• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

Боевик «Безумный Макс 2». С чего начиналась карьера Мэла Гибсона?

Практика показывает, что продолжения фильмов в 99 случаях из 100 получаются хуже оригинала. Как правило, сиквел катится по проторенной дорожке первой части, предлагая аудитории лишь смену декораций. Примеров тому масса, но среди самых ярких провалов — второй «Хищник», «Двенадцать друзей Оушэна» и продолжение комедии братьев Фаррелли «Тупой и еще тупее».

«Безумный Макс 2: Воин дороги» Фрагмент постера к фильму

Исключения тоже случаются. К ним можно без всяких сомнений отнести «Смертельное оружие 2», второго «Терминатора», сиквел «Крестного отца», «Чужих», «Темного рыцаря». Коммерческому успеху этих картин сопутствовала более тщательная проработка характеров, а новые приключения полюбившихся героев предлагали не просто кальку с оригинала, но принципиально иные сюжетные коллизии.

Точно так же, с любовью и пониманием, отнесся к своему персонажу австралийский режиссер Джордж Миллер, приступивший в 1980 году к съемкам второй части боевика «Безумный Макс» с участием восходящей звезды Мэла Гибсона.

…Нет, цивилизация не грохнулась в гремящую пустотой бездну. Вместо этого на планете, как и предсказывали аналитики-пессимисты, разразился энергетический коллапс. Жизнь человека стала оцениваться не в тугриках, а в бензиновом эквиваленте. Автомобиль вновь стал роскошью, а электроэнергия — мифом. Апокалипсис наступил локально, но на самую больную мозоль.

Одинокий и мужественный Макс Рокатански, получивший прозвище «Безумный» в период службы в рядах австралийской полиции, колесит вдоль некогда цветущих пейзажей на своем верном «Перехватчике». Теперь его верные спутники — лишь мутная дорожная пыль и изрядно потрепанная псина. Потеряв близких, Макс больше не стремится вступать в схватку супротив размножившегося зла, предпочитая держать нейтралитет и всегда оказывать добрые услуги на возмездной основе. Преимущественно, за бензин. Еду Макс делит с псом, а кровом ему служит «железный конь».

Однако встреча с очередной группой отморозков на колесах напоминает Максу о трагической смерти его жены и ребенка. Алчные садисты оккупировали небольшой лагерь по добыче нефти и жаждут уничтожить его малочисленных защитников, а заодно и прибрать к рукам вышку и запасы топлива. Поселенцы, среди которых немало стариков и женщин, просят Макса о помощи. И он, скрипя зубами, соглашается на сделку…

В США, где традиционно «чужое» кино, даже из англо-говорящих стран, смотрят неохотно, первый «Безумный Макс» 1979 года прошел практически незаметно. Даже не попав в широкий североамериканский прокат. Посему, когда Джордж Миллер выпустил сиквел, дабы не путать местного зрителя ненужными аллюзиями, вторую часть в Америке выпустили под названием «Воин дорог». Понятное дело, предыстория для аудитории была неизвестна и черт его разберет, почему этот Макс «безумный» и что творится в будущем на зеленом континенте.

Столь же непонятен был и замысловатый прикид главного героя. Оторванные пальцы перчаток, кожаная накладка на плече и поддерживающий ногу железный корсет. Все эти детали перекочевали в продолжение из первой части фильма, где Максу основательно досталось от банды мерзавцев, порешивших его семью. Как и тяга к использованию обреза, и видавший виды полицейский «Перехватчик». Тем не менее Миллер ограничился использованием этих мелких атрибутов, поместив персонажа в принципиально новую структуру событий, никак не связанную с сюжетом ленты 1979 года. Благодаря этому «Воин дорог» прекрасно прокатился по экранам Америки, окупив все возможные затраты на свое создание как минимум в 6 раз.

Режиссер во многом перенял манеру Голливуда и снял совсем нетипичное для своей страны кино. Ничто в картинке не напоминает зрителю, что действие происходит в Австралии. Зеленые кущи сменились унылым пейзажем пустынных, пыльных дорог, а навязшие на зубах кенгуру появляются в кадре только в дохлом виде. Неамериканское происхождение угадывается не столько визуально, сколько в образах героев. Полное отсутствие пафоса, немногословность, брутальные рожи злодеев и весьма рискованный уровень насилия. В Штатах подобные постапокалиптические боевики чаще всего «забивались» детским рейтингом PG-13 или вообще спускались на тормозах сразу в нишу салонов видеопроката.

Для Мэла Гибсона, который переедет в Голливуд только ближе к середине 80-х, «Безумный Макс» поистине стал билетом в один конец. Его кинокарьера на родине развивалась так стремительно, что он успел сняться только в восьми австралийских лентах, три из которых — это, собственно, фильмы о Безумном Максе. Однако в 1981 году имя актера было абсолютно неизвестно за океаном и прокатчики вырезали крупные планы Гибсона из рекламного трейлера, оставляя лишь кадры с погонями, стрельбой и прочими сценами действия. Гибсон тоже понимал, что он совсем не Берт Рейнольдс, поэтому не обижался, а терпеливо дожидался своего часа, который наступил в 1987 вместе с премьерой «Смертельного оружия».

«Безумный Макс 2» — это квинтэссенция жанра. Многие элементы картины активно эксплуатируются кинематографистами до сих пор. Возьмите любой современный постапокалиптический боевик и вы без труда найдете общие черты. Если в первой части Миллер старался глубже копнуть в характер героя, в его мотивы, снимая, скорее, роуд-муви триллер, нежели полноценный фильм действия, то сиквел получился безудержным, стремительным, ураганным и невероятно зрелищным. Никаких компьютерных спецэффектов, только каскадерские трюки, море покалеченного железа и бездомный песик без роду и имени, который так боялся рева мотора «Перехватчика», что даже разок справил от испуга нужду прямо в кабине знаменитого авто. На момент съемок лента являлась самой дорогостоящей в истории Австралии, а шикарный взрыв в финале — самым масштабным пиротехническим эффектом. За время производства создатели разгромили более 80 тачек и прочих самоходок, а каскадеры постоянно находились на волоске от того, чтобы закончить свою карьеру на съемочной площадке фильма.

Сам Мэл Гибсон не раз признавался журналистам, что вторая часть франшизы нравится ему больше всего. Даже несмотря на то, что всю дорогу он жутко замерзал (палящее солнце в кадре — лишь видимость тепла, лента снималась отнюдь не летом), а в сценарии ему отвели всего 16 фраз, одна из которых («Я пришел только за бензином») повторялась дважды. Гибсон, кстати, не единственный, кто после успеха второго «Безумного Макса» переехал в Калифорнию. Намного позже его примеру последовал Брюс Спенс (горе-летчик), голосом которого впоследствии молвил Саурон в третьей части «Властелина колец». Харизматичный злодей Вернон Уэллс спустя четыре года составил компанию Арнольду Шварценеггеру в боевике «Коммандо», сыграв того самого мерзавца Беннета, «который выпустил пар».

Печально, но Джордж Миллер, также впоследствии сменивший местожительство (его поздние ленты родом из США — «Иствикские ведьмы» и «Масло Лоренцо»), не удержался от соблазна превратить приключения Макса Рокатански в трилогию. Увы, третья часть под названием «Безумный Макс 3: Под куполом грома», где в компании с Гибсоном можно лицезреть саму Тину Тернер (и услышать ее знаменитую песню «We Don’t Need Another Hero»), провалилась по всем статьям и считается среди поклонников франшизы неудачной.

Статья опубликована в выпуске 28.03.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: