• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

«Жуткие 13» (2013). Как аттестуют настоящих судмедэкспертов?

…Иные преподаватели столь увлечены своим предметом, что совершенно забывают об осторожности. Профессор Томкинс, к примеру, предпочитает проводить свои экзамены в полевых условиях, поэтому ежегодно вывозит класс в тихие, безлюдные местечки, где случайный прохожий не сможет ужаснуться подробностям экзаменовки.

Дело в том, что Томкинс обучает будущих судмедэкспертов, и дабы удостовериться в их профессионализме, раскладывает по округе трупы в ожидании вердикта своих студентов. Последние должны не только обнаружить тело, но провести все необходимые процедуры и установить причину смерти.

К сожалению, в этот раз учитель перестраховался и завез подопечных в конкретную глушь — окрестности заброшенной тюрьмы, где, по неподтвержденным слухам, проводились весьма негуманные эксперименты над заключенными-смертниками. Профессор надеялся, что здесь их точно никто не побеспокоит, но оказался в корне не прав: запах свежего мяса пробудил к жизни тварей, дремавших в лесу со времен закрытия исправительного учреждения. Ничего не подозревающие школяры подвергаются нападению злющих и отвратительных зомби. И вместо профильного предмета вынуждены сдавать тест на выживание…

Вполне логично, что первый натиск зомби-атаки приняла на себя не какая-нибудь домохозяйка, падающая в обморок от одного вида крови, а будущие судмедэксперты, то есть люди и планировавшие посвятить свою жизнь копанию в чужих кишках. Этот сценарный ход хоть и не преобразил, но заметно разнообразил стандартный шаблон, по которому сегодня снимается львиная доля молодежных ужастиков. Знание химии и анатомии помогает студентам не только успешно отражать любые поползновения ходячих мертвецов на свои филейные части, но и, в конечном итоге, избежать ужасной и мучительной смерти. Разумеется, по законам жанра доползут до финала не все, а только самые стойкие и изобретательные (читай — отличники), но даже в этом случае процент выживших значительно превышает средний процент по кинематографу.

Преимущество канадского хоррора «Жуткие 13» еще и в том, что длится он всего 87 минут. Режиссер Лоуелл Дин кидает своих героев в гущу событий, не дожидаясь, пока раскроются их характеры: друг познается в беде, так что беды сыплются на головы бедных учеников одна за другой, чтоб не расслаблялись. К слову, наши прокатчики перевели название фильма буквально, хотя по сюжету «Eerie» — это вовсе не жуткий, а несуществующий округ в Канаде, где располагается та самая зловещая тюрьма.

Впрочем, никто, даже сами персонажи ленты, не в состоянии подсчитать точное число зомби, снующих по местным болотам, так что их вполне могло быть тринадцать. Судя по тому, как резво они перемещаются по территории, проще поверить в их несметное количество, нежели способность мгновенной телепортации. К тому же искусный грим сотворил их чрезвычайно похожими друг на дружку — отличия лишь в том, что некоторые бегают в одних оранжевых штанах, а другие экипированы полностью. Гримеры постарались на славу, их работа точно не осталась незамеченной, монстры и впрямь получились жутковатыми, да к тому же весьма сообразительными, что сделало их опасными противниками.

Отдельных похвал заслуживает атмосфера. Нынче модно засылать молодежь в разную глухомань, но дальше фантазия авторов иссякает и заканчивается все стандартной бойней на каком-нибудь заброшенном заводе. Канадские болота по степени своей привлекательности для туристов готовы составить конкуренцию знаменитой Гримпенской трясине из «Собаки Баскервилей». Поздняя осень, на земле пожухлая листва, серое, свинцовое небо и широкие открытые пространства, на которых ни спрятаться, ни скрыться.

А вот музыкальная составляющая могла бы быть и повыразительней, потому как редкие всплески композиторского энтузиазма совершенно не запоминаются и остаются фоном из серии «лишь бы что-то пело». А мы ведь помним, что хороший, качественный саундтрек («Хэллоуин», «Кошмар на улице Вязов») способен напугать чуть ли не сильнее, чем самый страшный маньяк или крокозябра. Отсутствие запоминающейся мелодии и ярких актерских работ авторы компенсируют натуралистичностью съемок. И тут, увы, они не одиноки, благо что сегодня технологии позволяют и не такое сотворить. Тем не менее похоже, что на компьютерные спецэффекты у создателей бюджета не хватило, поэтому основная масса членовредительств реализовывалась дедовскими методами. Что вовсе не минус, а скорее плюс, так как вкупе с цифровой картинкой такие эпизоды смотрятся на порядок эффектнее, нежели те, что нарисованы программно.

Канадцы в последнее время стали активно теснить своих соседей в жанре ужастиков, но до полной и окончательной победы еще далеко. И проблема конкретно данной ленты не в отсутствии таланта или денег, хотя и того, и другого Лоуеллу Дину явно не хватало, а в отсутствии внятной интриги. Даже дебютный трэш Сэма Рэйми «Зловещие мертвецы», будучи снят в сарае на коленках группой киноманов-энтузиастов, и тот делал намеки на какую-то мифологию. Авторы «Жутких 13» просто запускают в кадр группу неприятных товарищей, которые бесцельно прочесывают леса и жрут всё, что попадется им под руку, включая экзаменационные «экспонаты» в лице трех не первой свежести жмуриков. А посему зрительский интерес упирается в простой подсчет счастливчиков, коим все-таки удастся, если не сдать экзамен, то хотя бы покинуть эти недружелюбные болота живыми.

Статья опубликована в выпуске 27.01.2015

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: