• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Орлов Грандмастер

Нужно ли учить сына мужской работе?

Всем известно, что дети берут пример со своих родителей и стараются во всем им подражать: девочки — матери, мальчики — отцу. Распределение домашних обязанностей на женскую и мужскую работу в современном обществе уже давно чисто условное.

Christi Tolbert, Shutterstock.com

В наш в техногенный век домашняя работа становится не столь утомительным делом, как раньше. Умные машины облегчили труд многих людей, тем более загруженных делами на работе до позднего вечера. Стиральные машины-автоматы, пылесосы, посудомоечные машины освободили от домашней рутины. Девочка вместе с мамой постигает азы приготовления еды, уборки квартиры, выполнения несложных поручений. Мальчик тоже помогает маме.

Но есть по дому и на даче работы, которые должен выполнять мужчина. Ведь на самом деле не вызывать же мастера, чтобы вбить гвоздь в стену. И встает вопрос: должен ли отец учить сына мужской работе?

Я не случайно затронул эту тему. Сейчас много молодых людей, которые не могут починить текущий кран, заменить патрон в люстре. Скажете, пустяки, мол, а мастера на что? Но ведь бывают ситуации в жизни, что невозможно вызвать «мужа на час». Да и перед молодой супругой редко кому захочется показаться неумехой.

Я в одиннадцать лет остался без отца. Некому было учить премудростям работы по дому. Но в школах тогда была неплохая программа обучения на уроках труда. Мы изучали столярное дело, делали табуреты, скворечники, разделочные доски и многие другие изделия для домашнего обихода. Работали с лобзиком. Нас учили работать на токарном, фрезерном и сверлильном станках. В пионерских лагерях в старших отрядах мы ходили в походы, где учились ставить палатку, разжигать костер.

Так чему же должен учить сына отец? Прежде всего, быть мужчиной и не пасовать перед трудностями. Нужно как можно чаще привлекать пацана к выполнению возникающих домашних проблем, будь то замена лампочки или неисправной розетки. Показывайте ему, как это делается. Пусть помогает подавать нужный инструмент, даже ребенок четырех-пяти лет в состоянии в этом помочь. И пожалуйста, не отталкивайте ребенка, если он предлагает свою помощь. Один раз откажете, в другой — все, сын больше не подойдет.

Когда мальчик станет постарше, познакомьте его с инструментами: для чего нужна отвертка, как ей пользоваться. Что такое пассатижи, кусачки, в чем разница, для чего они нужны. Как забить гвоздь. Не бойтесь дать гвозди и дощечки, пусть мастерит сам. Может быть, ему это и не пригодится (хотя навряд ли). Но часы, проведенные вместе, запомнятся надолго — это точно. Когда сын пойдет в старшие классы, научите парня более сложной работе. Это знакомство с электродрелью, ремонт простой техники. Думаю, у вас для обучения всегда найдется что-то «сломанное».

Если у вас есть дача или приусадебный участок, это вообще здорово для мальчишки. На дачном участке всегда много работы. Самое простое — рубка дров. Каждый мужчина должен уметь держать топор в руках, разжечь печку, приготовить простейший обед. Строительство теплицы, парника не обходится без посторонней помощи. Так пусть помощником будет ваш сын. Вскапывание земли под насаждения, формирование грядок требует мускульных усилий и способствуют физическому развитию, что тоже принесет пользу.

Во время поездки за ягодами или грибами, которая проходит обычно с ночевкой, он сам сможет разжечь костер, сварить на костре ужин, и если будет необходимость — раскинуть палатку. Все это поможет вашему парню оказаться на высоте в любой жизненной круговерти. А также не забывайте, что когда-нибудь он тоже станет отцом и должен будет научить всему этому своего сына.

Хочется добавить, что если хотя бы одному человеку статья пригодится, буду считать, что она написана не зря.

Статья опубликована в выпуске 4.02.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (55):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Согласна с автором. Хоть и многое за нас делают сейчас машины, но не всё. И сыновья должны уметь делать всё по дому, чтобы не вызывать посрели ночи сантехника, если вдруг сломался кран.

