• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Денис Леонтьев Грандмастер

Что придумали автомобилисты для борьбы со встречным потоком? Креатив в дизайне стекла

Плоское лобовое стекло не всегда обеспечивало хорошую обзорность. Поэтому на Panhard&Levassor Dynamique по его бокам были добавлены дополнительные сегменты. При центральной посадке водителя это было приемлемым решением. На машинах Рикенбейкера лобовое стекло имело небольшой наклон, передние стойки крыши при этом оставались вертикальными, а перед ними стояли небольшие стеклянные треугольнички.

Известный французский винодел Дюбонне был также неплохим автомобильным конструктором. Именно он создал независимую подвеску типа «дюбонне», стоявшую на «Опелях» моделей Кадет и Олимпия, а затем перекочевавшую на «Москвичи». Для себя он построил автомобиль на шасси Испано-Сюизы с алюминиевым кузовом и огромным гнутым фонарём над салоном, обеспечивавшим превосходную обзорность.

Художник Поль Арзен оснастил построенный им автомобиль Whale («Кит») лобовым и задним стёклами из плексигласа. Ему оставалось снять лёгкую крышу — и можно было начинать писать этюды, не выходя из машины.

На выполненных американскими дизайнерами перед самым вступлением Соединённых Штатов в войну эскизах уже можно встретить панорамные стёкла весьма сложной формы. В 1945 году в автомобильных журналах появились рисунки авангардного автомобиля, который готовил к выпуску известный конструктор Престон У. Таккер. Он посадил водителя по центру переднего дивана, а переднему и заднему стёклам придал полусферическую форму, гнутые стёкла стояли и в дверях, заходящих на крышу. Но в серию это новшество не попало. «Только если Вы сами профинансируете освоение производства и технологии», — твёрдо сказали американские стекольщики. Таккер же располагал весьма ограниченными средствами, и без того набрал кредитов дальше некуда.

Только десяток лет спустя панорамные стёкла стали чертой, отличающей американские авто. Начало положил знаменитый Cadillac Eldorado. Задние стёкла на больших «детройтцах» тоже стали делать панорамными, часто они имели маленькие боковые секции. Так было выполнено заднее стекло на первом серийном американском хардтопе («закрытом кабриолете») Buick Riviera 49 года. Американские «дрим-кары» той поры поражали уникальной формой стёкол. Взять хотя бы Lincoln Futura, который потом переделали в «Бэтмобиль» для съёмок телесериала, или Pontiac Firebird III с газотурбинным двигателем. У них были раздельные фонари для водителя и пассажира. Тогда все повально увлекались научной фантастикой и надеялись хоть раз в жизни побывать на Луне.

Гнутые стёкла прочно вошли в обиход. Гнутое стекло отличает Jaguar XK 150 от более ранних XK 120 и XK 140. Та же история с Volvo 544, обновлённым вариантом модели 444. Гнутое стекло положительно повлияло на продажи машины в Новом Свете, одна джазовая группа даже выпустила пластинку под названием «`59 Volvo». Volkswagen знатоки делят на машины, выпущенные до 1972 года и после. У первых лобовое стекло плоское, у вторых гнутое. Это отличие наиболее заметно со стороны.

Панорамные стёкла появились в конце 50-х на Мерседесах по инициативе молодого и талантливого Поля Брака. Панорамное стекло установили на Porsche Speedster, созданный для рынка Калифорнии. В сочетании с подрезанной кромкой дверей это смотрелось залихватски.

Панорамные стёкла стояли на единичных экземплярах Ferrari 410 Superamerica, созданных Джованни Баттиста Фариной. Очень интересно смотрится лобовое стекло Jaguar E-type, особенно в сочетании со стерженьком, по которому скользит зеркало заднего вида. Аналогичное решение применили создатели Ford Forty-Nine, напоминающего о классических хот-родах. Это к тому же помогает добиться иллюзии раздельного стекла, как на машинах конца 40-х годов.

Применительно к теме хот-родов стоит упомянуть лобовое стекло, расширяющееся кверху, которое ставит на свою машину любой уважающий себя владелец родстера 29−32 годов выпуска. Но на некоторых машинах лобовое стекло оставалось плоским и откидывающимся на капот. Эту особенность определяла специфика их предназначения — Land Rover и Jeep в огромных количествах поставлялись в армии десятков стран мира.

На ряде моделей Mercury начала 60-х заднее стекло было плоским и имело обратный наклон. Оно могло убираться в щель между багажником и спинкой заднего сиденья. Боковые стёкла, как правило, не имели рамок, а крыша не имела центральных стоек. Возможность прокатиться «с ветерком» в полной мере оценили покупатели из южных штатов.

В конце 60-х стекло получило способность вылетать из рамы при относительно слабом ударе, так что у водителя и переднего пассажира снизилась возможность риска разбить об него головы. Впрочем, эта идея прорабатывалась ещё с довоенных времён.

Buick Riviera 71−73 годов поражал своим огромным панорамным задним стеклом, придающим ему сходство с Corvette Sting Ray 64−67 годов в закрытом варианте. Но подобный стеклянный колпак появился ещё на первом Plymouth Barracuda 64 года.

В наши дни инженеры продолжают дорабатывать автомобильные стёкла. К примеру, система проецирования показаний приборов на лобовое стекло, которую пытался освоить ещё Таккер, в наши дни не такая уж экзотика — её можно встретить на автомобилях среднего класса Oldsmobile Cutlass Supreme, Pontiac Grand Prix и Buick Regal, а также практически на любом современном «японце».

На японских авто высшего класса на лобовое стекло иногда проецируется даже «картинка» с телевизора. Система изменения прозрачности вот-вот появится на серийных автомобилях.

Уже довольно давно все стёкла, включая лобовое, могут иметь электрообогрев. Через какое-то десятилетие (а может, гораздо раньше) нам обещают тонировать все стёкла автомобиля в цвет кузова.

Но напоследок лучше всего представить, как в погожий летний день почтенный джентльмен доводит свой любимый Jaguar или Bentley до состояния безукоризненной чистоты, конечно, не забывая протереть стёкла — в первую очередь, лобовое — куском хорошей чистой фланели.

Статья опубликована в выпуске 6.02.2010
Обновлено 3.06.2015

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: