• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Гертруда Рыбакова Грандмастер

Транспорт как искусство? Экскурсия в Петербургское метро

Для жителей мегаполисов, в том числе и для Санкт-Петербурга, метрополитен давно стал самым быстрым, надежным и удобным видом транспорта. Мы не представляем себе, как бы жили без метрополитена. Но пользуясь ежедневно этим великолепным техническим средством передвижения, в постоянной спешке, мы зачастую даже не обращаем внимания на красоту отделки станций, вестибюлей, или, наоборот, их скромность. Спросите пассажиров в вагоне метро: «Какие станции самые красивые, на каких есть скульптуры или изображения писателей, поэтов, витражи и т. п.?» — вряд ли вам кто-то ответит правильно. А ведь все станции отличаются своим обликом, отделкой вестибюлей и залов. Подземные и наземные вестибюли по праву называют «дворцами», ведь над их оформлением трудились лучшие архитекторы и художники нашего города. Я приглашаю вас посмотреть хотя бы на некоторые станции неспешным взглядом.

Петербургское метро моложе московского на 30 лет, и, возможно, уступает ему по богатству и красоте отделки станций. Первая линия Петербургского, тогда Ленинградского метрополитена имени В. И. Ленина, вступила в строй в 1955 году. Она имела 8 станций, связывала Площадь Восстания и Автово. Уже в 1958-м году первая линия (позже ее стали называть Кировско-Выборгской) прошла под Невой к Финляндскому вокзалу. Вспоминаю, как будучи студентами, мы часто просто катались в метро и назначали свидания, чтоб лишний раз полюбоваться красотой — обилием скульптур, грандиозными светильниками, гранитной и мраморной отделкой вестибюлей и станций. Приятно было просто посидеть в подземных дворцах, особенно в зимнее время, когда там было так тепло и уютно. Те первые 8 станций метро и до сих пор, на мой взгляд, остаются самыми красивыми. Очень красива станция Маяковская, с красной отделкой и портретом Маяковского в нижнем зале, и со скульптурой поэта в полный рост в наземном вестибюле. Одной из самых красивых считалась станция Автово, с прекрасными витыми стеклянными колоннами, но она уже почти три года в ремонте, и колонны спрятаны за обшивкой.

Сегодня Петербургский метрополитен имеет 5 линий общей протяженностью 112,54 км и 64 станции. В 1961 году вступил в строй первый участок второй линии от Технологического института до Парка Победы, а теперь эта ветка связывает крайний южный район города Купчино и крайний северный — Парнас.
Третья, Невско-Василеостровская линия, открылась в 1967-м году, и к началу 1980-х соединила Васильевский остров и центр города с крупными жилыми и промышленными районами на левом берегу Невы — Обухово и Рыбацкое.

В 1985 году пустили четвёртую, Правобережную линию. Первоначально от улицы Дыбенко она шла к Старой деревне. Но с введением в строй (7 марта 2009 года) станций Волковская и Звенигородская произошло разделение Правобережной линии. Теперь 4-я, Правобережная, заканчивается на станции Спасской, являясь самой короткой веткой. И образовалась Фрунзенско-Приморская линия, которая идет от станции Волковская до Комендантского проспекта.

Петербургский метрополитен, по данным с официального сайта, является самым глубоким в мире по средней глубине залегания станций. Так, станции «Площадь Ленина» и «Чернышевская» имеют глубину 71 метр. На «Площади Ленина», как и на «Чернышевской», установлены одинаковые, самые высокие в мире эскалаторы — высота подъема 65,8 м, длина наклонной части 131,6 м, 755 ступеней. Спуск по эскалатору, я засекала, занимает больше минуты.

Большинство станций отличается архитектурно-художественным оформлением, отражающим исторический облик города. Если первые станции первой линии метро когда-то были самыми красивыми, с богатой художественной отделкой, то вторая и третья ветки строились без особых «излишеств», с минимумом различных украшений — это скромные «рабочие лошадки». Да и на старых станциях многие художественные элементы оформления исчезают в процессе перестройки — реконструкции. Часто в торцах станций, где есть витражи или картины-панно, стоят какие-то служебные приспособления, вышки, даже ограждения, закрывающие эти произведения искусства.

Не спешите в метро, приглядитесь к картинам и скульптурам на станциях. Например, на станции Пушкинская в торце центрального подземного зала установлена красивая скульптура А. С. Пушкина работы М. К. Аникушина. За ней располагается панно художницы М. А. Энгельке, изображающее уголок Царскосельского парка. Над эскалаторами расположен барельеф с профилем А. Пушкина. Панно подсвечено снизу лампами дневного света. Благодаря мягким, матовым краскам, подсветке и расположению отдельных частей композиции создаётся ощущение раздвинувшихся стен, арки, выходящей на вольный воздух.

Великолепным можно назвать оформление подземного вестибюля на станции «Кировский завод». Подземный зал станции облицован дымчато-серым кавказским мрамором. Перспективу зала образует 31 пара колонн, два длинных ряда, соединенные пологими арками. Верхняя часть всех колонн украшена отлитыми из алюминия горельефами на индустриальную тему. А в торце зала стоит бюст В. И. Ленина. (скульптор Н. В. Дыдыкин).

Мне очень нравятся все станции новой, недавно открытой, пятой линии, идущей от Комендантского проспекта до станции Волковской. Для отделки новых станций использовались не только гранит и мрамор, но и новые высокопрочные искусственные материалы. В большинстве своем новые станции просторные, светлые, много панно и картин, соответствующих по тематике месту расположения или названию.

Например, художественное оформление станции Волковская посвящено историко-дорожной тематике. Станция украшена мозаичными панно в технике флорентийской мозаики (художники Быстров А. К. и Быстров Е.А.) Оформление станции Звенигородской посвящено Семёновскому полку, казармы которого располагались когда-то в этом районе. На станции установлены мозаичные панно из смальты с изображением самых первых семёновцев Петра Великого, выполненными в мастерской Российской академии художеств (художник А.К. Быстров).

На станции Спортивная все посвящено теме спорта. В торцевой стене верхнего яруса станции расположен текст «Ода Спорту» П. Кубертена. Одну из стен украшает большое мозаичное панно.

Тема художественного оформления станции Комендантский проспект — небо и воздухоплавание. Ведь когда-то здесь размещался военный аэродром. Вестибюль и подземный зал украшают панно из голубой мозаики, а на стенах размещены восемнадцать мозаичных медальонов. На четырёх медальонах — портреты летчиков и конструкторов Уточкина, Поликарпова, Илюшина, Котельникова. На двенадцати — изображения воздушных боёв.

Оформление двух станций «Площадь Александра Невского-1» и «Площадь Александра Невского-2» посвящено именно этой исторической личности, на одном из выходов есть яркое мозаичное панно с изображением битвы, на другой — горельеф с дружинниками Александра Невского.

В общем, погуляйте на досуге по станциям и вестибюлям нашего Петербургского метро — вы словно побываете в музее!

Статья опубликована в выпуске 10.08.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (28):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Гертруда Рыбакова, как сейчас помню: Станция Площадь Ленина Ленинградского ордена Ленина метрополитеа имени В.И.Ленина.

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо, Гертруда, за такую замечательную экскурсию!
    Конечно, части станций я не знаю. Например, Комендантский проспект (кстати, подпись под фото надо немного подправить, название станции - имя собственное), Звенигородская. Не было их в мою студенческую бытность.
    Но всё остальное - узнаваемо. Хорошо помню и Маяковскую, и Автово. С последней надо было пересаживаться на трамвайчик, чтобы попасть в Стрельну, где в ЛАУ учился мой одноклассник. Так что на этой станции я бывал частенько.

    Оценка статьи: 5

  • Гертруда, отличная статья. И снимки чудесные

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 10 августа 2011 в 05:17 отредактирован 10 августа 2011 в 05:18 Сообщить модератору
    А Вы помните песенку?

    Гертруда Рыбакова, со словами "И катается от Автово до площади Восстания парень с Петроградской стороны "?
    Можно было написать и "Метро как искусство", потомучто там другая атмосфера в прямом и переносном смысле. Метро воспитывает. В пригородной электричке тоже вагоны, но атмосфера другая. Метро одно из тех наследий советского прошлого, от которого нельзя отказаться, а можно только продолжить.
    Оценка: 5

    Оценка статьи: 5

  • Посмотрела вот...неспешным взглядом.

    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

  • А это ода спорту П. Кубертена

  • Игорь Абрамов Игорь Абрамов Профессионал 6 августа 2011 в 12:54 отредактирован 6 августа 2011 в 12:55 Сообщить модератору

    Правда, или нет, но "Самое глубокое метро в мире было построено в Пхеньяне, столице Северной Кореи. Средняя глубина залегания его тоннелей составляет 120 м, а в некоторых местах пути ныряют под землю аж на 150 м. Это метро по своему оформлению очень помпезно и полностью подчинено идеологии. И в вестибюлях, и на платформах доминируют майолика, мозаика, позолота, радостно рапортующие о процветании коммунистического режима. Более того, в каждом вагоне метро можно увидеть портреты политических лидеров. А вот рекламы в пхеньянском метро, наоборот, днем с огнем не сыщешь – в стране развитого коммунизма этот "двигатель торговли" как-то не приживается. Зато авторам этой подземки принадлежит самая оригинальная система подсветки эскалаторов: светильники вмонтированы не в потолок и не в стены, а непосредственно в их "тело".

    Самая глубокая станция Арсенальная в Киеве - больше 100 метров и Парк Победы в Москве - 90 метров.

    А статья хорошая, Петербургское метро больше нравится, чем Московское.

    Прочитал статью и вроде побывал в Питерском метро.

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Абрамов, поняла, ведь речь идет о средней глубине залегания станций, а не об одиночных. Дело в том, что в Петербурге слишком много глубоких станций, часть веток проходит под Невой, наземных выходов совсем мало, отсюда и средняя глубина залегания большая.

      • Гертруда Рыбакова, да, Вы сами в статье пишите о средней глубине залегания станций.

        Есть еще один интересный момент в истории метро.

        При его строительстве, вроде в 60-годах, произошел прорыв на одном из перегонов, грунтовых вод. Создалась угроза затопления некоторых районов города.
        Был снят худ.фильм по этим событиям. Его правда редко показывают, но в Интернете он есть и кадры там жутковатые, когда троллейбусы и автобусы уходят под землю.
        По фильму, для ликвидации прорыва по всему Союзу собирали жидкий азот для заморозки грунта.

        Оценка статьи: 5

        • Гертруда Рыбакова Гертруда Рыбакова Грандмастер 6 августа 2011 в 16:39 отредактирован 6 августа 2011 в 16:40 Сообщить модератору

          Игорь Абрамов, " 8 апреля 1974 года около при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Плывун на глубине 90 метров был обнаружен гораздо раньше, но заморозить его не удалось." Это из Википедии, я тогда еще не жила в Ленинграде и мало что об этом слышала. А вот то что произошло в декабре 1995года, когда из-за плывуна пришлось закрыть движение между "Лесной" и "Площадью Мужества" - это на моей памяти. Движение восстановили только в июне 2004 года, а так от Лесной до Мужества курсировали бесплатные автобусы №80. И от Мужества до Девяткино ходили поезда метро с очень большими интервалами. У меня подруга живет за Пл.Мужества - добираться к ней было очень проблематично.А фильма я такого не видела.

    • Игорь Абрамов, спасибо, статья моя еще в работе, а в Пхеньяне, я к сожалению не бывала и вряд ли уже побываю. Данные о глубине нашего метро я взяла с сайта Метрополитена, если они себя преувеличивают - это уже их проблема. Но что на Пл.Ленина спуск очень длинный - это точно. В Киеве я бывала много лет назад, там вообще тогда метро было мелкое, как и в Минске. Может быть там имеется в не глубина залегания туннелей, а длина эскалаторов.

      • Гертруда Рыбакова, интересная статья!
        Люблю киевское и питерское метро. Очень красивые станции! Да и города эти мои самые любимые!

        В Киеве я бывала много лет назад, там вообще тогда метро было мелкое
        Станция "Арсенальная" (глубина, кстати, даже больше 100 м - 105 м), открыта еще 1960 г, она из самых первых киевских станций. Возможно, Вы просто на ней не были.
        Или станция "Шулявская" (в советское время "Завод "Большевик") - глубина 92 м - открыта на пару лет позже.

        Оценка статьи: 5

  • дополнительное фото

    На станции Спортивная все подчинено спорту как и это мозаичное панно.