• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Юрий Пименов. О чем писал «самый московский» художник?

В начале сентября 2021 г. в «Новой Третьяковке» на Крымском валу открылась ретроспектива одного из известнейших советских художников Юрия Пименова. Известнейшего, одного из лучших и не совсем типичного.

Ю. И. Пименов, «Физкультурный парад», 1939 г. Фото: artchive.ru

Как известно, с середины 1930-х годов советское изобразительное искусство радикально сменило стиль. Многочисленные объединения художников были сведены в официальные творческие союзы.

И многим художникам пришлось на ходу менять свой стиль, чтобы соответствовать требованиям времени. И носить гордое звание соцреалистов. При том, что соцреализм Пименова весьма своеобразен.

Например, у него мы не очень-то увидим картины в «суровом стиле». Не увидим острополитической тематики. Зато увидим импрессионизм и экспрессионизм, да и авангард — правда, скорее в ранних работах.

И еще не увидим портретов вождей. Вроде бы Юрий Иванович «отмазывался» от подобных заказов, апеллируя к неумению хорошо писать мужские портреты. Что не помешало ему получить две Сталинских премии.

Кстати, к подобной аргументации прибегал, например, авангардист Илья Машков, не любивший писать на социалистическую тематику и при этом остававшийся успешным и востребованным художником и преподавателем.

Может быть, Пименов и в самом деле неважно изображал мужчин. Зато женщин рисовал много и с удовольствием. Или изображать мужчин он просто не любил? Нет, и это особенно видно в ранних работах. Да и можно ли не уметь писать портреты, проучившись 5 лет на художественном и полиграфическом факультетах ВХУТЕМАСа?

Ю. И. Пименов, «Художники в мастерской (А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов)», 1928 г.
Ю. И. Пименов, «Художники в мастерской (А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов)», 1928 г.
Фото: artchive.ru

Еще во время учебы он стал одним из соучредителей Общества Художников-Станковистов (ОСТ). Тогда, в начале 1920-х, советские художники ищут пути, которыми пойдет новое советское искусство. В отличие от ряда авангардистов, выступавших против «чистого» искусства, ОСТовцы развивают и станковую, и монументальную живопись, не пренебрегая и авангардистскими методами.

И ранние работы Пименова очень отличаются от более поздних. Как, например, этот очень экспрессионистический триптих, перекликающийся с немецкой живописью того времени.

Ю. И. Пименов, «Работницы Уралмаша», 1934 г.
Ю. И. Пименов, «Работницы Уралмаша», 1934 г.
Фото: artchive.ru

Но при всей выразительности ранних работ, при всем безусловном влиянии на них немецкого экспрессионизма эмоциональное наполнение у Пименова другое: радость строительства новой жизни, энтузиазм, характерный для первого десятилетия советской власти. Юрий Иванович не писал портретов вождей, но он всегда говорит об актуальном. О том, чем живет страна. И это принимается.

В конце двадцатых-начале тридцатых Пименов трижды входит в команду художников, представляющих СССР на Венецинском биеннале. А затем стиль его работ резко меняется. В жизни художника наступает творческий кризис, он уничтожает ряд своих ранних работ.

И громадная благодарность организаторам нынешней выставки картин, по публикациям того времени восстановившим некоторые из утраченных вещей, воспроизведя их на металлических пластинах.

Кстати, обратим внимание на резкий контраст «индустриальной» авангардной живописи 20-х с работами следующего десятилетия. Стиль художника действительно радикально изменился.

Ю. И. Пименов, «Порт», 1931 г.
Ю. И. Пименов, «Порт», 1931 г.
Фото: artchive.ru

В посвящённых Пименову публикациях можно прочесть, что:

  • художник боялся преследований и потому радикально изменил стиль;
  • и что этот поворот фактически стоил художнику самобытности.

Конечно, смена приоритетов в искусстве не могла не сказаться. И Пименова действительно упрекали в формализме, в «неправильности», несоответствии его живописи. Что ему реально грозило? Максимум — крушение карьеры. И действительно, очень успешный художник, Пименов на время остаётся без заказов.

Но было и кое-что посерьёзнее. Во-первых, люди меняются с возрастом, а Пименову исполняется тридцать. И во-вторых, в это время он болеет и всерьёз опасается умереть.

Но все хорошо, что хорошо кончается. Из этого кризиса художник выходит, и его работы отражают уже новую советскую реальность. Кстати, с этого времени на его полотнах будет множество зарисовок из московской жизни. Он становится своего рода летописцем жизни новой, социалистической столицы.

Ю. И. Пименов, «Новая Москва», 1937 г.
Ю. И. Пименов, «Новая Москва», 1937 г.
Фото: artchive.ru

В 1936 году, для выставки «Индустрия социализма», Пименов пишет знаменитую «Новую Москву», ставшую его визитной карточкой: мы видим недавно реконструированный Охотный Ряд из-за спины женщины, ведущей кабриолет. Разумеется, эта вещь представлена на выставке. Чуть дальше увидим вторую из работ этой серии: «Фронтовые дороги». Та же героиня ведёт машину уже по зимней прифронтовой Москве.

