• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Что такое бардовская песня?

Давайте поспрашиваем у людей? Молодые — не знают, или что-то слышали от своих скучных стариков, т. е. родителей. Твердокаменные коммунисты — сплюнут. А у остальных, тех, чья молодость пришлась на 70-е и 80-е годы — только вздохнут с ностальгией «А-а-а-а… бардовская песня, Высоцкий… Никитины… Визбор… Митяев… Да-а-а-а… помним…»

Профессиональные борцы за демократию точно знают — первым бардом был Галич. Остальные, обалдев перед напором, подтверждают, конечно, первым был Галич, кто же не помнит его песни, это… э-э-э-э-э…(«кто же не помнит старика Крупского!"(с)), он, вроде бы, про товарища Парамонову написал… Хотя о чем это…

Барда Галича знают только избранные. А вот песни Высоцкого, Никитиных, Митяева, Визбора, Городницкого (и несть им числа, да простят меня те сотни авторов самодеятельной песни, которых я сходу не вспомнил) — этих помнят все. Ну, в смысле — те, кто тогда жил, учился, работал.

Как все это начиналось?

Ребята ездили на природу, на байдарках, в турпоходы, особо продвинутые — по горам. И там, вечерком, у костра хорошо шли и Визбор и Митяев и… признаться — ужасно многие песни под гитару. Которых знают не во всем бывшем СССР и русскоговорящей диаспоре по всему миру, а только в небольших компаниях — скажем, товарищи по какому-нибудь факультету какого-нибудь института, или даже вовсе — в какой-то своей компании.

Лично для меня было открытием, что песня про оранжевого кота, которую часто пели в Ленинграде в 70-е и 80-е годы, написана была Леонидом Филатовым в 60-е, когда он учился в институте (песня и сейчас пользуется успехом на YouTube).

Как писали песни?

Встречались друзья, перекапывали кучу стихов и находили стихи, подходящие под настроение. Под эти стихи писалась музыка, обычно — простейшая, несколько гитарных аккордов, чтобы не было сложно играть на гитаре.

Иногда, если мелодия в сочетании со стихами оказывалась удачной и песня становилась популярной, за дело брались профессиональные музыканты, делали аранжировки под оркестр, и песни начинали звучать на эстраде и по радио.

А иногда песня рождалась будто бы сама — один в стихотворной форме описывал быт своего двора — на несколько четверостиший, а другой в шутку писал музыку, самую простую, несколько гитарных аккордов… И эту «Песенку про собачку Тяву» десятилетиями пели и вечером у костра, на капустниках и дома, празднуя чьи-то дни рождения.

Как к этому относилась власть?

Пока барды были студентами, к ним не относились никак. Спасибо, что не давили — авторитетом партии и мощью карательного аппарата. Видимо, надеялись, что перебесятся, когда подрастут.

Но многие из авторов, уже став специалистами — все равно «не перебесились», продолжали писать песни. Их пытались не замечать.

Но, поскольку их песни звучали из магнитофонов, их пели у костра и на бесчисленных туристических фестивалях — реагировать все же пришлось. В них сразу же обнаружили кучу стр-р-рашных политических ошибок. Например — как же может в фирме «Мелодия» выйти песня со словами «поезжай в Австралию без лишних слов»!? Это же явный призыв слушателей к эмиграции из СССР! (Замнем для ясности, что большая часть тогдашних ревнителей чистоты линии партии в перестройку стала яростными демократами и борцами со сталинизмом).

Поскольку бардовскую песню руководство не видело в упор, песни распространялись в народе на магнитофонных лентах, их слушали на капустниках и на «левых» концертах, барды ездили по стране и многие из них были знамениты.

Самое главное в их творчестве — они пели, как жили — от души.

«Милая моя, солнышко лесное», «А я еду за туманом», «Бричмула», «А все кончается»… — под гитару, без гитары, у костра, у Невы белой ночью, на дне рождения (перед десертом, перед танцами, после танцев, вместо танцев).

Песня про оранжевого кота, написанная в Москве в 60-е, уже в 80-х была «чисто Ленинградской», благо и менять почти не надо было — «Неглинка и Манеж» превратились в «Фонтанку и Манеж», а милиционер, в оригинале ошарашенный Москвой, оказался ошарашен Невой.

Далее была жизнь — и ее проза. Кто-то из исполнителей так и остался «любителем», широко известным в узком кругу молодежи, кто-то стал профессионалом, композитором, поэтом, певцом, бардом.

Некоторые песни транслирует радио и по сию пору, а кого-то помнят только те, кто был молод в 80-е. Главное — то, что их песни прорвали защиту официоза тогдашнего советского агитпропа — и явочным порядком вышли в народ, сделав своих авторов по-настоящему народными певцами, композиторами, поэтами…

Что еще почитать по теме

Как распространялась авторская песня в 1960-х годах? Встречи с бардами
Юрий Визбор. Может ли талант быть нерасчётливо щедрым?
Как в СССР родилась магнитофонная культура?

Статья опубликована в выпуске 13.06.2017
Обновлено 23.09.2022

Комментарии (34):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А ежегодный фестиваль имени Грушина? Конечно - уже многое "не то", но дух остаётся.
    Оценка статьи 5

    Оценка статьи: 5

  • Наталья Вещева Читатель 13 июня 2017 в 15:51 отредактирован 23 мая 2018 в 11:27 Сообщить модератору

    Сейчас уже не так часто, а раньше регулярно собирались и пели - благо и компания, и гитара есть. В основном Окуджаву, потому что я фанатик, но и Визбора, и Якушеву, и Митяева (и не только "Как здорово...")... Галича нет, конечно, это только слушать. И Высоцкий в женском исполнении не катит как-то. Но эта песня по-прежнему часть нашей жизни.

    Оценка статьи: 5

    • Наталья Вещева, да-да-да Ада Якушева - это женская песня ведь не всегда в компании были мальчики так что брали гитару и как можем на пяти аккордах пели..." да обойдут тебя лавины...", "вечер бродит по лесным дорожкам...", "ты - мое дыхание- утро мое ты раннее" - так просто, нежно и душевно... Окуджаву и Визбора тоже люблю, это классика, ни взять ни отнять. "Ваше величество Женщина...", "вы пропойте, вы пропойте славу женщине моей", "дверь не забудьте распахнуть, открытой дверь оставьте...", а сейчас о чем поют ..."Я убью тебя лодочник", "хочешь я убью соседа"...и никакого почитания женщине

      • Наталья Вещева Читатель 13 июня 2017 в 19:58 отредактирован 23 мая 2018 в 11:27 Сообщить модератору

        Лидия Богданова, с одной стороны, соглашусь, "славу женщине" не поют. Но вот представьте: он ей такой "милая моя", "о моя дорогая, моя несравненная леди", а она в ответ "пошлю его на..." или, скажем, "джага-джага". Так что, увы, все мы хороши. Об уважении к Мужчине тоже не очень-то поют. А жаль, да?

        Оценка статьи: 5

        • Наталья Вещева, жаль, соглашусь и кто здесь виноват неясно А я никого и не осуждаю, просто констатирую происходящее. Песен под гитару даме не поют, слова все красивые забыли, сидят по домам и ждут, когда девушка первая инициативу первая возьмет и на свидание пригласит или вообще в гости к себе, вот такую картину я наблюдаю по нашей современной молодежи, по своим дочкам и честно говоря, жаль мне их, никакой романтики, никакого размаха, все чего то боятся, потерять, оступиться, жить боятся, да разве это жизнь Вот сейчас сижу и слушаю песенку называется Вечерняя Визбора..."вечер спрятался за крышей...неужели непонятно то что в песне говорю...")

      • Никита Рязанский Никита Рязанский Читатель 13 июня 2017 в 17:11 отредактирован 16 августа 2019 в 19:53 Сообщить модератору

        Лидия Богданова, вы говорите, что сейчас никакого почтения женщине? Я правильно вас понял?
        Это что же тогда получается, песни "Я убью тебя лодочник", "хочешь я убью соседа" - всё это о современных женщинах?
        Протяжно и сердито,
        Скорей заприте вашу дверь,
        Пусть будет дверь закрыта))

        Оценка статьи: 5

        • Никита Рязанский, у меня из-за вас чуть кофе не убежал. Спорить я вами я не буду как это любит Игорь, эти две песни просто пришли мне на ум, я их не люблю, чуть что сразу убью, придушу, кровища, вообщем современный ужастик. Но за последнее время не вижу и не слышу действительно слов, которые бы ценили, воспевали женщину, не за то что она женского пола, предназначенная для их услад, а вот так вот возвышенно, эх, наверное это песни точно прошлого века и надо забыть об этом как о сладком сне Всё, пошла кабачки тушить, а то с вами тут не солоно хлебавши останешься, да и кофе остынет

  • Лидия Богданова Лидия Богданова Читатель 13 июня 2017 в 13:12 отредактирован 13 июня 2017 в 13:13 Сообщить модератору

    Бардовская песня существует и поныне и поют ее далеко не все, а только избранные. Это именно те, о которых вы пишете, кто ходит в походы, плавает на байдарках и ...очень понравилось, "особенно продвинутые"по горам. Так что ваше спросим у людей, можете не спрашивать, даже раньше пели ее не так уж много, а сейчас тех кто знал именно ту бардовскую песню осталось не так уж много. А теперь для того чтоб петь на разных встречах бардовские песни во-первых надо иметь такую компанию, в которой их знают, во-вторых надо (а это является обязательным условием) иметь в компании гитариста, без него конечно можно спеть, но это уже будет не то). У нас тоже есть такая компания, где мы поем, поем разное и не только бардов. Кстати о Митяеве, его песню в основном могут спеть только одну "Как здорово что все мы здесь сегодня собрались"остальные надо хорошо владеть голосом и иметь хороший слух. Дольского тоже не всякий споет. Так что всё дело в гитаристе, а все остальные подпевают или подвывают. Ну, а незамысловатые походные песенки, которые могут спеть то их пожалуй уж и мало кто вспоминает, только тот кто в эти 70 или 80 ые ходил в походы, сидел у костра или для самых продвинутых в прошлом, кто ходил в горы и брал вершины- "Вот это для мужчин рюкзак и ледоруб", "Опять я Баксаном любуюсь как сказкой", "Снег над лагерем валит" "Непогода в горах непогода". Да и о Бардовской песне, пошло течение как и с песнями нашей эстрады, новоиспеченные барды сочиняют свои творения на старые мотивы...так что слова может не доживут, а мелодия будет вечна

    • Лидия Богданова, приятно было узнать, будто я - избранный...
      И, да - желательно, чтобы в компании был гитарист.
      Но и "а капелло" многие песни поются отлично, хотя - под гитару - много лучше звучат
      "Песенка про собачку Тяву", "Песенка про Алису", "Бричмулла", "Сгорая плачут свечи", "Удивительный вальс", "Вальс-бостон", "Под стук колес" и многие другие... - все они великолепно идут под гитару, но, когда гитарист малость перебрал или просто устал - большая часть из них отлично идет "а капелло".
      В "продвинутом прошлом мы ходили в походы (один из наших - ходит до сих пор), ездили на картошку, потом ездили на шашлыки - и обязательно с гитарой (и сейчас ездим) - и везде без песни не обходилось и не обходится.
      А вот гор большинство из нас не брали, хотя и ходили в походы по горам (но это ведь разные вещи), потому "Здесь вам не равнина" и прочие - поем не слишком часто. Если вообще поем.
      Как жаль, что Вы не любите эту песню, но - песня Вашу нелюбовь как-нибудь вынесет.

      Оценка статьи: 5

      • Игорь Вадимов, из чего вы взяли, что я не люблю эту песню, скорее вокруг нас, таких мало. Мало кто знает эти песни, а уж я то их перепела много в своей юности и как вы написали отношусь к особо продвинутым Даже пыталась научится играть на гитаре, правда мое умение в кавычках не понадобилось, поскольку в компаниях в которых я была были более профессиональные люди, у которых это получалось лучше. Более пяти лет я занималась альпинизмом, участвовала даже в соревнованиях по скалолазанию. Три раза ездила в альплагеря на Кавказ. Если вы в курсе у нас под Приозерском есть "Скалы" от станции Кузнечное 12км по тропе Хошемина до озера Ястребиное, так вот там я проводила все свои выходные, там прошло мое крещение в альпинисты я участвовала в "Домбайском боксе" там было столько гитаристов, столько песен, столько интересных рассказов о нелегкой, но увлекательной и манящей жизни альпинистов, что забыть это просто нельзя. Альпинисты это те же бабушки со своими грядками, они предпочитают погибнуть в горах, чем в четырех стенах. К сожалению жизнь развела меня с такими людьми и песни, которые не раз слышала я, поют немногие. Вот такая вот печалька, а петь я люблю

        • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 13 июня 2017 в 14:51 отредактирован 13 июня 2017 в 14:51 Сообщить модератору

          Лидия Богданова, нижайше прошу прощения.
          Это дебютант Наталья Осокина меня раздразнила - и ушла по-английски, не прощаясь...
          А у меня работы куча, народ рвет на части, программу переделываю серьезно и фиг знает зачем (у меня не спросили, что мне с моей программой делать...), т.е. и на работе результат может быть (и сегодня скорее всего и будет) хреновый - и раздразнили...
          Еще раз прошу прощения.
          Что же до альпинизма... Я был в командировке в Красноярске, приятель потащил меня на "Столбы". И дошли-то еле-еле, как раз выпал снежок мокрый, его тысячами ног в лед протоптали, дорога неширокая и обрывается очень глубоко. Никуда мы там не поднимались, только отметились - а потом, по дороге вниз... по ледку... по дороге неогороженной и обрывающейся хорошо вниз... Да еще и с фотоаппаратом в руках (батарейки сели на холоде, едва сделал десяток снимков) -- эпопея была и без альпинизма.

          Оценка статьи: 5

          • Игорь Вадимов, не обращайте внимания Игорь, наша Наталья большая язва и придирщица и вообще она нам просто завидует, что мы пели, поем и будем петь, вернее у нас всегда будет петь душа Да мы, например в нашей компашке на даче поем иногда и романсы, правда спеть правильно нам не всегда удается,но если очень хочется то всегда можно и даже нужно. Я помню мы раньше тоже часто певали "Утро туманное, утро седое..." Да и у нас бывает, когда гитариста или нет или он не в состоянии, мы поем без гитары

  • "Давайте поспрашиваем у людей?" -- давайте поспрашиваем.
    Помню 80-е, не коммунист, терпеть не могу бардовскую песню.
    И я такая не одна.

    • Разумеется, Вы, Наталья, такая не одна.
      Но позвольте спросить - а друзья у Вас, школьные, институтские - есть?
      Уверен - есть.
      Вы с ними встречаетесь?
      Уверен - встречаетесь. А когда встречаетесь, дни рождения, юбилеи - что делаете?
      Просто пьете и едите? Или все же - кто-то приносит гитару и вы вспоминаете былые времена и старые песни?

      И про коммунистов - я зря ляпнул, многин коммунисты отлично на грушевский фестиваль ездят, да и на концерты наверняка ходили и ходят.

      Может быть у нас некая непонятка? Что такое, по-Вашему, бардовская песня?

      Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 13 июня 2017 в 05:00 отредактирован 13 июня 2017 в 05:02 Сообщить модератору

    Мне нравится А. Галич и мне довелось побывать не его концерте В Кишинёве. Он не был диссидентом, как его пытаются записать, также как и Высоцкий. АГ написал:" Вот ждут меня на Западе, //только напрасно ждут." Также "отрезал" и ВСВ по приезде в США, вроде,что не собирается здесь обсуждать проблемы с правительством.
    У Галича мне нравится "Что-то непонятное в воздухе, чувствую, нуждаемся в отдыхе.
    Взяли две столичные и дубняка, третьим пригласили истопника.
    Выпили, добавили по два раза и тут нам истопник открыл глаза.
    А на ужасную историю, про Москву и про Париж,
    как наши физики проспорили ох, ихним физикам пари.
    Юлий Ким стал матёрым диссидентом, а начнал с безобидной "Люди все обычные пьют и обедают, //чередуют сон и покой, // А я обществоведеньм ведаю, ведаю, // а оно заведует мной."
    Но крупных пузырей от бардов на поверхности осталось мало. А среди нОнешних вА-Аще кто-то запомнится, попсовая аура "гаснет без следа". Оценка: 4 за рыхлость и беглость.

    • Насчет "пузырей на поверхности" - посмотрите на "ты-трубе".
      И Никитины и Визбор и Митяев и Городницкий - и целые циклы, теперь уже на эстраде "Песни нашего века".
      А Ким... человек, как и все мы. Ну, не сложилось у него - с весьма хорошим стартом. Вот он и кинулся в политику. Как и другие, некогда знаменитые.

      Оценка статьи: 5

  • Душевная статья!

    Оценка статьи: 5

Мы собираем файлы cookie и применяем Яндекс.Метрику.Подробнее×

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс)

Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie».

Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности.

Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.