Да-да, Юрий Михайлович пел в кино, снимался в нём, и первую популярность ему принёс именно кинематограф. Всё началось с комедийного телефильма «Берегите женщин», вышедшего на экраны в 1981 году. Картину нужно было снять в сжатые сроки, а режиссёр (и одновременно оператор) Александр Полынников никак не мог найти композитора и обратился к Георгию Юнгвальд-Хилькевичу (с которым делал картину о трёх мушкетёрах). Георгий Эмильевич посоветовал своего друга Юрия Антонова.
В то время Юрий Михайлович был уже довольно известным, но не таким популярным. И это была его первая работа в кинематографе. Поскольку Антонову всегда было интересно пробовать себя в чём-то новом, он согласился. На тот момент его практически не показывали в телевизионных передачах по идеологическим причинам.

В фильм вошло 8 песен Юрия Антонова, которые после проката картины стали шлягерами на века: «Море», «Я вспоминаю», «Двадцать лет спустя», «Берегите женщин», «Жизнь», «Не забывай», «Всему своё время», «Радуга». Практически все исполняются за кадром Антоновым, кроме «Радуги» — её поёт Сергей Беликов.
И именно после выхода ленты на экраны по телевидению стали показывать Юрия Антонова. Его лирические, нежные, тонкие и в то же время весёлые и танцевальные песни пришлись по душе зрителям и слушателям. А одна из них («Море») звучит в серии «Ералаша» «Морской бой» (№ 52, 1985) и в 16-м выпуске «Ну, погоди!» (1986).
Следующей значимой для певца работой в кино стал кинофильм Александра Косарева «Прежде, чем расстаться» (1984). Александр Борисович в данном фильме не только режиссёр, но и автор текстов песен «А где-то…», «О тебе и обо мне» и одной из самых известных песен Юрия Антонова «Долгожданный самолёт». Картина хоть и не имела славы и большой популярности, но третья песня после проката стала народным хитом и с тех пор часто звучит по радио и телевидению, а сам фильм нередко транслируется на канале «Мосфильм. Золотая коллекция».
Режиссёр рассказывал, что в изначальном сценарии был странный человек, а не артист филармонии. Это был этакий телепат. Косарев стал думать, кого бы пригласить на эту роль, чтобы он мог разбавить её яркими красками, очеловечить героя и сделать его узнаваемым. И тогда он обратился к своему другу Юрию Антонову.
К моменту съёмок Антонов был довольно популярным певцом. Как уже было сказано, популярность ему принесла музыкальная комедия «Берегите женщин» (1981). Но если в ней Антонов поёт за кадром, то в ленте Косарева ему пришлось сыграть полноценную роль (отчасти камео — артист по фамилии Рыжиков, исполняющий песни под гитару).
В кино Антонов к тому моменту тоже снимался: играл эпизодическую роль в «Куда он денется!» (1981) и исполнителя песни «Снегири» в короткометражной ленте «Незнакомая песня» (1983). Но в «Прежде, чем расстаться» ему сниматься было очень трудно.
Он вспоминал, что пришёл в эту ленту как неопытный киноактёр, но как опытный эстрадный артист. Поэтому, когда Татьяна Васильева пыталась подсказать ему, как нужно играть, на площадке вспыхивал конфликт. Косареву приходилось мирить их, и картину всё-таки досняли.
Антонов также вспоминал, что он несколько дублей подряд нырял в холодную морскую воду и часто забывал текст роли, поэтому после этого решил, что актёр из него не получится и он будет петь за кадром. Таким образом, данная лента — единственный фильм, в котором Антонов снимается как полноправный актёр.
Но это не прервёт дружбу с Косаревым: в 1991 году на экраны выйдет детектив «Хищники», в котором Антонов выступит композитором и исполнит песню «Хмельная сирень» (Ю. Антонов — А. Косарев).
Между этими двумя фильмами Юрий Антонов также писал музыку для лент «Салон красоты» (1985), «Приказ» (1987), «Дураки умирают по пятницам» (1990). В «Салоне красоты» артист спел за кадром «Просто пойми», в «Приказе» — «Не гаснут костры». А в «Дураках…» играет отрывок из песни «Лунная дорожка». Кроме этого, в «Салоне красоты» героиня Татьяны Васильевой напевает: «Море, море, мир бездонный», -словно передавая привет своему недавнему коллеге.
Говоря о работах Антонова в кино, следует упомянуть и мультипликационные ленты. Нет, не «Ну, погоди!», а две 10-минутные истории о весёлом и неунывающем кузнечике по имени Кузя. В 1980-х годах на грампластинках вышли 4 части музыкальной аудиосказки «Приключения кузнечика Кузи» (с песнями Юрия Антонова), а в 1991 году на экраны вышло два мультфильма о приключениях маленького насекомого. В обеих частях звучит вокал Антонова: в первом мультфильме певец озвучил очковую змею Окулярию, а во втором — шимпанзе-кока.
Эти фильмы и мультфильмы показывают по телевидению и сейчас, а значит, кинопесни великого мастера живут до сих пор.
Уж что-что а грампластинку со сказкой и песнями я очень хорошо помню.
Мои как раз были мелкими. Времени, как всегда, катастрофически не хватало, поэтому сказку на ночь я им, как правило, не читал. Был у нас дома простенький проигрыватель (типа "Школьник") и куча, огромная куча детских пластинок с разными сказками, начиная с "Огнива" и "Маленького Мука" и заканчивая современной интерпретацией "Бременских музыкантов". Соответственно, я укладывал своих шалопаев, ставил им пластинку со сказкой и уходил куда-нить на кухню, доделывать недоделанное. Через полчаса возвращался, чтобы выключить проигрыватель и поправить одеялки у заснувшей малышни.
НО!! Если ставилась вот эта пластинка с песнями Антонова...Народ под эту пластинку даже не собирался засыпать. Он прыгал по кроватям, размахивал руками, бросался подушками... В общем, был бодр и весел, а сна не было ни в одном глазу!!
P.S. В самом начале статьи у Вас проскочила фраза: "его (Антонова) практически не показывали в телевизионных передачах по идеологическим причинам". Не могли бы Вы чуть более подробно об этих причинах?
Если честно, как-то не помню, чтобы Антонов был в опале у советских властей. Тем более, по таким страшным причинам. И я не шучу. Попасть в опалу по идеологическим причинам, было довольно опасно. Особенно для личности творческой. Потому как при подобном раскладе на своей творческой карьере можно было спокойно ставить большой и жирный крест.
0 Ответить
Константин Кучер, здравствуйте. Да, я читал, что у артиста были проблемы с телевидением. На ЦТ СССР Юрия Антонова не пускали из-за неприязненного отношения к нему тогдашнего телевизионного руководства. Есть также информация, что в 70-е песни Юрия Антонова были известны, но путь на телевидение был закрыт из-за того, что он - не член Союза композиторов. А в Союз его долго не принимали. Есть информация, это было потому, что он не хотел сочинять песни о комсомоле и партии.
0 Ответить
Спасибо за дополнение, Тарас. Да, песни о комсомоле и партии - стопроцентная идеология.
0 Ответить