Вообще, этим работам (а в этой серии есть еще и третья!) нужно посвящать отдельный рассказ. Отмечу только одно: здесь сошлись две любимых темы Пименова, которые он рисует всю жизнь — женщины и дороги.

Как-то на вопрос типа: «Вот вы рисуете девушек в запачканных спецовках… А что вы рисуете для души?» — художник ответил, что ему случается работать на заказ, за деньги. Например, оформлять спектакли. А вот для себя он рисует как раз тех самых девушек за работой и дороги…

Ю. И. Пименов, «Весеннее окно», 1948 г.
Ю. И. Пименов, «Весеннее окно», 1948 г.
Фото: artchive.ru

Кстати, о спектаклях. Последний раздел в нынешней выставке посвящен кино- и театральным работам Пименова. От портретов актрис и актёров до декораций и эскизов костюмов. В театр он (и не единственный из художников-новаторов!) пришёл в начале 30-х, из-за критики и болезни временно лишившись заказов.

И позволю себе чисто личное мнение: кажется, именно женский, да и вообще портрет, не был сильной стороной Пименова. Зато за работу в качестве театрального художника он дважды получал Сталинские премии.

Ю. И. Пименов, эскиз декорации к спектаклю «Под чужим небом (Дипломаты)», 1932 г.
Ю. И. Пименов, эскиз декорации к спектаклю «Под чужим небом (Дипломаты)», 1932 г.
Фото: artchive.ru

Между прочим, в 1961 г. Пименова приглашают в Англию участвовать в постановке «Снегурочки» Чайковского, что говорит о международном признании его как сценографа.

Выставка охватывает все периоды творчества мастера. И вот его девушки 30-х на триптихе «Работницы Уралмаша»: за работой, за чаепитием, в ложе театра. Та же индустриальная тема, что в 20-е, но стиль совершенно другой.

А вот еще одна «Новая Москва», она же «Физкультурный парад» — шестиметровое панно, служившее фоном для макета Дворца Советов на Нью-Йоркской градостроительной выставке 1939 года.

На нынешней выставке самого огромного панно нет, его изображение спроецировано на экран. Оригинал же находится в Русском музее, и, видимо, из-за размеров транспортировать его сложно.

Эту работу бригада художников под руководством Юрия Ивановича переписывала несколько раз: сам парад, люди комиссию вполне устроили. А вот изображенную архитектуру будущей Москвы пришлось переписывать дважды. Нынешний вариант предложили сами ведущие архитекторы страны, входившие в правительственную комиссию, принимавшую панно.

Вот классический сюжет — «Девушка с книгой». По-моему, совершенно современная. А ведь этой работе почти сто лет!

Ю. И. Пименов, «Девушка с книгой», 1931 г.
Ю. И. Пименов, «Девушка с книгой», 1931 г.
Фото: artchive.ru

Здесь же представлены зарисовки из западной жизни: Пименов (и не только он) не раз выезжает за рубеж. В капиталистические (а других в это время нет) страны.

Следующий этап творчества связан с войной. На картинах Пименова все та же Москва и Ленинград, те же дороги — но уже военные. И… здесь нет сцен боев, есть жизнь людей во время войны.

А затем начинается строительство мирной жизни. К 60-м годам относится замечательная и знаменитая серия работ «Новые кварталы». Вот здесь мы и видим тех самых девушек в испачканных спецовках, недостроенные еще дороги и дома. И счастливых людей, строящих светлое и уже близкое будущее.

Тогда же Пименов пишет на заказ копию «Новой Москвы» — картину «Москва 1960 года», похорошевшую и построившуюся, с видом на Крымский мост.

Ю. И. Пименов, «Новая Москва», 1960 г.
Ю. И. Пименов, «Новая Москва», 1960 г.
Фото: artchive.ru

А чуть позже, в конце 60−70-х, Юрий Иванович пишет серии «Рассказы о простой Европе» и «Вещи каждого дня» — серию натюрмортов, до того не очень свойственных его творчеству.

Но и это он делает необычно. Вот только один пример, картина «Ожидание»…

Ю. И. Пименов, «Ожидание», 1959 г.
Ю. И. Пименов, «Ожидание», 1959 г.
Фото: artchive.ru

И как обычно — признание. В 1967 году он получает Ленинскую премию.

И конечно, нельзя не упомянуть Пименова — мастера киноплаката и художника-постановщика. Кстати, с 1945 по 1972 год преподававшего во ВГИКе. Работал он, например, над любимым многими фильмом «Кубанские казаки».

Но все это стоит увидеть своими глазами. Честно говоря, репродукции и близко не передают впечатлений, испытываемых при виде «живых» картин. Нынешняя выставка в «Новой Третьяковке» будет работать до начала января, так что вы успеете…

Статья опубликована в выпуске 3.10.2021

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: