• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Как маркиза де Помпадур смогла завоевать и надолго удержать любовь Людовика XV?

История рождения Жанны-Антуанетты Пуассон окружена мраком. Она появилась на свет 29 декабря 1721 года в семье Франсуа Пуассона, выбившегося из обычных лакеев в шталмейстера двора герцога Орлеанского. Но вскоре её отец проворовался и, чтобы избежать виселицы, пустился в бега. Хотя отцом, судя по всему, он был для Жанны только номинальным. Подлинное отцовство молва приписывала богатому дворянину Ле Норману де Турнехему (Турнему). Во всяком случае, именно он заботился о воспитании и образовании девочки, а когда она подросла, выдал её замуж за своего племянника.

Жанна с детства отличалась красотой и незаурядными способностями: играла на музыкальных инструментах, хорошо пела, любила и умела рисовать, обладала несомненными актерскими качествами. Если верить легенде, то в 9 лет ей гадалка предсказала удивительную судьбу и долгую любовную связь с королем. Став королевской фавориткой, Жанна нашла эту гадалку и стала выплачивать ей небольшую пенсию. Но путь в королевскую спальню оказался для Жанны отнюдь не легким. В воспоминаниях современников её жизнь похожа на сказку. В них трудно отделить вымысел от действительности. Да и есть ли в этом необходимость? Главное — эту сказку она создала сама.

Став после замужества мадам д’Этиоль, она настойчиво устремилась к цели, которую заронила в её душу гадалка. Благодаря имени и богатству мужа, она получила возможность бывать в высшем свете, где целеустремленно впитывала все, что касалось короля и его двора. Вскоре она знала многие подробности интимной жизни короля, особенности его взаимоотношений с любовницами и фаворитками. Тогда у неё созрел план, к выполнению которого она приступила со всей серьезностью.

Возможности познакомиться с королем на придворных церемониях у неё не было. Всех возможных «претенденток» тогдашняя фаворитка герцогиня де Шатору умело отсекала от короля. Но было место, где Людовик XV обязательно бы обратил внимание на красивую женщину, это Сенарский лес (в наши дни его назвали бы лесопарком), в котором монарх часто охотился. Но ей не повезло, она попалась на глаза не королю, а герцогине де Шатору, которая интуитивно поняла цель ее лесных прогулок. Естественно, что прогулки пришлось прекратить, чтобы не нажить серьезных неприятностей.

Но вскоре судьба ей улыбнулась. Красавица герцогиня де Шатору скончалась от воспаления легких, путь к сердцу короля оказался открытым. 28 февраля 1745 года на бале-маскараде в Парижской ратуше король был заинтригован красавицей, которая всячески препятствовала его стремлению увидеть её лицо. Когда же любопытство короля достигло предела, дама сняла маску. Людовик XV убедился, что не зря ухаживал за таинственной незнакомкой.

Стоит отметить, что король, которому к этому времени исполнилось 35 лет, слыл утонченным ценителем прекрасных дам. Пресная семейная жизнь с набожной Марией Лещинской, дочерью польского короля Станислава, уже давно наскучила Людовику XV, и он не упускал случая развлечься с очередной фавориткой или просто хорошенькой женщиной. Так что новое знакомство пришлось как нельзя кстати.

Жанна не отказалась отужинать с королем. Утром Людовик посчитал, что на этом интрижку можно и закончить. К его удивлению, женщина безропотно удалилась и больше не давала о себе знать, что было не характерно для его бывших любовниц. Получилось, что и она отвергла его, а это уже било по мужскому самолюбию. И король не устоял.

Снова появившись во дворце, Жанна разыграла сцену искренней влюбленности, которая не просто тронула короля, но и родила у него что-то похожее на ответное чувство. У Людовика появилась новая официальная фаворитка. Мужу госпожи д’Этуаль предоставили доходное место и «нарисовали» заманчивые перспективы служебного роста. А Жанне, чье происхождение было, мягко говоря, небезупречным, король подарил маркграфство Помпадур и, соответственно, титул маркизы.

Завоевать короля оказалось легче, чем добиться признания света. Для аристократии новоявленная маркиза еще долго оставалась обыкновенной Гризеткой — такое прозвище она получила в великосветских салонах. Удивительно, но она умудрилась установить почти дружеские отношения с королевой. На парижских улицах той поры нередко можно было услышать возгласы простолюдинов: «Смотрите, наши королевы едут!». И народ спешил посмотреть на проезжающую карету, в которой восседали две главные женщины страны. Они не только какое-то время мирно делили королевское ложе, они «поделили» и официальные обязанности: одна царствовала, а другая правила.

Жанна оставалась рядом с королем более 20 лет — поразительный срок для фаворитки. Чуть позже в России так же долго фаворитствовал Григорий Потемкин. Кстати, судьба Жанны чем-то похожа на его, она тоже, перестав делить ложе с монархом, еще 15 лет оставалась для короля близким другом и советчиком.

Одними любовными утехами короля долго не удержишь, и маркиза начинает вникать в дела государства, превращает свой салон в центр, где встречается художественная и научная элита Франции. Король с любопытством встретил новое для него интеллектуальное общество, которое не только развлекало монарха, но и давало пищу уму. Да и в обществе воспринимали новый круг общения монарха с большой заинтересованностью.

Для гостей маркизы возможность в неформальной обстановке общаться с королем была важна необычайно, это и повышало их социальный статус, и давало существенную поддержку. С легкой руки маркизы во Франции на науку, литературу и искусство стали тратиться солидные деньги. При её помощи увидела свет французская Энциклопедия Дени Дидро, а в Версальском дворце появился Камерный театр, открывшийся постановкой мольеровского «Тартюфа». Жанна часто блистала на сцене этого маленького, но самого престижного французского театра, поражая короля искусством перевоплощения.

Круг её интересов был обширен. При её содействии во Франции появилась Военная школа для сынов дворян и ветеранов войн, которую впоследствии закончил Наполеон Бонапарт. Она наладила производство фарфора, создав в своем имении Севр образцовую фабрику. В память о ней нежно-розовый севрский фарфор назвали «Rose Pompadour». Стоит отметить, что с её именем связано появление многих милых дамскому сердцу мелочей и аксессуаров: сумочка-ридикюль, высокие каблуки и замысловатые высокие прически, стиль огранки бриллиантов «маркиза», бокалы для шампанского «тюльпан» и т. п.

Маркиза смело вторгалась в государственные дела, зачастую подвигая Людовика на кардинальные политические решения. Благодаря ей Франция, всегда бывшая в традиционных союзнических отношениях с Пруссией, переориентировалась на Австрию. По её настоянию Людовик запретил во Франции деятельность ордена иезуитов. В политике, как и в любви, маркиза проявляла мудрость и истинно женскую интуицию, которая её никогда не подводила.

Не стоит думать, что её жизнь была безоблачной. Врагов у маркизы хватало. Почти каждая новая фаворитка пыталась её сместить, но поколебать положение де Помпадур при короле не удалось никому. В Европе даже появилось новое развлечение — заключать пари, когда же маркиза де Помпадур потеряет свое влияние на короля. Все подобные пари были проиграны.

Даже в смерти она удостоилась высшей чести — отойти в иной мир в присутствии короля. 15 апреля 1764 года в королевской хронике появилась запись: «Маркиза де Помпадур, придворная дама королевы, умерла около 7 часов вечера в личных покоях короля в возрасте 43 лет». Так закончился жизненный путь женщины, за удивительной судьбой которой с интересом следила вся Европа.

Статья опубликована в выпуске 26.05.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: