• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Барышникова Профессионал

Картины Рафаэля. Что скрывает Donna Velata?

Donna Velata («Дама под покрывалом») — это один из немногих портретов великого художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти. Кто же изображен на этой картине?

Рафаэль Санти, «Донна Велата» (фрагмент), 1516 г., общественное достояние

Историки искусства сходятся во мнении, что девушка на портрете — это Маргарита Лути, возлюбленная и муза Рафаэля на протяжении большей части его жизни. Кажется, что женщина, вызывавшая любовь и вдохновение величайшего мастера эпохи Высокого Возрождения, должна была обладать какими-то выдающимися качествами, выделяющими ее в ряду других людей. Что же нам известно об этой таинственной девушке и о ее образе, сложившемся потом в мировом искусстве?..

Отцом мифа о любви Рафаэля и Форнарины (Маргариты Лути) считается Джорджо Вазари, итальянский художник, архитектор и писатель эпохи Возрождения, известный своим трудом «Жизнеописания выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов».

Говоря о портрете «Дамы под покрывалом», написанном в 1516 году, Вазари не оставляет нам никаких подробностей. Более того, в своих записях он даже не называет имени прекрасной возлюбленной, но пишет, что на нем живописец изобразил женщину, которую любил всю жизнь, и это был «портрет настолько прекрасный, что она была на нем вся как живая».

К загадкам этого творения искусствоведы относят и то, что изображенная на нем женщина одета в покрывало, какие могли носить на голове только замужние римлянки. Это особенно интересно, потому что мы знаем, что Рафаэль так никогда и не был женат, хотя ему и прочил в жены свою племянницу Марию Довици его покровитель кардинал Бернардо Довици Биббиена. Свадьба эта так и не состоялась, поскольку художник уже был влюблен в свою Форнарину и всячески оттягивал решающий день. Дело разрешилось волей случая: через несколько лет после помолвки Мария Довици умерла, так и не став его супругой.

Рафаэлю приписывают бурный темперамент и множество любовных похождений. Но стать в положение, основанное полностью на лжи, он не мог и поэтому продолжал завоевывать себе вес в обществе только собственным талантом и трудолюбием.

Возникновение самого слова Fornarina (от итал. fornio — «печь», «выпечка») историки относят только к XVIII−XIX векам. Впервые его употребил в своей подписи к гравюре с картины Рафаэля итальянский художник Доменико Кунего в 1772 году. Значительная часть исследователей склоняется к версии, что этимология этого слова относится к происхождению Маргариты: девушка была дочерью булочника Франческо Лути, державшего лавку в римском районе Трастевере.

Существует и более смелая версия о том, что производное от forno (fornarina) — это эротический эвфемизм, который может указывать на характер возлюбленной Рафаэля, придавая ему черты куртизанки.

Дальнейшее — это область многочисленных домыслов и легенд, нашедших отражение в художественных произведениях, которые исследователи истории искусства посвящали этой теме.

Таков, например, рассказ об этой женщине русского драматурга и актера Александринского театра Л. Л. Иванова, дошедший до нас в его очерке «Замечательные женщины с древнейших времен до наших дней» (1906), где автор описывает свою героиню как женщину самых низших нравственных качеств.

Писатель рассказывает нам романтическую историю о том, что Рафаэль встретил свою возлюбленную в саду на берегу Тибра и, будучи очарован ею, настоял на том, чтобы девушка, с согласия родителей, сделалась его натурщицей для образа Психеи, который он должен был написать в то время для виллы известного банкира Агостино Чиги.

Л. Л. Иванов описывает ее вероломное поведение по отношению к ее жениху Томазо Чинелли, которого по ее просьбе банкир заключил в монастырь. А также приписывает ей многочисленные романы на стороне, в том числе даже с одним из учеников Рафаэля Карло Тирабоччи.

Так это было или нет, утверждать с полной уверенностью мы теперь не можем, поэтому более достойным кажется то определение, которое дал ей Гюстав Флобер в своем «Словаре общепринятых идей»:

«Она была красивой женщиной. Это все, что вам нужно знать».

Во всяком случае известно одно: Рафаэль безумно любил свою возлюбленную, осыпал ее всяческими подарками и несмотря на то, что она не подходила ему по статусу и не имела возможности соединить с ним свою судьбу открыто, не мог даже долго работать без нее. Так что уже упомянутый Агостино Чиги был вынужден во время росписи Рафаэлем его виллы «Фарнезина» предложить художнику поселиться там вместе со своей возлюбленной, чтобы ничто уже не могло отрывать его непосредственно от работы.

Картины Рафаэля. Что скрывает Donna Velata?
Рафаэль Санти, «Донна Велата», 1516 г., общественное достояние

Узаконить свои отношения официально Рафаэль не мог, однако вполне возможно, что тайный брак им все-таки был заключен. Об этом говорят в том числе и некоторые детали на второй его картине, которую исследователи тоже относят к Форнарине — «Портрет молодой женщины» (1518−1519). Изображенная на нем обнаженная молодая девушка имеет в волосах ту же жемчужную заколку, что и девушка на первом портрете, выполненном двумя или тремя годами ранее. Кроме того, позднейшие реставрационные работы показали, что на пальце у девушки изначально было нарисовано кольцо, что также указывало на ее замужество.

Историки искусства объясняют это тем, что после смерти Рафаэля возникла необходимость завершить и продать некоторые его полотна, но согласно его статусу (он был помолвлен с племянницей кардинала Марией Довици) нельзя было предавать огласке эту его связь, поэтому его ученик Джулио Романо, заканчивая полотно, был вынужден закрасить кольцо. Именно он, как считается, дорисовал и браслет с выгравированными на нем словами Raphael Urbinas («Рафаэль Урбинский»), украшающий левое предплечье девушки.

Стесненный обстоятельствами и страдающий от невозможности обрести обычное мирское счастье, Рафаэль воплощал свои чувства не только в красках, но и в стихах. Известен следующий его сонет в переводе А. Махова:

Амур, умерь слепящее сиянье
Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.
Они сулят то хлад, то летний зной,
Но нет в них малой капли состраданья.
Едва познал я их очарованье,
Как потерял свободу и покой.
Ни ветер с гор и ни морской прибой
Не справятся с огнем мне в наказанье.
Готов безропотно сносить твой гнет
И жить рабом, закованным цепями,
А их лишиться — равносильно смерти.
Мои страдания любой поймет,
Кто был не в силах управлять страстями
И жертвой стал любовной круговерти.

Вдохновляемый своими чувствами, художник, согласно традициям того времени, запечатлевал образ возлюбленной и в остальных своих творениях — прекрасных и пронизанных любовью образах Мадонн. За всю жизнь Рафаэлем было создано по меньшей мере 42 Мадонны, и во многих из них угадываются черты лица его возлюбленной Маргариты Лути. Особенно несомненно ее влияние в «Сикстинской Мадонне» (также в «Мадонне в кресле» и во многих других).

Картины Рафаэля. Что скрывает Donna Velata?
Рафаэль Санти, «Сикстинская Мадонна», 1512 г.

Сам Рафаэль в письме к своему другу Бальдассаре Кастильоне говорил, что его Мадонны — это собирательный образ впечатлений от многих красавиц. Однако вполне возможно, что эти рассуждения очень во многом были продиктованы не желанием искреннего объяснения, а жизненной необходимостью. Как правило, художник в своих работах воспевал один женский образ, но Рафаэль был помолвлен с другой женщиной.

И кисть моя смела, и краски живы,
Но как они мертвы перед тобой,
Как этих нежных лилий, роз отливы
Изобразить с такою красотой?

За прошедшие века образ Форнарины и этой мифологической любви много раз переосмысливался. Прекрасная Маргарита вызывала как восхищение в качестве постоянной музы и спутницы художника (свою трактовку этому дал Пабло Пикассо в серии гравюр откровенно эротического характера «Сюита 347»), так и порицание за свои качества куртизанки и женщины, занимавшей значительное место в жизни живописца, будучи, по сути, ничем и даже послужившей причиной его смерти из-за неуемной страсти.

Опираясь на версии, выдвинутые в том числе Джорджо Вазари, а также аббатом Анджело Комолли, написавшим в 1790 году биографию Рафаэля «Жизнь Рафаэля из Урбино», исследователи делают вывод, что художник погиб в таком молодом возрасте потому, что его организм из-за накопившейся усталости не выдержал «времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно».

Однажды, вернувшись после свидания домой, Рафаэль почувствовал сильный жар, и врачи, решив, что он простудился, поскольку он умалчивал о том, откуда он пришел, по неосторожности пустили ему кровь, как это было принято в таких случаях. Это чрезмерно ослабило его силы, и Рафаэль умер на 37 году жизни, будучи признанным художником в самом расцвете творческого вдохновения.

Несмотря на то что он завещал своей спутнице приличное состояние, Маргарита Лути после его смерти потеряла свое независимое положение и через четыре месяца оказалась в монастыре. Она пережила своего возлюбленного на два года, скончавшись в 1522 году.

Легенда о женщине, бурное примирение с которой имело такой трагический финал, или даже домыслы о коварной отравительнице нашли свое отражение не только в литературе, но и в мировом кинематографе.

В черно-белом фильме Энрико Гуаццони «Форнарина» (1944) Маргариту играет Лида Баарова, любовница Геббельса. Маргарита также находится в центре внимания первой части фильма Валериана Боровчика «Героини зла» 1979 года, эротической новеллы, в котором Марина Пьерро играет роковую женщину, для которой соблазн и корыстные интересы в жизни важны более чем что-либо другое.

Картины Рафаэля. Что скрывает Donna Velata?
Кадр из фильма «Форнарина», 1944 г.

Загадка притягательности этой женщины, как и историческая и художественная ценность легенды их любви, вдохновляла и литераторов — от Байрона до Набокова, который считал, что между Рафаэлем и Себастьяно дель Пьомбо существовала вражда из-за соперничества за ее любовь, возможно, в том числе проявлявшаяся в сравнении их картин. Известен «Портрет женщины», написанный Себастьяно дель Пьомбо в 1512 году, который имеет некоторое сходство с «Форнариной» Рафаэля и в положении, и в чертах лица изображаемой на нем девушки.

Французский живописец Жан Огюст Доменик Энгр, поклонявшийся творчеству Рафаэля, создал несколько картин, посвященных жизни Рафаэля и истории его любви. Глубоко понимая всю сложность положения Рафаэля при папском дворе, он также воплотил и свое глубочайшее прочтение образа Форнарины, что выразилось в его картинах «Рафаэль и Форнарина» (одна из задуманной серии из шести картин, написанная в 1814 году) и «Большая Одалиска».

Картины Рафаэля. Что скрывает Donna Velata?
Жан Огюст Доменик Энгр, «Рафаэль и Форнарина», 1814 г., общественное достояние

Роль женственной спутницы и музы, вдохновлявшей художника на протяжении 12 лет его жизни вопреки всем обстоятельствам, служила для него источником творческих идей в продолжение всего его творческого пути. Воспевая в своих работах идеалы Высокого Возрождения, Энгр увековечил преклонение перед драматической загадкой их любви.

К этому можно еще добавить, что в 1862 году был выведен сорт роз, носящий имя Маргариты, в честь возлюбленной Рафаэля.

Оставляя в стороне появившийся за века налет богемности в образе спутницы Рафаэля, девушки-простолюдинки Маргариты Лути, мы можем увидеть, что тот возведенный в идеал принцип красоты и гармонии эпохи Возрождения, дышащий во всех его картинах, стал возможен именно благодаря его неизменным и возвышенным чувствам к этой девушке.

Художник и публицист, популяризатор истории живописи Игорь Долгополов, придерживающийся мнения, что сходство между Форнариной и его Мадоннами чисто внешне и что Рафаэль изображал синтезированный женский образ Матери и женской красоты, так говорит о высшем смысле его творчества:

«Рафаэль вдохновенно выразил в своих мадоннах удивительный мир тишины, покоя, сердечной щедрости. Вот почему в наш грохочущий машинный век, наполненный до отказа слепящими огнями, высверками, оглушающими звуками, стремительным, уже даже не земным, а космическим движением, когда человеческая плоть, зрение, слух уже порою не выдерживают такого напора анилиновой яркости и шума, так необходим, духовно надобен мир Рафаэля».

Вопрос о том, изображал ли Рафаэль на своих полотнах именно Форнарину, или придавал своим картинам еще чьи-нибудь черты, остается открытым. И степень ясности ответа на него напрямую зависит от степени нашего погружения в возвышенный мир его картин, где все дышит божественной любовью, красотой и небесной гармонией.

Несомненно одно: мастер кисти, несмотря на все перипетии и сложность своей жизни, увековечил свою единственную любовь с такой нежностью и окружил лик ее женской красоты таким ореолом божественного почитания, что, глядя на нее, мы уже не сомневаемся в том, что любовь — это и есть истинное предназначение души человека. А все те преграды, что встретились этому художнику на его пути, понять и осознать которые нам сейчас трудно за давностью времени, поднимают его творчество на еще более недосягаемую высоту и вместе с тем делают нас еще ближе к нему, потому что заставляют искренне сопереживать Рафаэлю.

Статья опубликована в выпуске 9.01.2026
Обновлено 9.01.2026

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: