• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Как судьба распорядилась мечтой? Леонид Броневой

В 1950 году молодой выпускник Ташкентского театрального института Леонид Броневой отправился покорять сердца зрителей в Магнитогорский областной театр. Ролей для него находилось немного, разве что бессловесные либо с лаконичными репликами типа «Кушать подано!». А жизнь была голодная, нищенская, и от «Кушать подано!» сводило живот.

Леонид Броневой в роли Мюллера (слева) в телесериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», 1973 г. Кадр из сериала «Семнадцать мгновений весны»

Тогда актёр перебрался в Оренбург и на всю жизнь запомнил, что атмосфера в театре творческая, но быт по-прежнему тяжелый и концы с концами сводить трудно.

Однажды увидел по телевизору спектакль МХАТа с участием корифея сцены Алексея Грибова. Исполнившись восхищением, подогретым юным пылом и голодной страстью самореализации, написал ему письмо.

О, сколько восторженных строк отправлено поклонниками своим кумирам — не сосчитать! Но Алексей Николаевич Грибов тепло ответил на послание, а затем, по приезде Леонида Броневого в Москву, добился его прослушивания в приёмной комиссии, состоявшей сплошь из знаменитостей.

В результате молодой актёр стал студентом сразу третьего курса Школы-студии МХАТ, попав в общество в будущем знаменитых однокашников: Ирины Скобцевой, Людмилы Ивановой, Галины Волчек, Игоря Кваши, Анатолия Кузнецова и др.

По окончании второго вуза работал в театральных коллективах Грозного, Иркутска, Воронежа. Ролей становилось больше, и это радовало, но прожить на скудную актёрскую заплату всё же было проблематично. Приходилось подрабатывать. Например, в Иркутске организовал драмкружок, пообещав за ставку его руководителя (60 руб.) создать ещё и хор, а также аккомпанировать ему.

Леонид Броневой в роли куплетиста-эстрадника Аркадия Варламовича Велюрова
Леонид Броневой в роли куплетиста-эстрадника Аркадия Варламовича Велюрова
Кадр из фильма «Покровские ворота», 1982 г.

А в Воронеже подстерегла беда, тяжёлая болезнь жены. Завертелся траурными лентами тёмный вихрь горя, подхватил… и оказался вдруг Леонид вдовцом с четырёхлетней дочкой на руках… в комнатушке московской коммуналки, население которой составляли одиннадцать взрослых жильцов и семеро детишек. Без работы и без средств.

В театр не брали, бывшие однокашники не горели желанием помочь, а ребёнка, как-никак, надо было кормить. И безработный Броневой отправлялся на Тверской бульвар «забивать козла» с доминошниками. Это приносило выручку размером в один рубль за один поход. Доминошники оказались сердобольными: позволяли удачливому партнёру покидать собрание, как только выигрыш его доходил до этой суммы, правда, не забывая отматерить на прощанье.

Наконец, удалось устроиться в Театр на Малой Бронной (был до этого ещё эпизод с работой в Театре им. А. С. Пушкина, но там не заладилось). И это событие 1962 года ознаменовало окончание самых больших трудностей. Двадцать пять лет посвятил Л. Броневой сцене на Малой Бронной, сыграв множество ролей в постановках А. Эфроса, А. Дунаева, Л. Дурова, Е. Лазарева. В 1964-м дебютировал в кино, сыграв роль жандармского полковника в фильме «Товарищ Арсений». Триумф ожидал его после «Семнадцати мгновений весны», в 1973 году.

Более 120 превосходных ролей в театре и кино не перечислить в короткой статье, но нельзя не упомянуть об особой странице в жизни актера: участии в телевизионных постановках Анатолия Эфроса «Всего несколько слов в честь господина де Мольера», «Страницы журнала Печорина» и «Борис Годунов».

Леонид Броневой в роли герцога
Леонид Броневой в роли герцога
Кадр из к/ф «Тот самый Мюнхгаузен», 1979 г.

С 1988 года он играет в Московском театре «Ленком» у Марка Захарова, занимая в творческом коллективе ведущее положение. Путь к заслуженной славе Леонида Сергеевича был труден. Знаменитый актер достиг её талантом и трудом. И при всей своей ироничности с полным правом говорит:

«Я никогда в жизни, в театре ли, в кино, не играл ни одного образа так, чтобы быть его прокурором».

Дорогого стоит, согласны? Поскольку это верный знак благородной души.

А ведь когда-то мечталось о совсем ином… Начав свой жизненный путь с рождения в прекрасном городе Киеве в 1928 году, мальчик Лёня рос в обеспеченной семье, был благополучным ребёнком, учился в музыкальной школе-десятилетке при консерватории, не собираясь, впрочем, заниматься музыкой всю жизнь. И вообще не видел своё будущее в искусстве. Его с детства привлекала дипломатическая работа, картины которой в мыслях отрока сменялись фантазиями о бурном будущем успехе в международной журналистике.

В 1937-м всё рухнуло. Отец, работавший по экономической части в НКВД, был назван врагом народа и приговорён к 10 годам лагерей, семья сослана в Кировскую область. Прощай, скрипка! В 1941 году им разрешили было вернуться домой, но началась война, и вместо Киева отправился Лёня со своей мамой в эвакуацию, в далёкий Чимкент.

Там закончил семилетку, поступил в вечернюю школу и через год вместе с экзаменами за 8 класс сдал и выпускные. И это при том, что днём работал: сначала учеником пекаря, потом секретарем-машинисткой (!), пока, наконец, не устроился в пошивочный цех кукольного театра. И здесь юноша вдохновился на сочинение собственной пьесы, которую ему позволили самому поставить и сыграть роль милиционера.

Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. 22 декабря 2014 года
Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. 22 декабря 2014 года
Фото: Kremlin.ru, по лицензии CC BY-SA 4.0

Об исполнении детской мечты о престижной профессии не могло быть и речи, в военное училище путь сыну врага народа тоже заказан. Куда? Мама посоветовала поступать в театральный, потому что там меньше спрашивают о родителях. Ну, а дальше вы знаете…

Статья опубликована в выпуске 6.07.2008
Обновлено 6.08.2022

Комментарии (21):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Роман Солодов Роман Солодов Мастер 21 февраля 2019 в 16:03 отредактирован 21 февраля 2019 в 16:05 Сообщить модератору

    Очень хорошая статья. Спасибо.
    Развернутых комментов не будет, ибо претензий к статье нет.
    Прошу меня простить, но мне почему-то казалось, что актер умер.
    Оценка статьи 5

  • Скажите - а Вы "согласовывали" статью с Леонидом Сергеевичем? - на момент возможных неточностей?

    Просто я очень уважительно отношусь к этому величайшему актеру... многие источники, как вы знаете любят нагнетать информацию и при перепечатывании происходит феномен испорченного телефона... не говоря уже о прочих разноцветных СМИ (жёлтеньких, красненьких... и цвета детской неожиданности)

    ... не в коем случае не подвергаю сомнению - просто интересен этот ньюанс)

    • Сергей, я не согласовывала. И даже не пыталась нажать на возможные кнопки связей, вообще подобным не люблю оперировать. Леонид Сергеевич, насколько мне известно, очень трудно идёт на диалог с журналистами, - его право. Очень внимательно отнеслась в полутора десятку, как минимум, источников, в т.ч. не интернетских (не пересчитывала, может, их их тридцать, - материала было очень много). Так что по-любому, это мой взгляд на биографию, стало быть, я несу за это ответственность, - с любовью несу

      Оценка статьи: 5

  • Тернист путь к признанию. Скрыт от чужого взгляда. Смотришь на успешных, популярных и даже не догадываешься о трудностях, что пришлось большинству из них преодолеть. Кажется, что слава прилагась с рождения - получите, распишитесь. А на поверку - нет. Путь к славе вовсе не выстлан розами...
    Замечательная статья, Валентина. Спасибо.

    Оценка статьи: 5

    • Да, Оль, вот об этом и речь. Глядим и наслаждаемся, а каков он на вкус - актёрский хлеб... Кровью и потом пропитан, но чудо в том, что эти запахи исчезают, когда речь ижёт о настоящем искусстве, превращаясь в дивный аромат. ДЛя меня любимейшая роль Л.Броневого - в "Покровских воротах". Сколько хохотали и как обмирали, как грустили и сочувствовали... "Мой папа запрещал, чтоб я польку танцевала..." "Они сошлися, лёд и пламень..." - старо, как мир, а свежо по-прежнему...

      Оценка статьи: 5

      • Искусство перевоплощения... Кому-то дано, кому-то - нет. Я уважаю актерский талант (нет, правильнее – дар). С помощью таких даровитых людей рождаются бессмертные картины. А из них – Золотой кинофонд, национальное достояние. Есть чем (и кем) гордиться.

        Оценка статьи: 5

  • Мне понравилась композиция статьи. Находка. Матрешка. А 17 мыльных опер не люблю про совкового шпиона. Дурь. Фикшен. Китч - классика совкового сериал-кино, и не худшая, судя по тому, что дальше "бригадами" они пошли, хотя не все серии просмотрела. Вот о господине де Мольере - о, да! Вот там работа! Вот там Броневой раскрылся. Вот его роль. Он же тонкий эстет, аристократ-рафинэ. А тут Мюллер-дурак. А тут Мюллер- типаж. Такие плебсу в кайф. И он это делает. Да разве таким кретинистым типом был чел который на такой работе парился? Но первый там перший идиот - полковник Исаев. Не зря анекдоты в народе пошли про Штирлица как о Чапае. Заслуга режиссера - сделать немца хотя бы полуумным. Даже не умным, как шеф Гестапо был. Что и попытался сделать Броневой, когда хренового шпиона Штирлица полуразоблачил. Господи, какие же дряные фильмы повалились, когда страна моду с Америки взяла на сериалы. Такое промывание мозгов народу покатило. А что актер? Он кушать хочет, а ничего другого, кроме лицедейства не умеет. За композицию 5. Покайфовала.

    • Ну... этА... точно подмечено, как раз композиция и давалась с наибольшим трудом. Зато потом - радость: ан, как оно играет, не банальная биография, а сюжет с интригой. Спасибо, Лаура

      Вот с чем несогласна, так с кретинистым типом. По-моему, у Л.Броневого Мюллер - умный. И талантливый. И живой. Только и ум, и талант, и жизнь положил на такую идею, что стала и личной трагедией, и драмой народа... Впрочем, не только в Германии. История знает другие примеры, которые, увы, не единичны

      Оценка статьи: 5

      • Композицию ты решила так, как никто до этого ее не решал. Находка. А вот не иди на поводу у толпы, у китча. Паршивый фильм, паршивые заказные образы, заказной фильм. Что он мог, он сделал. Причем с таким еврейсикм неарийским лицом так сыграть шеФа гестапо. Да ему просто по морде и носу место в Бухене. Но сделал, что мог в таком беспомощном фильме. Я знаю, чо сейчас будет море помидор, но о господине де Мольере оставьте замолвить слово? И о Высоцком не по паршивоиму сериалу судить, а по Таганке. По Гамлету. Так с этим актером. Талант. Заточенный под совковый спрос. Испахабили, изнасиловали. Потенциал срубили. Дали поиграть идиотика для идиотиков. Вот в чем трагедия великого актера.

  • Броневой в "Покровских воротах" создал просто шедевр. Валюша, как хорошо вы с Владимиром написали об этом актере. 5!!!

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо, Валентина, за Броневого

    Оценка статьи: 5

  • Поправьте «аккомпОнировать», «одиНННадцать» и подпись «Тот самый МюнхГаузен». 5

    Оценка статьи: 5

    • Виктор, спасибо. АккомпОнировать, одиННАдцать- это да. Гаузен Мюнх... чужой - не могу, простите... Я вообще с трудом читала его неадаптированные сказкания... И для меня немецкое хауз - понятно, что дом, а гауз - никак....

      Нас решили убить, потому что мы русские...

      Вау, вроде кабацкое пение. Ан-нет. Короче:

      Россия, вставай!
      Пусть трепещет вся нечисть...

      А потом ещё: (или до того):

      С нами Дмитрий Донской и Андрей Первозванный...

      С нами Минин - Пожарский...

      Эх, а я-то только вепса... даже не чудь белоглазая...

      А потом ещё добольше:

      Все послания старцев, все святые законы
      говорят, поднимайтесь, Россия на самом краю...

      Короче:

      Но Россию и веру мы не предедадим. Россия, вставай!

      И правильность написания - важна оччено. Еще один пасиб.

      Пусть трепещет вся нечисть...

      Оценка статьи: 5

  • Получился хороший цикл из двух статей. По пятерке за каждую.

    Оценка статьи: 5

  • 5!
    Сколько же трудностей пришлось пережить этому человеку!
    Да-а, жизнь прожить - не поле перейти, это точно!

    Оценка статьи: 5