• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Гертруда Рыбакова Грандмастер

Зачем учить с детьми стихи?

Спросите себя — много ли вы сумеете сразу, без подготовки, прочесть наизусть стихов? А если устроить небольшое соревнование среди друзей и знакомых, как вы думаете, кто окажется победителем? Наверняка, не самые молодые и юные, а люди старшего возраста.

Если кто-то со мной не согласен — поспорьте, но сколько раз я пыталась проводить подобный «эксперимент», всегда оказывалось, что большинство не может вспомнить больше 3−4 строк, и почему-то чаще всего это оказывались строчки А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…», а в худшем случае — «Села муха на варенье…». Больше стихов помнят люди старшего поколения, потому что во времена нашего школьного детства учить стихов наизусть задавали много. А детская память очень восприимчива, то, что выучил хорошо в детстве, запоминается на всю жизнь.

И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное — заучивание стихов способствует развитию памяти! А современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, школьника, который знает много стихов. Потом сетуют, что у них память плохая.

Когда начинать учить с ребенком стихи? А чем раньше, тем лучше! Младенец лежит в люльке, вы ему напеваете колыбельную — это ведь тоже стихи. Декламируете ритмичные: «Идет бычок, качается», «Я люблю свою лошадку», «Наша Таня громко плачет», и т. д., можно и нараспев, как песенку. Старший внук засыпал под пушкинские «У лукоморья дуб зеленый…» Дети любят слушать стихи больше, чем прозу. Недаром, многие детские авторы писали и пишут сказки, рассказы для детей в стихах. Стихотворные рифмы, их мелодичность откладываются на подсознании, и когда дитя немного подрастет, он с легкостью будет заучивать первые четверостишия.

Мой старший сын в два с половиной года знал уже много маленьких детских стихов, особенно Агнии Барто, и с удовольствием их рассказывал, когда мы ходили гулять. А еще ему нравилось, когда мы записывали его «выступление» на магнитофон (тогда еще бобинный). Был стимул — мы отправляли запись папе в море. Не все, но некоторую часть записей мне удалось сохранить, переписав на кассету. А при нынешнем обилии всевозможной аудио- и видеотехники в семьях, легко можно увлечь детей заучиванием стихов, затем устраивая с ними запись, импровизированные концерты.

Большинство детей очень любят такие мероприятия, и стихи учат с большой охотой. В 4−5 лет дети уже могут выучить по 3−4 четверостишия. Если дети ходят в детский сад, там обычно к праздникам поручают выучить несколько строчек, но не все малыши могут читать стихи при скоплении людей, многие очень стеснительны. Поэтому надо заниматься с детьми дома. Причем учить нужно как можно больше — это самый лучший способ сформировать необходимый для последующего школьного обучения объем памяти. Идете в выходные дни гулять — по дороге читаете стихи, потом повторяете вместе с ребенком под счет шагов — ведь стихи так ритмичны!

Идеально воспринимаются и подходят для заучивания произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Елены Благининой, Сергея Михалкова, а из классиков — отрывки из произведений А. С. Пушкина, Н.А. Некрасова. Мои дети рано выучили «Однажды в студеную зимнюю пору …» — отрывок из поэмы «Крестьянские дети» Н. А. Некрасова. И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объёмные стихи, но и разные правила, формулы.

Хвастаться, конечно, не хорошо, но скажу, что, несмотря на солидный возраст, у меня отличная память. Я помню дни рождения всех своих многочисленных родственников (а их около 80 человек) и подруг, помню формулы из математики, и американскому внуку-десятикласснику помогаю решать задачи, знаю множество стихов и тексты песен. И все это благодаря тому, что в раннем детстве мама и бабушка учили меня тем стихам, которые знали сами, а также русским народным песням, пословицам и поговоркам. Конечно, они не знали стихов ни Чуковского, ни Барто или Маршака. Да они вообще не знали, кому принадлежат те или иные строки. Но мне очень нравились и остались в памяти стихи про незадачливого слугу, который не знал, как чай варить:

Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю
Как проклятый чай варить.

Взял я все на скору руку,
Чай весь высыпал в горшок,
На приправу перцу, луку
И петрушки корешок.

На огонь его поставил,
Все лучинкой помешал,
Потом мучкою заправил
И начало чай принял.

Чай мой вышел объеденье!
Раза два прокипятил
И немного, в украшенье,
Сверху маслица подлил.

Снял я пену понемногу,
Принес в горницу на стол,
Положил тарелку, ложку,
Тут и барин подошел.

«Чай готов, извольте кушать», —
Снял я с барина пальто. — 
«Молодец, всегда так слушай, —
Он сказал — хвалю за то»
.

Стихотворение длинное, с печальным концом — барин наказал слугу и поколотил его. Кое-что уже позабылось, но не так давно, подбирая стихи для своих учеников, нашла его в интернете полностью. Так обрадовалась, как будто снова услышала голос бабушки. А еще врезались в память «Тень-тень, подтетень, выше города плетень…», «Раз морозною зимой, вдоль опушки лесной шел медведь к себе домой в теплой шубе меховой…», «А, попалась, птичка, стой! Не уйдешь из сети, не расстанемся с тобой ни за что на свете!», и многие другие.

Сейчас, занимаясь русским языком с детьми в Хьюстоне, я непременно даю им учить стихи. Меня удивляло, когда дети впервые приходили ко мне на занятия, что почти никто из них не знал ни одного стихотворения. В американских школах стихов не задают учить, а родители, видимо, тоже не учили ничего с детками. Учим мы с детьми 5−7 лет стихи так. Сначала я читаю вслух. Потом объясняю значение новых, непонятных слов (двуязычным детям часто не все русские слова понятны). Потом читает ученик, иногда медленно, по слогам. Потом еще раз читаю сама. А потом пробуем повторять вместе, по строчке. «Начерно» стихотворение из 2−3 куплетов выучиваем довольно быстро, потом дома ребенок доучивает, и на следующем занятии уже проверяю его. Можно еще дать переписать, некоторые дети лучше запоминают, когда переписывают. Если стихотворение переписать крупными буквами и повесить дома у кровати ребенка или над рабочим столом, то оно невольно читается многократно и легко запоминается.

Так что прислушайтесь, молодые родители, к моему совету — учите с детьми стихи, потом дети будут благодарны вам за это.

Статья опубликована в выпуске 3.10.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: