравится.

        "Собаки лают, караван идёт!"

        А главный караванщик это Вы, не так ли?

      • на старенькую Оку 300$ накопить не сложно

        А как использовать Оку за 7500 руб? Как будку для собаки?

        Оценка статьи: 4

        • Смысл был в том, что "каждый может позволить себе автомобиль". А какой? Это уже второй вопрос, кого-то и новая "десятка" не устроит.

          P.S. Я почти год ездил на Оке, купленной за 500 $

          Оценка статьи: 5

          • А я три года на ней отъездил. Это очень хорошая машина, и только из-за непристижности она стоит чуть дешевле "шестерки", а не дороже, как должно было бы быть.
            Вопрос, может быть, и второй, но что осталось от машины, если цена новой около 130 тысяч, а продают за 7?

            Оценка статьи: 4

            • Это очень хорошая машина
              Чудны дела твои, господи...

              • Вы хотите аргументированно поспорить? Или ориентируетесь на гундосо шепелявящих "Ока - не машина" и гнущих пальцы веером?

                Оценка статьи: 4

                • А чего б не поспорить про "капсулу смерти"? Это, правда, гундосые выдумали, с пальцами, но все же

                  • Тогда давайте по порядку! Какие претензии к Оке, как к городскому автомобилю? Кстати, вы за рулем Оки сидели, или все на слухах?

                    Оценка статьи: 4

                    • К ней претензии по абсолютно всем возможным пунктам, разве что кроме цены. За рулем не сидел, упаси господь, но пассажиром был. Не думаю, что меня чем-то впечатлило бы вождение Оки...

                      • Количество колес вам тоже не нравится?

                        Оценка статьи: 4

                        • А где же обещанные веские аргументы? Жду не дождусь

                          • Нет, это я уже три дня не дождусь ни одной конкретной претензии.

                            Оценка статьи: 4

                            • Извольте. Навскидку:
                              Дизайн - 0
                              Комфорт - 0
                              Вместимость - 0
                              Динамика - 0
                              Надежность - 0
                              БЕЗОПАСНОСТЬ - 0
                              "Свои" (несовпадающие с другими тазиками) запчасти совсем недешевы
                              Моральный труп - ~20 лет от роду.

                              Зато почти задаром

                              • Извольте. Навскидку:
                                Дизайн - как говорится, на вкус и цвет... Субъективно.

                                Комфорт - у нас полстраны на "классике" ездит и ничего, довольны. А уж там сиденье вообще заставляет в "позе орла" сидеть. Ока объективно лучше, чем шестерка.

                                Вместимость - а зачем городскому автомобилю возить тонну цемента? А у нас компания - 6 человек. Ни в одну стандартную легковушку все не влазят. Всем за вместимость - 0. Каждому автомобилю - свои задачи.

                                Динамика. Для города - идеально, уж поверьте мне. Тронуться в потоке - без всякого напряжения, как на любой машине. А со светофора в точку уйти, оглушив всех ревом - извините, на любителя. На трассе - да, не хватает. Каждому автомобилю - свои задачи.

                                Надежность - 0. Это откуда такие сведения? Может просветите, что же там такое ненадежное?

                                БЕЗОПАСНОСТЬ - 0. От камаза ничего не защитит. Ездить надо аккуратнее. Хотя частично согласен.

                                "Свои" (несовпадающие с другими тазиками) запчасти совсем недешевы.
                                Во-первых, неправда. Во-вторых, оригинальных там кот наплакал.

                                Моральный труп - ~20 лет от роду. А хваленые вами подержаные иномарки? Им и как машинам лет 7-10. А уж разрабатывали едва ли позже Оки.

                                Оценка статьи: 4

                                • Дизайн - как говорится, на вкус и цвет... Субъективно.
                                  То есть, большинству дизайн нравится? Ужос!

                                  Комфорт - у нас полстраны на "классике" ездит и ничего, довольны. Ока объективно лучше, чем шестерка.
                                  Полстраны? Сомневаюсь. И довольны, к тому же? Еще больше сомневаюсь. И чего ж, дураки, не пересядут на "лучшую" машину?

                                  Всем за вместимость - 0.
                                  Ну да всем - 0. И мопеду, и спорт.купе и полноценному 5-местному автомобилю с большим багажником. За то, что шестой чел не влезет.

                                  Для города - идеально, уж поверьте мне. Тронуться в потоке - без всякого напряжения, как на любой машине.
                                  Позвольте не поверить, хотя бы потому, что я тоже в городе езжу. Тронуться - да, согласен, но и только. Держаться в потоке на Оке тяжело, даже на пустой.

                                  А со светофора в точку уйти, оглушив всех ревом - извините, на любителя

                                  Нормальные быстрые автомобили не ревут. Ревут убогие самоделки с водопроводной трубой в заднице.

                                  Надежность - 0. Это откуда такие сведения? Может просветите, что же там такое ненадежное?
                                  Весь автомобиль! Найдите сами, информации полно на эту тему. Хотя ввсегда найдется владелец, который будет бить себя в грудь - у меня за 100 000км. ничего не ломалось!

                                  Во-первых, неправда. Во-вторых, оригинальных там кот наплакал.
                                  Почему неправда? Да и кот наплакал вполне немало

                                  А хваленые вами подержаные иномарки? Им и как машинам лет 7-10. А уж разрабатывали едва ли позже Оки.
                                  Я 7-10 -летки не хвалил, Вы меня с кем-то путаете Да и с арифметикой неувязка. 10 лет машине, значит лет 15 назад ее разрабатывать начали. Оке тогда за 20 будет!

                                  • Полстраны? Сомневаюсь.
                                    А вы по Москве не судите.

                                    И чего ж, дураки, не пересядут на "лучшую" машину?
                                    Пальцы гнут. Даже если чел один живет и всегда один ездит - Ока не машина.

                                    Всем за вместимость - 0. Ну да всем - 0.
                                    То есть претензия снята?

                                    Позвольте не поверить... Держаться в потоке на Оке тяжело, даже на пустой.
                                    Думаю, что мнение человека, который три года на Оке ездил, более весомое, чем того, кто вообще за ее руль не садился. Может быть, конечно, что в Москве поток по городу 100 с лишним ездит, тогда извините. В России ограничение по городу 60.
                                    А еще можно на сервис приехать и попросить карбюратор настроить. Они и настроят Оковский по "классической" методике. И зажигание также выставят. Тогда, конечно, даже до 40 тяжело разогнаться. Но это проблема кривых рук, а не машины.

                                    Нормальные быстрые автомобили не ревут.
                                    Не ревут. А зачем в городе 250 лошадей и максималка 300? В России ограничение по городу 60.

                                    Весь автомобиль! Найдите сами, информации полно на эту тему.
                                    Зачем мне искать, если есть собственный опыт и еще нескольких друзей. Про ненадежность пишут те, кто Оку на картинке только видел. Потенциально ненадежного там нет ничего. Все, кроме системы зажигания, спроектировано очень хорошо. А зажигание по крайней мере на порядок лучше, даже чем у карбюраторных переднеприводных Вазов. Распределителя-то нет! По сравнению с общем уровнем российского автобракпрома - идеально.

                                    Почему неправда?
                                    Нет, ну если заходить в магазин и спрашивать свечи зажигания на Оку, то их впарят в два раза дороже, потому что клиент не рубит. Для меня это тест продавцов был. Заходишь и спрашиваешь - запчасти на Оку есть? Нет - уходим тут же, продавец абсолютно неграмотный. Нормальный спросит, что конкретно нужно, он-то знает, что 80% унифицировано с другими Вазами. И даже с Газелями

                                    Оке тогда за 20 будет!
                                    А это принципиально мешает? "Шестерка" сорок лет как разрабатывалась. Но почему-то никто не кричит, что это моральный труп - ~40 лет от роду.

                                    Оценка статьи: 4

                                    • А вы по Москве не судите
                                      Не буду. В лохматом 2001 году на класс.будках ездило 36%(в России). Сейчас, естественно, гораздо меньше.

                                      Пальцы гнут. Даже если чел один живет и всегда один ездит - Ока не машина.
                                      Боже, гнуть пальцы между будками...

                                      То есть претензия снята?
                                      Нет. В нормальные машины влезает гораздо больше людей и вещей.

                                      Может быть, конечно, что в Москве поток по городу 100 с лишним ездит, тогда извините. В России ограничение по городу 60.
                                      Да, ездит. И часто - вполне официально. Вот такой сюрприз. А ездил я, к примеру, на Шеви-Ниве. Та же проблема - тормозная машина, Ока уж точно не веселее.

                                      А зачем в городе 250 лошадей и максималка 300? В России ограничение по городу 60
                                      Мне вполне нравилось, был опыт. По-Вашему люди в городе приклеены к нему? Весь город летом разъезжается по всем весям, и вообще, и каждый выходной.

                                      Насчет надежности не буду спорить, но такой примитив и не должен уж совсем часто ломаться.

                                      А это принципиально мешает? "Шестерка" сорок лет как разрабатывалась. Но почему-то никто не кричит, что это моральный труп
                                      А чего кричать-то? Это уж 20 лет как всем известно. Эти будки не удовлетворяют никаким современным критериям. И все устройства, перечисленные в статье, не имеют к ним ни малейшего отношения.

                                      Я очень давно ездил на копейке (первая машина), но мне и в голову не придет сегодня, в 21 веке, превозносить ее. Это... Ну как паровоз - интересно, но время его давно ушло. Архаизм.

                                    • И чего ж, дураки, не пересядут на "лучшую" машину?
                                      Пальцы гнут

                                      +1.

                                      Для летних расхожих поездок прелесть машинка.
                                      У кого с баблом ненапряг - можно иноаналог с кондером пользовать.

                                      зы
                                      Буде появится возможность держать 2-е авто, возьму нечто подобное.
                                      Но зимой на маленьких колесиках конечно невесело.. плоховато всеж
                                      у нас улицы убирают.

