После сражения с турками при Наполи ди-Мальвазия флот пошел к Санторину. В наше время Санторин (остров Св. Ирины) — подлинная жемчужина Греции, излюбленное место отдыха туристов самых разных стран. Но так было далеко не всегда, превращение Тиры, или Фиры (другое название острова), в курортный рай началось относительно недавно, в 70-х годах прошлого века. А до этого Санторин был лишь одним из бесчисленных островов кикладского архипелага, слабо заселенным и ничем особо не примечательным кроме, разве что, своих видов, которыми в Эгейском море, впрочем, никого особо не удивишь.
О том, что когда-то именно здесь произошло одно из самых разрушительных извержений вулкана в истории человечества, было известно давно. Но гипотеза, в соответствии с которой именно это событие легло в основу рассказанной философом Платоном истории о гибели Атлантиды, появилась, или во всяком случае приобрела широкую популярность, сравнительно недавно.
Катастрофа в Эгейском море, по оценкам современных ученых, датируется 1700−1600 годами до н. э. Некоторые исследователи утверждают (хотя другие яростно оспаривают это мнение), что именно она стала причиной гибели крито-минойской цивилизации, одним из центров которой, наряду с Критом, была Тира. Именно это событие и явилось, согласно теории, наиболее активно поддержанной греческими учеными, основой или прообразом легенды об Атлантиде, вот уже более двух тысяч лет будоражащей человеческое воображение.
«Мы пока не можем полностью отождествить катастрофу на Стронгиле-Санторине с погружением в море Атлантиды, но аналогия очень уж велика. Особенно потрясает сходство Санторина с Древней метрополией (столица Атлантиды). И поскольку окончательно установлено, что Санторин был минойским островом, что Минойское государство пострадало от страшной катастрофы как раз во время гибели Санторина, тождество Атлантиды с минойским Критом становится настолько очевидным, что не требует дальнейших доказательств», — пишут
А. Г. Галанопулос и Э. Бэкон, авторы книги с чересчур напыщенным и претенциозным для научной монографии названием «Атлантида за легендой — истина».
Ян Стрейс назвал Санторин «весьма плодородным островом, где прядут тонкие бумажные чулки» (место этого вида деятельности, если предположить, что он был основным или наиболее прибыльным, в наше время занял туризм).
На самом деле оказалось, что голландскому моряку были известны некоторые факты о прошлом острова и произошедшей там ужасной катастрофе.
«В 1507 г. во время страшного землетрясения половина острова погрузилась в море, а в 1653 г. снова при подобном землетрясении опустилась половина того, что осталось, и море поглотило несколько деревень и гор, множество людей и скота (то есть получается, что от первоначального размера острова осталась лишь четверть?). И сейчас еще живет много людей, ослепших от ужасной молнии, сверкавшей в то время. У самого острова и неподалеку трудно достать до дна, да и на расстоянии выстрела из пистолета можно стать на якорь только на глубине 70 ила 80 клафтеров, что для кораблей весьма опасно».
Клафтер — старинная мера длины. Существуют разные ее эталоны: так называемый «венский клафтер» — 1,896 м, гессенский клафтер — 2,5 м. Неизвестно, какой из них имел в виду рассказчик (не исключено, что какой-то еще, к примеру, итальянский или голландский), но вывод очевиден: у берегов острова глубоко.

Честно говоря, читая этот рассказ, я сначала подумал, что речь в нем идет об отголосках глобальной катастрофы, случившейся на Санторине в седой древности и дошедшей до наших дней в легендах и преданиях жителей острова. Тем не менее оказалось, что голландец если и ошибся, то не столь значительно, как можно было предположить. Извержения вулкана, хотя и не столь вселенского масштаба, на Фире случались с определенной периодичностью; происходят они и в наше время.
Катастрофа, о которой писал голландец, действительно имела место быть, но произошла она не в XVII, а в предыдущем, XVI веке, и не в 1507 году, а несколькими десятилетиями позднее. Существенное дополнение — по крайней мере, так я думал вначале.
В изданном в Афинах туристическом путеводителе «Санторин», который я приобрел некогда на самом острове, говорится, что существуют разногласия относительно того, имело ли место извержение, в результате которого возник островок Неа Камени, в 1570 или 1573 году.
Впрочем, в одной статье из Интернета, посвященной истории острова, я прочел утверждение, которое вполне разрешило имеющиеся противоречия, ибо там говорилось, что катастрофа произошла в 1570−1573 годах. Жаль только, что в тексте не говорилось, продолжалось ли извержение беспрерывно в течение трех лет, или грозные силы природы, утомившись, время от времени брали непродолжительную паузу.
Повторюсь, сначала я решил, что, возможно, и за несколько лет до прибытия венецианцев на остров там имело место какое-то мелкое или, может, локальное извержение/землетрясение, но при этом в повествовании Стрейса события древних и более новых времен слились воедино, и рассказы о недавних (или относительно недавних) катастрофах наслоились на более древние предания.
Оказалось, что я зря не доверял источнику. Наверное, стоило с большим уважением отнестись к словам автора вступительной статьи к «Трем путешествиям» Яна Стрейса, утверждавшего, что:
«В описательной, фактической, поддающейся проверке части сведения, сообщаемые Стрейсом, оказываются, за немногими исключениями, достоверными, хотя порой и заимствованными».
Выяснилось, что катастрофа середины XVII века, произошедшая на Санторине, о которой упоминал автор «Трех путешествий», подтверждается рядом независимых источников, и одним из них являются записки старца Троице-Сергиевого монастыря Арсения Суханова, совершившего по указу царя Алексея Михайловича путешествие по землям Востока и Средиземноморья («Проскинитарий» Арсения Суханова):
От самого Царьграда (Константинополя) и Черного моря по всему Белому морю не сыщешь нигде ни единого места чистого, где мы ехали, но везде засорено и замусорено белым камнем, яко известь плавает по морю каменье горелое, а на воде не тонет, все по верху плавает.

Неожиданно возникший топоним «Белое море» не должен нас удивлять. В некоторых южнославянских языках море Эгейское называется (не исключено, как антитеза Черному морю) Белым морем (в частности, на болгарском оно звучит как Бяло море). Что же касается Турции, то там «белым» (Akdeniz) называют Средиземное море, частью которого является Эгейское.
С «белым камнем», плавающим по белому морю все еще проще. Это, логично предположить, не что иное, как пемза, образующаяся в результате извержения вулкана; не очень понятно, каким образом она доплыла аж до самого Царьграда, но возможно, тут некоторое художественное преувеличение.
А то де сказывают от острова Сандорыни; в 7159 году сентября в 26 день чудо страшное было, подобно якоже Содому провалилась в море земля. (Проскинитарий. Хождение строителя старца Арсения Суханова в 7157 (1649) году в Иерусалим и в прочие места.)
Когда именно случилось это событие, если перевести его в нынешнюю систему хронологии? И кстати, почему меня так заинтересовала эта мелкая и, в сущности, не слишком значимая даже в истории Санторина — острова, где подобного рода катастрофы происходили неоднократно, — дата?
Пожалуй, на этот вопрос я не смогу дать вам точного или, по крайней мере, сколько-нибудь убедительного ответа. Скажу лишь, что история полна тайн, и никто из людей, углубляющихся в дебри этой почтенной науки, пусть и делающих это на самом что ни на есть дилетантском уровне, не застрахован от того, чтобы в ходе работы (лучше — расследования!) у него не пробудился охотничий азарт или пыл детектива, напавшего на след преступника, и не возникло желание разгадать хотя бы самую мелкую и незначительную из всех загадок и ребусов, встающих перед ним или, скорее, рожденных его воображением. Пусть даже он и осознает, что является единственным, или, в лучшем случае, одним из немногих людей, кого этот вопрос способен хоть чем-то заинтересовать.
Воспользовавшись калькулятором летоисчисления «От сотворения мира», я получил 1651 год, в то время как Стрейс говорит о том, что «чудо страшное» произошло двумя годами позднее, в 1653 году. В принципе, ошибка в два-три года в обыденном сознании людей той поры (да и наших современников, пожалуй, тоже) равносильна тому, что в опросах общественного мнения принято называть «статистической погрешностью».
Старец Арсений Суханов действительно приступил к исполнению царского указа,
Существует еще одна дата предполагаемого извержения — 1650 год. Именно она указана в перечне основных извержений вулкана на острове, составленном Смитсоновским национальным музеем естественной истории в рамках Глобальной программе по вулканизму (звучит, согласитесь, куда как солидно). Согласно его (или даже — «их» !) данным, это извержение (а точнее, целая серия извержений разного характера и разной степени интенсивности) длилось более двух месяцев и сопровождалось, как это обычно бывает при серьезных катастрофах, жертвами и разрушениями.

Похоже, что эта дата пришлась по душе и другим экспертам — не исключено, что по причине своей «округлости», удобной для лучшего запоминания.
Впрочем, кто я такой, чтобы ставить под сомнение точку зрения Смитсоновского музея естественной истории? Нет ничего удивительного в том, что не слишком образованный и мало интересующийся историей Стрейс ошибся в датировке. Что же касается московского старца, то велика вероятность того, что в редактуру его записок вкрались какие-либо технические ошибки (трудно предположить, что острова пемзы, образовавшиеся в результате извержения санторинского вулкана, плавали по «белому морю» в течение нескольких месяцев).
Есть еще одна достаточно неожиданная версия. Быть может, словоохотливые греки, известные искусством сочинять мифы и легенды, пичкали всех интуристов, которые посещали остров Санторин или проплывали мимо, рассказами о страшном землетрясении, случившемся две тысячи лет назад, которое они выдавали за событие, произошедшее совсем недавно — несколько лет или месяцев назад? Но это кажется совершенным бредом, не говоря уже о пемзе, которую старец — человек, по определению питающий отвращение ко всяческой лжи, видел собственными глазами с борта корабля.
Но все это — страницы истории греческого архипелага. Наше же повествование посвящено «удивительным и необыкновенным приключениям» конкретного человека, парусных дел мастера из Амстердама Яна Стрейса. Что же, в следующей главе мы к ним вернемся.





Не знаю, как на вершинах новозеландских хребтов, а у меня на даче, в Новгородской области, бетонные плиты пешеходной дорожки, залитые...