Идейный вдохновитель «киносериала», режиссер Роберт Хилтзик, сделал всё, что мог, чтобы загубить свой замысел на корню: пачками клонировал чужие находки, привлек к созданию фильма абсолютно некомпетентных актеров, да к тому же сэкономил на спецэффектах и чрезмерно углубился в несвойственную жанру гомосексуальную тематику. Единственное, что Хилтзик не слил, так это концовку, благодаря которой опус и запомнился зрителям. Но, как оказалось, то была не жирная точка, а просто не в меру упитанная запятая, ибо уже пять лет спустя «Спящий лагерь» неожиданно принес потомство в виде сиквела с подзаголовком «Несчастливые туристы».
Кто такой Майкл А. Симпсон и почему именно ему досталась сомнительная честь продолжить дилетантские потуги Хилтзика — история умалчивает. Свой скромный путь ремесленника в Голливуде Симпсон начал в середине восьмидесятых с телевизионной постановки «Сирано де Бержерак», и, судя по всему, то был вполне серьезный фильм, основанный на одноименном произведении Эдмона Ростана. Однако телекухня быстро наскучила режиссеру, и уже годом позже он снял комедию с провокационным заголовком «Грязные мысли», а в 1987-м оформил криминальную пародию «Веселая страна», смело объединив в кадре клоунов и итало-американских мафиози. Столь подробный экскурс в биографию малоизвестного киношника уместен лишь затем, чтобы объяснить, почему приглашение поучаствовать в создании второго «Спящего лагеря» он воспринял как путевку в жизнь. Так сказать, шанс засветиться в популярной франшизе.
Действие второй части, вопреки законам жанра, стартует не там, где закончилась первая, и даже не на следующий день, а несколько лет спустя. Летний лагерь «Аравак», чья репутация была подорвана вторжением кровожадного маньяка-подростка, опустел навсегда, тогда как в соседнем кемпинге под названием «Холмистые Холмы» жизнь бьет ключом. Именно сюда на должность вожатой поступает некая Анджела Джонсон, бойкая дамочка, в которой с трудом узнается затюканная и молчаливая Анджела Бейкер, устроившая геноцид своим ровесникам. Однако, несмотря на все электрошоковые процедуры и сеансы психоанализа, леди не растеряла навыков умерщвления себе подобных. Чем она, собственно, на протяжении всего фильма с видимым удовольствием и занимается.
Картина Хилтзика, то ли в угоду оригинальности, то ли в силу извращенности создателя, грешила тем, что ходила по тонкой грани, разделяющей обычный ужастик с неполиткорректной и претенциозной дешевкой. Симпсон разумно отказался от провокаций, решив обойтись без намеков на педофилию, гомосексуализм и прочие девиации. Никаких детей, только половозрелые подростки, а на смену прокачанным торсам и подтянутым мужским задницам пришли вполне сформировавшиеся женские прелести. С последними авторы даже немного переборщили, видимо, пытаясь окончательно убедить зрителя в традиционности своей ориентации.
Видимым изменениям подвергся и сам видеоряд. «Спящий лагерь» образца 1983 года был зрелищем столь же утомительным, сколь и бесхитростным в части визуальных эффектов. Гримерам в тот раз явно переплатили. Создатели сиквела начали с места в карьер: первое убийство происходит в кадре уже на пятой минуте, а когда Анджела отрезает своей жертве язык, то становится понятно, что сиквел явно намерен переплюнуть оригинал по степени воздействия на слабые желудки целевой аудитории.
Тайны из личности маньяка никто не делает, да и сама смертоносная пионервожатая не стыдится казнить своих подопечных не только при робком свете луны, но и в яркие солнечные деньки. Она не скрывает ни своего лица, ни своих намерений. Единственная маска, которую Анджела «надевает» на убийство — это маска добродетели, а не угодить девушке проще простого. Сойдет любая подростковая шалость, будь то косячок травки, желание совокупиться под близлежащим кустиком или излишняя гибкость языка. Похоть и лень, злословие и болтливость наказываются с одинаковой жестокостью, а способов уничтожения подростков сценаристы понапридумывали столько, что даже Джейсон Вурхиз вспотел от зависти. Последний, кстати, наряду с Фредди Крюгером и «Кожаным лицом», получил в фильме своеобразный «трибьют» в эпизоде, когда парни, переодевшись в известных кинозлодеев, решили напугать Анджелу.
Как и следовало ожидать, возвращение к стандартам слэшера лишило франшизу уникальности. Последняя, хоть и со знаком «минус», но все же выделяла детище Хилтзика из десятков клонированных ужастиков, снятых по образу и подобию «Пятницы, 13-е». Сюжет сиквела прост до безобразия и выигрывает не столько в части свежести или оригинальности, сколько в плане динамики — каждые 3−4 минуты на экране кому-то прилетает бревном по голове, льется кровь и слышатся либо стоны страсти, либо предсмертные хрипы. Туристы один за другим отправляются на вечный покой, а уверенная в своей вселенской справедливости умалишенная Анджела продолжает увещевать оставшихся в живых подростков и грозить пальчиком особо провинившимся.
Майкл А. Симпсон, несмотря на неубедительные кассовые результаты продолжения, настолько втянулся в процесс, что, не отходя от кассы, буквально в том же году, снял и третий фильм под названием «Спящий лагерь 3: Безлюдная территория» (в другом переводе — «Земля истребления подростков»). После чего навсегда завязал с хоррорами и вернулся на телевидение.
Спасибо на добром слове, Леонид.