• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Сделано в СССР. Может ли остаться хоть что-то от того, чего уже нет? Часть 2

С декабря 1991 года не стало страны, к часовой промышленности которой относилось и Угличское производственное объединение «Чайка». На заводе настали не самые лучшие времена…

Благодаря характерной визуальной особенности часов, специалисты и коллекционеры называют их между собой «Стадион» К. Кучер, личный архив

С 2006 г. он приостановил массовый выпуск часов. А три года спустя, в попытке хоть как-то выправить положение, его собственники объявили о продаже завода за символическую цену в одну копейку. Мол, если не мы, то, может, новый собственник, вложив в это не только деньги, но и душу, сможет реанимировать производство?! Но и это не помогло. К тому времени у завода были накоплены многомиллионные долги, производственные мощности — практически утеряны, технический архив — уничтожен, а большинство специалистов разъехалось кто куда.

Сегодня на цехах бывшего часового завода можно увидеть вывески небольших фирм, занимающихся сборкой мебели, антенн, свечным производством, строительным бизнесом, металлообработкой. А вот когда-то знаменитые на всю страну часы «Чайка» здесь уже не делают…

Хотя… Хотя внимательный читатель может мне возразить. Мол, если в любом поисковике набрать «угличский часовой завод», то мы легко выйдем на официальный сайт завода. Угличского! Часового. Но… Это как раз та самая серия, когда «Федот, да не тот».

Обратите внимание, хоть завод и называется «Угличский часовой», но имя у него не «Чайка», а «Звезда». Только не та «Звезда», с которой в Угличе всё начиналось. Владельцы завода честно сообщают, что его исторический путь начался в… 1999 году, когда предприятие было официально зарегистрировано. И что в данном случае, как на мой взгляд, важно — создано оно на базе… торговой компании. Торговой!

То есть при создании угличского часового завода в 1999 г. не ставилась та цель, которая была изначальной в 1937 г. — наладить производство. Здесь задача была уже другая — продавать часы. А механизм для сборки можно и купить. Там, где это будет выгодно. Чтобы выручка от продажи часов смогла не только покрыть расходы на приобретение чужого механизма, его сборку и отладку, но и принести собственникам завода прибыль.

Не буду вдаваться в рассуждения о том, хорошо это или плохо, здесь лично мне импонирует уже то, что владельцы «Звезды» честно говорят своему потенциальному покупателю об этом. Достаточно зайти на сайт и посмотреть ассортимент продаваемых заводом часов. Вот, например, модель «Каприз». Механизм разных её модификаций: Япония, Япония… Япония.

А тех часов, которые когда-то производились в Угличе… Всё! Нет их. И, похоже, не будет.

Только это — у кого-то нет. И, наверное, не будет. А у меня… Есть! Вот они. Калибр 2627Н, 23 рубиновых камня. С оригинальным эллиптическим циферблатом зелёного цвета. Именно благодаря вот этой характерной визуальной особенности, среди часовщиков и коллекционеров они проходят под кодовым названием «Стадион». Как, разве не похоже на это спортивное сооружение? А если представить «вид сверху»?!

Похожие часы, но с круглым циферблатом тёмного (как правило, синего) цвета внутри такого же эллиптического корпуса светлого, как и мой, металла, выпускались и 1-м московским часовым заводом «Полёт». Но у них уже другое название — «Рыбий (кошачий) глаз». Тоже, как на мой взгляд, меткое, оригинальное название, точно определяющее визуальные особенности механизма. Угличский вариант легко отличить по торговой марке завода — серебристой букве «у» (Углич) в небольшом красном круге, что лёг в верхней части циферблата, под тем делением градуировки, где должна бы располагаться цифра «12». Видите? На неё как раз показывает часовая стрелка.

Эти часы куплены в 1979 году, с первой зарплаты, полученной мною после производственной практики, которую я тогда проходил на Воркутинском ремонтно-механическом заводе. Сколько лет уже прошло, а часы… Идут! Исправно исполняют свою функцию. И как недавно сказал опытный часовщик после их очередного, ежегодного обслуживания: «Ещё твоим внукам послужат!»

А ведь часы, между прочим, оригинальны не только своим внешним видом. Они… С автоподзаводом. О чём можно узнать, прочитав соответствующую надпись слева от двойного календаря. Часы с автоподзаводом конца 70-х годов прошлого века. Нет, не такая уж и плохая часовая промышленность когда-то была у нас!

И снова — очень интересная деталь. Если современные японские аналоги с автоподзаводом (тот же «Ориент») нужно довольно долго и упорно, но в то же время — аккуратно, трясти, чтобы они снова пошли после того, как по той или иной причине вы пару дней их не носили, то у угличских часов для такого случая справа на корпусе есть специальное колёсико подзавода. Повернул его пару-тройку раз от себя и… Пошли, родимые.

С помощью этого же колёсика осуществляется и перевод первой части двойного календаря «дни недели». А вот числа месяца переводятся проще — с помощью специальной кнопки, расположенной слева в нижней половине корпуса.

Отличные часы! Уже прослужившие своему хозяину более 35 лет. И, дай бог, ещё послужат! Так что если о том — может ли хоть что-то остаться… Вот он, живой, не убиваемый пример. Остаётся. И не только наша память. Но и что-то материальное.

Статья опубликована в выпуске 28.02.2016
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Дмитрий Быстрицкий Дмитрий Быстрицкий Читатель 28 февраля 2016 в 08:57 отредактирован 28 февраля 2016 в 08:58 Сообщить модератору

    Да,Костя,статьи,как всегда,на Высоте!Респект!!!

    Оценка статьи: 5

  • Странно, поставил оценку 5, выскочила почему-то 1. Можно ли исправить?

    Оценка статьи: 1

    • Не переживайте, Марк. Видимо, сегодня эта статья ещё не в номере и редактор не сильно смотрит в её сторону. Надеюсь, завтра Олеся увидит нашу переписку и подправит это небольшое недоразумение. Ну, а не дойдут у неё руки... Я же знаю, что статья Вам показалась интересной! А это, наверное, важнее формальной оценки. СПАСИБО!

  • Мои часы (тоже верно служившие) при переезде в другую страну перестали работать. Пришлось спрятать их на полку, как некую реликвию. С прочими часами - та же история.

    Оценка статьи: 1

    • Прямо какая-то мистика, Марк! Поспрашиваю знакомых часовщиков - в чем могла быть причина этого.
      Из моей же практики, я для себя когда-то сделал вывод. Дело не в часах. В часовщиках. Механизм, железо - одно и то же. Но один человек этот механизм восстанавливает и они идут. А другой равнодушно говорит: "Ремонту не подлежат". Оказывается, равнодушие убивает не только людей. Механизмы - тоже.
      Кто его знает, но... Почему бы и нет?! Может, Ваши часы, как и Вы, попав в новую для них обстановку (иная температура, влажность воздуха, его химический состав), тоже "заболели"?.. Может, надо было отнести их к хорошему мастеру. Почистить, поменять смазку... Глядишь, и снова застучат, запоют они своё вечное: "Тики-так, так, так"?!!

  • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 8 февраля 2016 в 19:03 отредактирован 8 февраля 2016 в 19:06 Сообщить модератору

    Знаменитый "Полет". Очень похоже на то, что эти часы - мои ровесники. Чуть старше, чуть младше, но где-то так. Первые часы под торговой маркой «Полет» 1-й Московский часовой завод им. С. М. Кирова начинает выпускать в 1960 г. В 1964 г. заводом зарегистрирован товарный знак «ПОЛЕТ» («POLJOT»), которым стали маркироваться все его часы.
    В 1992 году 1-й МЧЗ преобразован в акционерное общество, через 13 лет после чего, в 2005 году, часовой холдинг «Мактайм» выкупает у «Полёта» оборудование и технологии по производству калибра хронографа 3133. На этом заканчивается история завода – выпуск часов им прекращён.