• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владислав Милосердов Профессионал

Почему происходят аварии? Категории дорог

Несмотря на то, что вы учились в автошколе, вы знаете только две категории дорог — ровные (по ним вы ездите быстро) и неровные (вызывающие возмущение и смутные угрозы). Действительность несколько сложнее.

Iakov Kalinin, Shutterstock.com

В странах бывшего СССР строились шесть категорий дорог, из которых: две — первые (так уж повелось), вторая, третья, четвертая и пятая. Для каждой категории определены множество параметров, в том числе и пресловутая ровность. Далеко не всегда дорожники содержат все эти дороги в соответствии с их категориями.

Оказавшись за рулем автомобиля, постарайтесь определить, на дороге какой категории вы находитесь, и очертить круг возможных опасностей.

Обе первые категории — это многополосные автострады с широкой разделительной полосой. Двигаясь по ним, невозможно оказаться на встречной полосе или перекрестке. Основная причина, по которой вы можете попасть в аварию — движение со слишком большой или слишком малой скоростью. Да, не удивляйтесь, если вы вцепитесь в баранку руля и будете двигаться со скоростью 60 км/ч, вероятность аварии увеличится в 700 раз. Не на 70%, не в 7, а в 700 (!) раз. По сути, вы будете представлять собой неподвижное препятствие для любителей быстрой езды. Чтобы этого избежать, следует двигаться со средней скоростью потока автомобилей.

Вторая категория — обычно четырехполосная дорога с узкой разделительной полосой, на которой существует возможность встречного столкновения. Обычно оно происходит из-за того, что при обгоне водитель излишне резко нажимает на педаль газа и без того уже мчащегося на большой скорости автомобиля. Мощь мотора без труда преодолевает силу сцепления колес с дорогой. Колеса начинают бешено вращаться, и автомобиль становится неуправляемым. Со всеми вытекающими последствиями.

Третья, самая опасная, категория очень часто представлена трехполосными дорогами, где средняя полоса служит для движения то в попутном, то во встречном направлениях. На дорогах третьей категории обычны пересечения с другими дорогами на одном уровне, отсутствие развязок.

Четвертая категория — это двухполосные дороги местного значения с прерывистой разделительной линией почти на всем протяжении, кроме опасных участков.

Пятая категория — однополосные дороги без разделительной линии, зачастую без твердого покрытия, встречный разъезд на которых возможен на пониженной скорости. Организация пассажирского движения на таких дорогах запрещена.

Каждая категория дороги имеет свою расчетную скорость — от 150 км/ч на автострадах категории Iа до 50 км/ч на грунтовке пятой категории.

Соответственно, и минимальный радиус поворотов для каждой категории дорог рассчитан таким образом, чтобы водитель мог, придерживаясь установленной скорости, безопасно преодолеть поворот. Так, повороты на автострадах имеют радиус от 1200, а в горной местности — от 250 метров, а дорога 5 категории может иметь радиус 150, а в горной местности — и 30 метров.

При этом радиус каждого поворота должен быть неизменным на всем протяжении поворота! Иными словами, повернув руль в начале поворота, вы почти не будете двигать рулем, пока не выйдете из поворота на ровный участок дороги. Если поворот построили правильно.

Но при строительстве или реконструкции дороги иногда (чаще, чем хотелось бы) оказывается, что радиус поворота на его протяжении неодинаков. К чему это приводит?

Предположим, вы совершаете левый поворот. Повернув руль, вы слегка расслабились и даже прибавили «газку». И вдруг оказалось, что через 100−200 метров радиус поворота уменьшился! Вам необходимо немедленно довернуть руль. Но вы двигаетесь со скоростью, оптимальной для большего радиуса, и не успеваете ее сбросить! И центробежная сила сносит вас за пределы дороги…

Гораздо хуже, если то же самое происходит, когда вы совершаете правый поворот. Тогда вас вынесет на полосу встречного движения.

Попробуйте сами разобраться, что произойдет, если радиус поворота внезапно увеличится.

Старайтесь, особенно в горной местности, а также в зимнее время, оставлять запас сцепления при прохождении поворотов. В противном случае большая машина или пешеход могут заставить вас резко дернуть руль, и машина потеряет управление.

Все это замечательно, думаете вы, а что же ровность?! А ровность бывает разная

Статья опубликована в выпуске 18.11.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий удален
  • Комментарий удален
  • Тема почти "военная": аварии на дорогах уносят тысячи жизней и материальный ущерб от них исчмсляется миллионами.
    Но примитивные статьи тут не помогут. Достаточно посмотреть подборку видео в интернете, чтобы понять, насколько всё сложно. А простые советы можно ограничить несколькими: постараться ездить УМНО, а не Эмоционально, никогда резко не "маневрировать"(не крутить резко рулём, не тормозить резко, не газовать) и сначала думать, потом уже делать. И помнить, что не всё в этом мире и на дорогах зависит от вас: дорога - очень опасное место, ЛЮБОЙ на дороге и даже около неё подвергается большой опасности, попробуйте проанализировать причины ДТП, выставленныx в YOUTUBE, и предложить предохранительные меры... Не просто, да? Большая скорость, скользкое покрытие и бесшабашность водителей способны превратить дорогу в ад.

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 18 ноября 2012 в 06:51 отредактирован 18 ноября 2012 в 06:58 Сообщить модератору

    "Колёса начинают бешено вращаться, если водитель излишне резко нажимает на педать газа", ...только трогаясь с места, в начале движения. Это и демонстрируют "крутые" водители, когда из-под колёс аж дым появлятся.
    У "и без того уже мчащагося на большой скорости автомобиля" такое невозможно. Очень мягко выражаясь, это спорное утверждение, такого трудно добиться даже на курсах повышения квалификации водителей ВИПов.
    Вся серия статей отдаёт какой-то книжностью, примитивом, а не откровениями "короля трасс" или инструктора вождения.
    "Что станут говорить" водители с большим стажем, дальнобойщики?

  • Mike Mike Читатель 18 ноября 2012 в 01:11 отредактирован 18 ноября 2012 в 01:11 Сообщить модератору

    Обычно оно происходит из-за того, что при обгоне водитель излишне резко нажимает на педаль газа и без того уже мчащегося на большой скорости автомобиля.
    Это откуда ж такая интересная статистика?

    Мощь мотора без труда преодолевает силу сцепления колес с дорогой. Колеса начинают бешено вращаться, и автомобиль становится неуправляемым.
    Вы исключительно про жигули пишете? Хоть оговорки какие-то делайте, 21 век на дворе.