                                      Оценка статьи: 3

                                      • Ой, а я на имя не посмотрел, подумал Mike Mike с ума сошел

                                        Оценка статьи: 4

                                        • Красиво, сам не посмотрел, а оппонент с ума сошел. А в принципе, легкое хамство поклонника будок вовсе не удивляет...

                                          • Уважаемый Mike Mike, в среде интеллигентов, где Вам, очевидно, общаться не приходилось, качества человека не оценивают по размерам принадлежащей ему "будки". А многие, к тому же, понимают не только собственные шутки.

                                            Оценка статьи: 4

                                            • Легкое хамство: дубль-2.
                                              в среде интеллигентов, где Вам, очевидно, общаться не приходилось
                                              Скромненько так...
                                              качества человека не оценивают по размерам принадлежащей ему "будки"
                                              Ваши качества я уже оценил и без Вашей будки. А вот где я ставил в зависимость качества человека от размеров автомобиля (или будки), не процитируете? Или это так, для красоты, написано?
                                              А многие, к тому же, понимают не только собственные шутки.
                                              Наверное, это была слишком "интеллигентная" шутка

                                              Если уж Вас так манит интеллигентная среда, то есть смысл научиться писать слово "престижный", чтоб не опозориться

                                              • А вот где я ставил в зависимость качества человека от размеров автомобиля (или будки), не процитируете?
                                                Вот, на два сообщения выше:
                                                А в принципе, легкое хамство поклонника будок вовсе не удивляет...

                                                Если уж Вас так манит интеллигентная среда,
                                                А на личной странице все написано. Мне под кличками скрывать ничего не надо

                                                Оценка статьи: 4

                                                • И где ж там про размеры-то? Хоть Ока, хоть Волга... Скорее, про некачественную устаревшую рухлядь прошлого века.
                                                  А на личной странице все написано
                                                  Культура общения не из анкеты выясняется, а из конкретных комментариев. Скажите тогда прямо - они абсолютно без изъяна и я цепляюсь не по делу. Чего ж юлить?

  • Сегодня, наверное, только ленивый человек не имеет автомобиля

    К сожалению, лично знаком с хорошими, трудолюбивыми и умными людьми,
    по разным причинам не имеющими собственного автомобиля.

    Ну, и статистика неумолима.

    Непонятно, о чем именно нам поведала в этой статье неумолимая статистика.
    О том что в крупных городах случаются пробки?

    Когда мы выбираем автомобиль, то смотрим изначально, конечно, на его внешний вид и внутренний интерьер.

    Когда я выбираю автомобиль, я смотрю на:
    - грузоподъемность,
    - тип привода,
    - тип подвески,
    - мощность двигателя,
    - изготовителя,
    - ну и собсно модель со всеми вытекающими.

    дилетанту крайне нелегко расшифровать, а самое главное – понять, что представляет собой каждая из этих опций

    Дилетанту всегда посоветую нанять водителя и механика и просто оплачивать представленные ими счета.

    Попробуем разобраться

    Ну, вобщем то достаточно сносно разобрались. Дилетант после прочтения статьи
    вполне может даже дать некоторые указания персоналу по выбору своего
    нового авто.. тройка.

    Оценка статьи: 3

  • Что-то я так и не понял на счет ESP.... как она исправляет ошибки водителя?????.... про EBD тоже мало понятно.... Если вы беретесь за такую тему, то должны знать не только расшифровки абревиатур, но и принцип действия систем, а если знаете то должны рассказать, иначе зачем было про это писать?

    • Юрий, "принцип действия систем" - это может раскрываться в журнале на автомобильную тему, нам же главное - чтобы дилетант примерно понимал назначение той или иной системы.

      • "На сегодня в рубрике «Авто-мото» 339 профессиональных статей" - это на вашем сайте написано. На мой взгляд, словом "профессиональный" можно охарактеризовать процентов 40 опубликованных материалов, не более, и обсуждаемая статья - еще далеко не худший вариант. Понятно, авторы разные, не все способны трезво оценить свои возможности и знания, но именно поэтому обязанности редакторов, на мой взгляд, не должны исчерпываться проверкой соответствия материалов формальным требованиям (объем и вопросительный знак в конце заголовка)...

        • Дмитрий Юрасов, Вам сюда.

          • Марианна, я просто хотел обратить Ваше внимание на несоответствие понятия "профессионализм" и содержания многих материалов, во всяком случае, в автомобильной рубрике (других практически не читаю, поэтому о них не берусь судить). И совершенно напрасно, на мой взгляд, "редакция доверяет компетентности автора в излагаемом вопросе", - опять же, не об этом конкретном материале говорю, он лучше многих дргуих. Если редакция пропускает отровенно дилетантский материал с кучей ошибок, мне кажется, тем самым она признается в собственной некомпетентности в том или ином вопросе, разве нет? Или я просто не понимаю сути Вашего уважаемого проекта...