• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр  Котов Мастер

Миледи из романа «Три мушкетера» Александра Дюма. Что украли у королевы — подвески или ожерелье?

Миледи де Винтер, la femme fatale, которой боялся сам всесильный владыка Франции кардинал Ришелье — вне всяких сомнений, наиболее яркий и запоминающийся женский образ в романе Александра Дюма «Три мушкетера». Но существовали ли у этого литературного персонажа какие-либо реальные прототипы?

Миледи Кадр из фильма "Три мушкетера", 1961 г.

Перейти к началу статьи

Чаще всего историки вспоминают некую Люси Хей, графиню Карлейль, бывшую любовницу герцога Бекингема, которая из ревности стала агентом кардинала де Ришелье.

Еще одна претендентка на амплуа миледи — Жанна де ла Мотт, героиня скандальной аферы с бриллиантовым ожерельем. Ожерелье это было изготовлено для фаворитки короля Людовика XV мадам Дюбарри и стоило невероятную по тем временам сумму в полтора миллиона франков; к несчастью для мадам, король скончался, так и не успев выкупить у ювелиров заказанный им подарок. Было известно, что молодая королева Мария-Антуанетта (как известно, закончившая жизнь на эшафоте) была не прочь приобрести его, однако даже для нее стоимость колье была слишком высока, учитывая бедственное состояние французской казны.

Люси Хей
Люси Хей
Фото: общественное достояние

Жанна де ла Мотт сумела убедить своего любовника кардинала Луи де Рогана, представителя одного из знатнейших семейств королевства, в том, что она близко дружит с королевой и готова помочь ему установить добрые отношения с ней (не исключено, что любвеобильный кардинал рассчитывал на что-то большее, чем просто дружба), если де Роган выступит посредником и, в меру своих возможностей, спонсором покупки драгоценностей (впоследствии Мария-Антуанетта утверждала, что она вообще не знала Жанну). Чтобы окончательно убедить де Рогана, человека, судя по всему, не отличавшегося умом и сообразительностью, было организовано свидание с королевой в дворцовом парке, причем роль Марии-Антуанетты сыграла некая бойкая модистка.

Для солидной аферы всегда необходимы два действующих лица: незаурядный мошенник и большой глупец, — писал Стефан Цвейг.

Провинциальный кардинал попался на удочку и подписал гарантийные письма, в результате чего лишился денег, а ювелиры — бесценного ожерелья. Пострадала и королевская чета: судебный процесс, шедший в Парижском парламенте, нанес непоправимый ущерб репутации августейшей семьи, и так изрядно подмоченной.

Стоит отметить, что в этом был замешан знаменитый итальянский авантюрист, именовавший себя графом Калиостро (между прочим — герой повести Алексея Толстого, по которой был снят советский музыкальный фильм «Формула Любви»). Калиостро в конечном итоге был оправдан, однако выслан из Франции, равно как и кардинал де Роган (который, как будто, был еще и лишен сана, которого, судя по его поведению, действительно не заслуживал). Жанна де ла Мотт была признана виновной и осуждена на пожизненное заключение, бичевание и выжигание клейма (вроде бы это был не знак лилии, которым была отмечена миледи, а буква V).

Жанна Ламотт
Жанна Ла Мотт
Фото: общественное достояние

Александр Дюма в своем романе «Ожерелье королевы» так описывает это душераздирающее событие:

Жанна, гибкая как змея, воспользовалась тем, что палач недостаточно крепко держал ее одной рукой за затылок. Она в последний раз вскочила на ноги и, обернувшись с каким-то исступленным весельем, радостью, подставила палачу грудь, устремив на него вызывающий взгляд. Благодаря этому движению роковое орудие, которое должно было коснуться ее плеча, опустилось ей на правую грудь и запечатлело на живой плоти дымящуюся и губительную борозду; боль вырвала у жертвы, несмотря на кляп во рту, такой вопль, который не смогут воспроизвести никакие интонации человеческого голоса.

Через какое-то время Ла Мотт бежала из Сальпетриер (тюрьма для проституток), куда была помещена (сплетничали, что королева спасла свою подругу в благодарность за то, что та скрыла ее участие в деле с колье), и через какое-то время оказалась в Лондоне. Там она издала скандальный памфлет, в котором изобличала королеву, утверждая, что та на самом деле находилась в любовной связи с Роганом и более того — являлась распутной особой, питавшей склонность к разного рода извращениям и, в частности, лесбийской любви.

Атмосфера французского общества в предреволюционный период была крайне накалена, и неудивительно, что памфлет имел шумный успех.

Через два-три года после процесса по делу о колье репутацию Марии Антуанетты уже не спасти. Она ославлена, как самая непристойная, самая развращенная, самая коварная, самая тираническая женщина Франции; продувная же бестия, клейменная Ламотт, напротив, оказывается безвинной жертвой, — писал Стефан Цвейг.

Считается, что Жанна де ла Мотт, страдавшая манией преследования, погибла в 1791 году, выбросившись из окна в Лондоне. Хотя существует и более романтическая (или романическая?), пусть и крайне маловероятная, версия о том, что она инсценировала свою гибель, скрылась на долгие годы в неизвестном месте, а позднее объявилась в России (в то время место бегства многих французов, недовольных новой властью), где поддерживала знакомство с аристократическими семействами и чуть ли не с самим российским императором Александром I, а скончалась уже в зрелом возрасте (предположительно, в 1826 году), и не где-нибудь, а в Крыму.

Мне версия о том, что ла Мотт была прототипом образа миледи, не кажется достаточно убедительной. И дело не в том, что Жанна де ла Мотт жила в другую эпоху, на полтора столетия позднее описываемых в «Трех мушкетерах» событий. «Ожерелье королевы» вышло на несколько лет позже «Трех мушкетеров», однако сам по себе этот факт не говорит ни о чем. В принципе, использовав историю Жанны и ее образ в «Мушкетерах», Дюма мог снова вернуться к ней, на этот раз построив свое повествование на реальных фактах уголовной хроники. Дело, скорее, в другом.

Портрет графини Дюбарри, 1781 г.
Портрет графини Дюбарри, 1781 г.
Фото: общественное достояние

Хотя в эпопее ла Мотт имеется и свой кардинал, и пропавшие драгоценности (намного более дорогие, чем алмазные подвески Анны Австрийской), и королева, и даже маг Калиостро на заднем плане, складывается впечатление, что Жанна — намного более заурядный персонаж, чем инфернальная миледи из «Трех мушкетеров». По сути, вся ее криминальная активность сводится лишь к одному, пусть даже столь дерзкому и масштабному эпизоду, как похищение «ожерелья королевы» (неслучайно Дюма в своей книге сделал кукловодом этой истории не кого-нибудь, а самого графа Калиостро). И хотя колье действительно попало в ее руки (судьба его неизвестна, предполагается, что Жанна и ее сообщники распродали драгоценности по частям), сама она была в конце концов арестована и перенесла тяжелые страдания, которые подорвали ее физическое и психическое здоровье и привели к самоубийству.

Окончание следует…

Статья опубликована в выпуске 17.03.2023

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Да, я ждал рассказа о Жанне. Большое спасибо за интересный рассказ и поиск образа де ла Мотт в творчестве Дюма. Соглашусь с Вами, эта героиня по масштабу и уловкам на Миледи не тянет, а вот некоторые биографические подробности жизни авантюристки, пусть и вовсе не специально, повлияли на создание образа леди Винтер. Жанна была дочерью простолюдинки, которая заверяла, что родила ее после кратковременной амурной связи с королем. Учитывая крайне неблагородное происхождение Дюбарри, верилось, что монарх мог увлечься деревнской красоткой. Доказать, или опровергнуть его отцовство было невозможно, потому Жанне дали хороше воспитание и выдали замуж за знатного человека, которого она вскоре посвятила в свои планы и сделала своим помощником. И обошлись с обманщицей крайне жестоко, возможно, из-за ее сомнительного происхождения. Даже не представляю, за какой грех дворянку могли клеймить.

    Оценка статьи: 5

    • Карл-Август Аванти, очень запутанная история с Жанной, одно несомненно - она вышла замуж за знатного человека, имевшего доступ ко двору, поэтому и смогла провернуть "аферу века" с ожерельем, которая сыграла в истории французской монархии, точнее ее конца едва ли не ту же роль, что и эпопея Распутина.
      Очень темная, запутанная и скандальная история и, конечно, Дюма не мог упустить столь благодатный материал.