• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Москаленко Грандмастер

Кто придумал строчки: «Если я заболею, к врачам обращаться не стану»?

27 ноября 1972 года перестало биться сердце Ярослава Васильевича Смелякова. Поэта, который известен каждому советскому человеку яркими стихами, но люди даже не подозревают, чьему перу принадлежат те или иные строки.

Ярослав Смеляков Фото: ru.wikipedia.org

Хотите эксперимент? Думаю, один из трогательных эпизодов культовой комедии «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» тот, где он декламирует стихи своей знакомой незнакомке:

Вдоль маленьких домиков белых
акация душно цветет.
Хорошая девочка Лида
на улице Южной живет…

Эти стихи написал Ярослав Смеляков, которого называли в то время «Онегиным с фабричной окраины». И в самом деле, разве могут оставить кого-нибудь равнодушными строки из того же стихотворения «Хорошая девочка Лида», когда поэт рассказывает о том, на какой подвиг готов мальчишка ради этой светлой, чистой любви?

Он в небо залезет ночное,
все пальцы себе обожжет,
но вскоре над тихой Землею
созвездие Лиды взойдет…

Четыре строчки, а сколько в них смысла!

Когда Шурик в середине 60-х годов ХХ века произносил эти строки с экранов кинотеатров (фильм вышел в прокат в 1965 году), создавалась полная иллюзия того, что стихотворение было специально написано к фильму, чтобы лучше охарактеризовать лиричность героя.

Но это далеко не так. Строки были написаны в последний предвоенный год, они то и щемящие такие, может быть, оттого, что поэты, как ясновидящие, гораздо тоньше чувствуют время. Смертельная опасность, нависшая над страной, уже выстраивала в перспективе батальоны и полки, которым не суждено было вернуться с войны. И этим миллионам лучших сынов страны, конечно же, хотелось любить и быть любимыми. И, уходя на фронт, вчерашние мальчишки цитировали эти строки, радуясь, что их хорошая девочка Маша, Наташа, Лена, ничуть не хуже смеляковской Лиды…

Кстати, и стихотворение «Если я заболею, к врачам обращаться не стану» тоже написано Смеляковым в 1940 году. И суть всего стихотворения сводится не к недоверию к людям в белых халатах, которое сейчас расцвело махровым цветом, а к тому, что за их помощью нужно обращаться только в самых исключительных случаях, в остальном же не надо роптать на судьбу.

Я ходил напролом.
Я не слыл недотрогой.
Если ранят меня
в справедливых боях,
забинтуйте мне голову
горной дорогой
и укройте меня
одеялом в осенних цветах.

…Наверное, многие из вас видели или держали в руках некое подобие кубика Рубика, которое называется «Змейка». Суть игры в том, чтобы, переставляя грани на длинном теле змеи, добиться нужной композиции. Можно сказать образно: нет, пожалуй, второго такого советского поэта, чьим телом судьба столь же беспощадно играла, как с такой змейкой!

…Родился Ярослав 26 декабря 1912 (8 января 1913 н.с.) в Луцке в семье железнодорожного рабочего. С началом Первой мировой войны, когда отец ушел на фронт, Славу отдали в деревню на воспитание к бабушке. Но как только мальчишка подрос, он решил покинуть родные места и «без страха и упрека» прибыл в Москву.

Здесь он поступил в семилетку, а после ее окончания решил продолжить образование в полиграфической фабрично-заводской школе. Именно здесь он активно начал публиковать свои стихи, для начала в цеховой газете, писал обозрения для агитбригады.

Но Смеляков не хотел оставаться самоучкой. Он охотно посещал литературные кружки при «Комсомольской правде» и «Огоньке», а его стихотворение «Любка» (кое-где оно идет как «Любка Фейгельман») стало культовым для студентов середины 30-х годов. Его переписывали в тетрадочки, цитировали, и в те времена оно по популярности соперничало со стихами куда более именитых авторов.

И в других стихах было столько лирики, что его сравнивали с Онегиным… Вот только хулиганом он был отъявленным. Однажды справил малую нужду на портрет Сталина, когда «произведение искусства» хотели поднять на веревках на высокое здание. От смерти его спасло только то обстоятельство, что на дворе был 1934 год. А в грозном 1937-м он как раз вышел на свободу. Чтобы снова оказаться за решеткой за непочтительное отношение к Сталину…

Ярослав Васильевич Смеляков
Ярослав Васильевич Смеляков
Фото: commons.wikimedia.org

Война расставила все по своим местам. Ярослав вполне мог устроиться в какую-нибудь дивизионную, армейскую или фронтовую газету. Но вспомним его строки «Я ходил напролом». Он и пошел напролом, рядовым. Попал в окружение на Карельском перешейке, вместе со своими боевыми товарищами попал в финский плен, где находился до 1944 года. Причем финны очень скоро разобрались, что перед ними неординарный человек, его освободили из концлагеря и отправили работать на ферму в качестве военнопленного. Благодаря этому он и выжил.

По возвращении из финского плена его ожидал сталинский лагерь. И эта «ходка» оказалась не последняя. Однажды молодые поэты заявились к нему домой и наперебой начали читать хвалебные стихотворные оды Сталину. Смеляков вытолкал их взашей и вдобавок спустил с лестницы. Об этом доложили куда следует…

Пока он сидел, жена сбежала с другим… Но пуще всего его, исхудавшего и издерганного, пугает чувство вечного голода. Впрочем, и это не вечно, и жена появилась другая, и бесконечно бегать к холодильнику, проверяя, остались ли запасы, вскоре перестал. А с властью так и не помирился.

Да и как могло быть иначе, если вместо гимнов «родной» коммунистической партии декламировали его «сермяжную правду жизни». Как, например, стихотворение «Жидовка».

Прокламация и забастовка,
Пересылки огромной страны.
В девятнадцатом стала жидовка
Комиссаркой гражданской войны.

Ни стирать, ни рожать не умела,
Никакая не мать, не жена —
Лишь одной революции дело
Понимала и знала она.

Брызжет кляксы чекистская ручка,
Светит месяц в морозном окне,
И молчит огнестрельная штучка
На оттянутом сбоку ремне.

Неопрятна, как истинный гений,
И бледна, как пророк взаперти, —
Никому никаких снисхождений
Никогда у нее не найти…

Не сочтите меня ксенофобом, я не хочу обижать никакую нацию. Но сам факт, что в некоторых энциклопедических словарях о Ярославе Смелякове сказано всего три строчки, говорит о многом.

Бел Кауфман
Бел Кауфман
Фото: Jewish Women’s Archive, ru.wikipedia.org

А что касается последнего стихотворения, то оно стало любимым для писательницы Бел Кауфман, внучки знаменитого еврейского писателя Шолом-Алейхема. Ведь комиссарки — это не нация, это образ жизни.

Статья опубликована в выпуске 27.11.2007
Обновлено 10.08.2021

Комментарии (27):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 11 августа 2021 в 06:49 отредактирован 11 августа 2021 в 06:53 Сообщить модератору

    Я. Смелякова можно считать поэтом одного стихотворения. Хотя у него есть и стихи о кремлёвских елях очень даже патриотичные. Меня же он подвиг на самоделку про Познера. = Если я заболею и может помру, // но к врачам обращаться не буду.// Обращаюсь к друзьям (не сочтите, что это в бреду): // Распылите мой прах меж Парижем и Бруклином, // чтоб никто не пришёл на могилку мою. = Я ходил напролом, я не слыл недотрогой // Если ранЮт меня в дис-кус-сах, // примотайте мне голову кЫ микрофону, // чтоб умЁр я с улыбкой в устах = Порошков или капель? - не надо ! // Пусть сияют софитов лучи-и.// Жаркий холод хулы и похвал водопады // - вот чем надо лечить.= От экранов ТиВи так и веет веками, // как посмотришь, почувствуешь, вечно в кадрЕ. // не салфеткИми белыми путь мой усеян, а кароками, // не больничным от вас ухожу коЛидором, а так...налегке.=

  • "Если я заболею..." Ну, да... ну, да... Это в 1940-м. А через 20 с лишком лет у Я.Смелякова были другие стихи:

    Я ОТСЮДОВА УЙДУ...
    Я на всю честную Русь
    заявил, смелея,
    что к врачам не обращусь,
    если заболею.

    Значит, сдуру я наврал
    или это снится,
    что и я сюда попал,
    в тесную больницу?

    Медицинская вода
    и журнал «Здоровье».
    И ночник, а не звезда
    в самом изголовье.

    Ни морей и ни степей,
    никаких туманов,
    и окно в стене моей
    голо без обмана.

    Я ж писал, больной с лица,
    в голубой тетради
    не для красного словца,
    не для денег ради.

    Бормочу в ночном бреду
    фельдшерице Вале:
    «Я отсюдова уйду,
    зря меня поймали.

    Укради мне — что за труд?!
    ржавый ключ острожный».

    Ежели поэты врут,
    больше жить не можно.

  • Шурика» тот - пропущена запятая, хотя само предложение тоже стоило бы перефразировать.
    на воспитание к бабушке - предлог лишний, да и поменять бы местами.
    оказалась не последняя - имхо, надо "не последней".
    домой, и наперебой - лишняя запятая.
    доложили куда следует - пропущена запятая.
    бегать к холодильнику, проверяя - не звучит. Лучше "бегать проверять".

    Спасибо, кое-чего нового узнал.

  • замечательная статья, столько душевности

  • Ну да, а вот коли поэт почувствует себя здоровым - то к врачам и направит стопы свои...

    Оценка статьи: 3

    • Поэты к врачам не ходили. "Поэты в России рождались с дантессовской пулей в груди". И если он клавишей стаю кормил с руки, его - из Союза писюков вон. И врача ему не дали. И вот, Сережа, я на кладбище еще 10 лет назад могла спросить, где могилка - и под снегом укажут. А нынче не знают. . И вот как он, " я б и не печатным словом не побрезговал бы ...", ну как не материться?
      На Ваганькове только после похорон Высоцкого на могиле Есенина поставили жиденький памятничек, то ли от племяш то ли муниципалетит, не знаю врать не хочу, но до этого ( у меня там дед лежит через тропинку) - деревенкий крест сикось-накось. Да че говорить, Пушкина могила выпотрошена.
      С дантессовской, КАК ИМПЛАНТ. На Смелякова свой дантес был. у КАЖДОГО ИЗ НАС ЕСТЬ САЛЬЕРИ И СВОЙ ДАНТЕС. Не буду перепечатывать, лень, пусть будет заглавными.
      Сережа, а Вы читали или хоть что-то слышали о Смелякове? Если нет, пожалуйста, хотите настоящего друга? Мужика. Таких сейчас не делают, старинная чистая проба. Эти по врачам не ходят. А Вы вот так.
      Давайте я лучше с Вами буду за них всех, иронзируйте надо мной, а эти - пусть за моей спиной. Я беру Вашу перчатку и пока меня Марианна не выключит, я их прикрою, стареньких.
      Знаете, что было написано на камне злого комедиографа-сатирика греческого Архилоха? - " Тише иди, путник. Не буди злых пчел, спящих на могиле Архилоха!".
      Когда Ваше имя будет тире Пастернак-тире Смеляков, тире-Архилох, киньте в меня камень. Тогда не парирую.

  • стихи на слуху, а об авторе практически ничего и не знала...
    Замечательная статья! Моя 5.

    Оценка статьи: 5

  • Я тоже люблю стихи Смелякова. Я вообще поэзию люблю, но только хорошую.

    Оценка статьи: 5

  • Зацепило...
    Как он сталинистов выпихнул с порога...
    Красавчег!

  • Спасибо, что вспомнили этого замечательного поэта, одного из лучших в 20 в. 5

    Оценка статьи: 5

  • Неплохой поэт. Не из тех, что поэтами с большой буквы называются, но все же. Интресно было почитать. Поэт - как стиль эпохи, так бы сказал я.

    • Постелите мне степь, занавестье мне окна туманом... в изголовье поставьте большую ночную звезду. В Анголе меня лихорадка схватила. Не скажите, что это в бреду...Ах постелите...Мухи, дерьмо...жарища. А мне, блин, холодно, И вот я ору на весь барак этот долбаный - если я заболею, к врачам обращаться не стнану... на всю сраную Африку...Я не слыл и не был недотрогой, если ранят меня, в справделивых и честных боях,... обинтуйете голову ...горной дорогой.... и уройте меня одеялом, блин... и опять повторяю друзьям, не сочтите, что это в бреду,... ( а диппкорпусе нет друзей, одни ЗА ДРУГИМИ ШПИОНЯТ! даже в бреду) постелите мне степь...ах, занавестьте мне окна туманом... Ну, вот теперь Юра тронул за Африку, а у меня к ней счет как к Колыме. Уж кто не придумал, но особо хорошо они звенели в Анголе. А 90% в рашке не помнят и не знают. Это для рашенков в Анголе песни. Когда достанет. И в США. Я не был и не слыл недотрогой...Господи, Юрий, что же Вы сегодня со мной сделали?!
      День, ночь - мы идем по Африке... снова Редьярд Киплинг, лихорадка, изжога... все по той же Африке...Я от черных тел до сих пор блюю - не от расисзма- от количества рахитиков детей и уродов-взрослых. Занавестьте мне окна туманом...Оценки стыдно ставить. Я потом. Я пока еще в моей рахитичной Африке. Дайте остыть. Занавесьте мне окна...

      • Лауре про Анголу вопрос

        Лаура, а как же Вы без прививки туда поехали? Мне так без нее и документы не оформляли

        • Наша медицина не ведала и не ведает какими болячками инфекционными они болеют там. А прививки обязательно. Пару лет назад я даже для Египта сделала какую-то прививку, муж иначе не отпускал. Я думаю меня укусил какой-то их комар или другая дрянь. Как бы я не болела в детстве, даже при высочайших температурах не бредила никогда. А та лихорадка именно в глюках, нетипичная, эйфорийная такая. Вела себя как пьяный или овердознутый. И что это было наши медики так и не узнали. Но говорили, что я требовала клюквенного морса и очень материлась.

      • Лаура, Вам уже пора биографию свою изложить!
        Как это пережить?
        День, ночь - мы идем по Африке... снова Редьярд Киплинг, лихорадка, изжога... все по той же Африке...Я от черных тел до сих пор блюю - не от расисзма- от количества рахитиков детей и уродов-взрослых.
        У меня есть друг. Его забрасывали в Африку по системе выживания. Без харчей и воды. Он выжил.
        Вы пережили не меньше!
        И после этого можно стоять на кухне и спокойно лепить манты?
        Снимаю шляпу...

        Оценка статьи: 5

        • Всю ночь мелодия из головы не вылезала и с ней проснулась. Теперь не отвязывается. Приставучая. Вам моя обещанная 5.
          Еще одну песню пели под гитару ( в 70-е все пели бардовское)и все играли на гитаре), то ли Кукин-Клячкин, то ли Ким. Начиналась словами: помнишь этот город, вписанный в квадратик неба, как белый островок на синем... сквозь летние дожди косые...
          И еще: помнишь эту церковь, что легко взбежала на пригорок
          И еще: 2 свечи в ногах, а сами встанут в изголовье... Забыла. жальЮ нотами нельзя написать.
          Ребята, помогите вспомнить. Кто это?
          У нас там шофер был, Сережа - стукачок. Но пел! Как стучал. Души нам растравлял, сирена кгбешная. Вот через него я этими песнями заболела. И, видать, до сих пор болею.

          • Здесь текст с аккордами.
            читать дальше →

            • Заодно и к заглавной песне покажу аккорды версии Визбора.

              • А я разревелась. Ну вот. Ох, до чего же спасибо вам обоим, дорогие.

                • господи да вы, ребята не представляете, что со мной творится - я не перестаю слушать и каждый раз что-то иное слышу. Как спятила. Вы сами послушайте- сердце рваное тут-же. Бой здорово-медленный, нарочито четкий, без сбоев, а слова - вроде ни о чем, а кожу срывают кусками. Не знаю, как вас, дорогие, благодарить. Это такие сладкие слезы, дымок Африки, братство бардовское-около-бардовское, как все мы были. Осязание недоступного-прекрасного со снятой кожей, оголенными нервами, с тоской по другому расположению звезд на небе, где камни, только камни и церковь, что легко взбежала на пригорок...О, Бой, сколько в поэте всего глобального. Думал ли, что для Африки стих сложил? Да ничего он не думал, ручку схватил и потекло... а в Африке вылилось под пальмы и на трех русских ненормальных. И заразились. такое убогое слово "спасибо". Разве им чего выразишь? Снова слушаю. И слезами умоюсь.

  • Интересные факты

  • Интересная статья. 5.
    Эти стихи Ярослав Смеляков, которого называли в то время «Онегиным с фабричной окраины». - пропущено слово.

    Оценка статьи: 5