  • Николай Панисимов Читатель 22 февраля 2013 в 15:56 отредактирован 27 мая 2018 в 20:37 Сообщить модератору

    Тут больше дело даже не в том, что учить. А в том, чтобы проводить время вместе. Я вот вырос без отца, например. Поэтому чвоему сыну стараюсь уделять внимание и по-моему, мы с ним даже друзья. А как это делается - всего лишь ритуал в виде работы о дому, например.

  • Ответ однознаяный: нужно!
    Это развиваетс разные качества в парне.
    Другое дело, что через пару лет ему может и не пригодиться вовсе то, чему его учили. Вся жизнь протекает в интернете.

  • Хорошая статья. Изложено без пафоса. Вопросом автор задается удивительным, ну, это только для меня. Нужна ли сына учить? Отцу-то? Да, конечно, нужно. Свекра своего вспоминаю, ох! рукастый деда был, потрындеть с ним было, одно удовольствие. Мужа очень даже подельчастый, сына также, но молчуны, меня это не напрягает, молчат они чудесно, с пониманием. Вот бывает такое, ага!

    Оценка статьи: 5

  • Жалко конечно, что теперь в школе нет уроков труда.(По крайней мере в ближайшей к нам)Ведь сейчас не каждый мальчишка живет с отцом, а с некоторыми отцами лучше бы и не жили. Но жить то им надо. И делать в жизни еще многое придется

    Оценка статьи: 5

  • Какая удивительно злободневная статья! Сам вырос в небольшом поселке, так там специалистов приглашали только для ремонта электроники, где все-таки требуется опыт и образование. В остальном к слову "мужчина" автоматически прилагалось наличие растущих откуда надо рук, сноровки и отсутствие боязни решать бытовые проблемы.
    Теперь современное наблюдение: летом жена с младшей девицей мастерили какую-то одежку для кукол. Дочура постарше (11 лет) крутилась рядом с ними и интересовалась как функционирует швейная машинка. Т.е. примерно день баловалась с этим агрегатом.
    Продолжение истории. Осенью она пошла в 5-й класс и у них появился новый предмет - то, что раньше называлось труды у мальчиков и рукоделие у девочек (кажется так, но могу ошибаться). И как-то раз моя школьница приходит и со смехом рассказывает, что, оказывается, она самая продвинутая "швея" в классе! На уроке все одноклассницы бегают к ней консультироваться как заправлять нитку, как строчить и т.д. Более того, некоторые девицы, решившие попробовать домашнюю швейную машину, названивают ей за советами. Т.е. у них дома машинка есть, а научить дочерей пользоваться ею не могут... Вот такие перекосы и издержки цивилизации

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Кривощеков, насчет перекосов и издержек. Лет 20 назад, репатрианты, уезжавшие в Израиль, обязательно брали с собой швейную машинку. Сейчас - точно, берут что-то другое. Этот факт можно отнести к перекосам или к издержкам цивилизации? А что разучились разжигать костер методом трения двух палочек - перекос??

      • Юрий Лях, это давний метод спора - "доведение ситуации до абсурда", я им тоже владею
        Разжигание костра методом трения 2-х палочек, разумеется, крайность,но и современная америко-европейская действительность, как, например, вызывание специалиста для замены лампочки или навешивания полочки мне также кажется дикостью
        P.S. Бывшие однокурсники, уезжая на ПМЖ в Израиль, Канаду, Австралию и др. (в разные годы, от 20 до 5 лет назад) все как один брали с собой компьютеры и кучу других девайсов. Неужели тоже перекос?

        Оценка статьи: 5

  • Нормальная, правильная статья.
    Сейчас в ходу "понятие", что работу по дому должны делать "специально обученные люди". О кей, пусть делают, если хозяева могут позволить себе содержать штат таких людей - от сантехника до садовника, или им не в лом по каждому поводу вызывать "специалиста", и не страшно пускать в дом чужих людей.
    В статье не идет речь о проведении каких-то капитальных работ, требующих профессиональных навыков, а вот научить мальчика отличать отвертку от стамески, пользоваться простейшим бытовым инструментом, вбить в стену пресловутый гвоздь, на мой взгляд, необходимо.

  • Мне очень интересно мнение по затронутому вопросу с другой галактики - от Лауры.

    • Юрий Лях, там другая жизнь. У них принято вызывать специалистов устранять поломку, а если машина застряла, то - эвакуатор. Я думаю, что мы тоже постепенно к этому идем: разделение труда будет усиливаться. В принципе, это тоже по-своему хорошо. Мне например, все равно, как будет решена проблема - либо мужчина это сделает своими руками, либо он наймет кого-нибудь. Но в частном доме, если речь идет о каких-то мелких переделках, то проще и быстрее все-таки, когда есть умелые руки. А вот штукатурить фасад лучше кого-то пригласить со стороны и не уродствоваться.

    • Юрий Лях, во-первых -- у неё три дочери. Во-вторых, как женщина незамужняя она всё делает сама.

      Оценка статьи: 5

      • Ксения Печий, " Во-вторых, как женщина незамужняя она всё делает сама." - нужно будет спросить - что именно. Как я понял, после ее переселения в многоэтажный пансионат (или как он называется) там абсолютно все делает обслуга или приезжающие парикмахеры/повара/и т.д. - можно неделями не выходить на улицу.
        "во-первых -- у неё три дочери" - а что, симметрии не наблюдается?? Сама же здесь обещала всех накормить голубцами .

        • Юрий Лях, статья-то о сыновьях! А у Лауры -- дочки!
          К голубцам Лаура отношения не имеет, а я не обещала тут никому голубцов. :Ь
          И вообще, Юрий, что-то Вы в этой статье "злой-злой", с чего бы это?
          И я слышу такие возражения по теме статьи от мужчины, который всё сам умеет своими руками?
          Юрия, которого я знаю, явно подменили...

          Оценка статьи: 5

          • Ксения Печий, читать дальше →

            Просто в какой-то момент отводишь глаза от этих гвоздей/колес, оглядываешься вокруг и видишь, сколько интересного, развивающего, повышающего собственный уровень, пропустил, скольких блондинок не соблазнил, сколько миллионов не заработал. НУ, просто, классический кризис среднего возраста во всей красе у моего ЛГ .

  • Мне понравилась статья. Действительно совместная жизнь с безруким мужчиной - это какой-то кошмар, если нет денег оплачивать бесконечные вызовы мастеров. Сейчас меньше чем за 1000 рублей никто никуда с места не сдвинется - поэтому выйдет накладно. У меня был такой отец и маме приходилось за все платить.
    читать дальше →

  • Юрий Лях Читатель 4 февраля 2013 в 20:29 отредактирован 4 февраля 2013 в 20:33 Сообщить модератору

    Еще момент. Есть у меня два сына. Старший будет стоять за спиной, подавать инструмент, но когда сам что-то делает - руки в норме, а продумать, где сэкономить материал, как лучше сделать - кумекалка чуть не дотягивает (раз умудрился пальцы в электрорубанок всунуть). Младший - не будет стоять - у него шило в заднице. Но за него я спокоен - сделает все очень быстро и хорошо. Тоже есть противоречие статье - по жизни одному дано техническое мышление, а другому - нет. Каждый должен следовать наклонностям.

    • Каждый должен следовать наклонностям.
      Да, согласна. Но... всё же менталитет российской женщины подсказывает ей, что мужчина должен-таки, например, уметь поменять колесо автомобиля, а не только звонить в сервис. Т.е. подсознательно, она предусматрвает непредвиденную жизненную ситуацию без телефонов и помощников, но где с настоящим мужчиной ей не будет страшно. ) Инстинкты.

      • Ирина Сергеева, кстати, а до какого уровня непредвиденности дама хочет себя обезопасить?
        - разжечь костер без спичек и вкусно сжарить личинок майского жука?
        - уметь поставить силки на тропах зверей и рогатиной завалить медведя?
        или:
        - суметь быстро развернуть и использовать портативную станцию спутниковой связи
        - суметь посадить аэробус, оказавшийся без действующих пилотов?

        Я к чему умничаю - наверняка есть ситуации, где М., в том числе и ваш, окажется лучшим из лучших, и наверняка - обратное. И то, что наш-ваш горизонт не идет дальше забитого гвоздя/заменены колеса - говорит об уровне развития социума. Думаю, где-то так бы сказала Лаура.

  • Даже как-то странно - в параллельной статье о том, кого выбирают женщины, было сказано, что БОГАТОГО. А скольких богатых и рукастых в одном флаконе здесь присутствующие встречали?? У меня товарищ не знал, с какой стороны за паяльник браться ( в конце концов, подарил его мне - что-то там ему в телевизоре перепаял). Он успешно защитился по компьютерному железу (ирония судьбы), взял в жены стройную блондинку и укатил в Штаты. И как это соотносится к основной идее статьи??

    • Юрочка, н акаждый товар -- свой купец )) Я в статью о багатых даже не заглядывала.
      Кто-то ищет кошелёчек, кто-то -- юмориста, кто-то рукастого, а кто-то -- альфа-самца волосатого активного.
      Каждому, как говорится, своё.

      Оценка статьи: 5

      • Ксения Печий, А представляешь - в кругу подруг поюморил, в магазине - покупает тебе, что хочешь, тут же на улице быстро прилепил отвалившуюся у тебя платформу на туфле, чтоб дойти до своего Бентли, ну и где-то такой самец, что не только белье, но и простыни - в клочья ....
        Нет, в след. жизни закончу юридическо-экономическую стоматолого-гинекологию, найду жгучую стройную брюнетку и сам укачу в теплые края, раздарив всем оставшимся рукастым дрели/сварки/рубанки и т.д. .

        • Юрий Лях,
          А представляешь - в кругу подруг поюморил, в магазине - покупает тебе, что хочешь, тут же на улице быстро прилепил отвалившуюся у тебя платформу на туфле, чтоб дойти до своего Бентли, ну и где-то такой самец, что не только белье, но и простыни - в клочья
          И я сдохну от чувства собственного несовершенства! :Ь

          Оценка статьи: 5

  • Мой отец всё умел делать сам. Но ничему меня специально не учил. Просто делал дело, а я крутился рядом. И видел, что бояться не нужно никакой работы. Пока отец куда-то отходил, я сам примерялся к инструменту. Так всему научился. И отцовский инструмент сохранил.

    Надо не учить. Надо работать радостно и увлекательно. Тогда дети точно подтянутся. Даже девочки.

  • Перекосы в любую сторону ни к чему. А вот быть разносторонним человеком очень даже неплохо. Можно быть и нестандартно мыслящим человеком, и музыкальным, и при этом спортивным и всё умеющим делать руками. Почему одно другому должно мешать? Способности, может, и Бог дал. А многому и папа научил. По-моему, это прекрасно.

    • Комментарий удален
      • Ирина Сергеева Ирина Сергеева Дебютант 4 февраля 2013 в 19:41 отредактирован 4 февраля 2013 в 19:43 Сообщить модератору

        Борис Ситнер, в том-то и дело, что с компьютерами и другой электроникой управляется нынче и младшекласскник. А между тем, дети с удовольствием занимаются и строительными работами. Другое дело, что не у всех есть такая возможность. У наших сыновей есть, и с папой они радостно этим занимаются. А автор рассмотрел именно этот, один аспект.

    • Ирина Сергеева, золотые слова. Мужчине не мешало бы быть разносторонним.
      А не исключительно Хоботовым или Саввой Игнатьичем.

      Оценка статьи: 5

      • Комментарий удален
        • Девочки, кстати, не отличаются. Она с детства в школе раннего развития на двух иностранных легко изъясняется, кухни мира по вкусу отличит, маски делает с 12 лет, но те же самые голубцы вряд ли осилит. Не научили.

          Оценка статьи: 5

        • Борис Ситнер, просто сейчас так много "разносторонних": и швец, и жнец, и н адуде игрец, точнее: программист, парапланерист, диск-жокей и прочее. Но молоток в руках держать или палатку в лесу поставить родители не научили. Печально.
          Я рассказки рассказывать и сама могу, а вот рукастого мужчину нынче ценить надо.

          Оценка статьи: 5

  • Статья правильная.

    Оценка статьи: 5

    • Комментарий удален
      • А во-вторых: вдруг эта статья таки "направит" всяких трепологов в сторону практический занятий с дрелями и лобзиками. Это так сексуально!

        Оценка статьи: 5

        • Комментарий удален
          • Борис Ситнер, это ваше сугубо субъективное мнение.
            Как показал мой горький опыт: трепологи совершенно не владеют инструментом. Поэтому ваши попытки изобразить "два в одном": и починит, и расскажет -- это чистое фэнтези.
            Я, например, жалею, что моя мама не научила меня торты печь. Но безумно ей благодарна за "тесто месить" на вареники, голубцы крутить, пол вымыть руками, а не шваброй, обметочные петли аккуратно делать и носки штопать. Мне это в жизни не раз и не два пригодилось, а гораздо больше. Поэтому я и рею коршуном над дочкой, чтобы она тоже рукастой росла, а не принцессой белорукой.

            Оценка статьи: 5

            • Комментарий удален
              • Борис Ситнер, не поверите -- приходится и носки штопать, и карман зашить, и пуговицы обратно пришить. Машинки нет. Ручками всё.
                А голубцы украинки именно крутят -- заворачивают фарш в капустные листья.
                Итог: "два в одном" -- Ваш самопиар.
                Мне такие универсалы не попадались. Моим подругам -- пока тоже.
                Троллить дальше не хочу. Я при своём мнении.

                Оценка статьи: 5

  • Благодарю за оценку. Купить можно многое, и мастера можно пригласить, но вот последние слова: "на мякине не проведешь" это в точку.

    Оценка статьи: 5

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 4 февраля 2013 в 16:12 отредактирован 4 февраля 2013 в 16:14 Сообщить модератору

    Юрий Орлов, очень важная тема. Сегодня, когда все можно купить, были бы деньги, многие не только не учат ребенка элементарным приемам использования инструментов (кроме вилки и ложки), но и ещё бьют ему по рукам, когда он пытается сам, что-либо делать, разбирать, ломоть, прибивать, варить, стирать...

    Спасибо моим родителям, которые способствовали мне и братьям в освоение всех видов бытовой деятельности - от вбивания гвоздя, колки дров.... до стирки и готовки. Никогда нас не ругали ни за разобранные часы - ходики (50-е годы), ни за разобранную стиральную машину (60- е), ни за испорченный суп, ни за прожженную утюгом рубашку, ни ... Зато всему научились и в доме все делаем сами. Конечно не во всем профи, но зато, когда нанимаем профи для ремонта квартир, машин, бытовой техники, нас (и наших детей) "на мякине не провести".

    Оценка статьи: 5

  • Все верно. А подробнее у Никитиных в книге "Мы и наши дети".

  • Благодарю. Вспомнилось: у бывших соседей таким образом папаша прививал трудолюбие - вначале давал молоток, а потом орал на мальчишку," растяпа, даже ровно забить не можешь". И ничего плохо не вижу в том, что школе обучают ремеслу. Даже будь ты, не знаю какой знаменитостью, но прежде всего ты мужчина, который должен уметь многое делать по дому сам, не надеясь на дядю.

    Оценка статьи: 5

  • Ирина Сергеева Ирина Сергеева Дебютант 4 февраля 2013 в 12:17 отредактирован 4 февраля 2013 в 12:17 Сообщить модератору

    Мне нравится, что статья добрая, человечная. Да, хорошо, когда мальчик умеет работать с инструментом. И еще лучше, если папе интересен контакт с сыном.
    Бывает, что "трудолюбию учат" такими способами, от которых только обратный результат.

  • Юрий Орлов Юрий Орлов Грандмастер 4 февраля 2013 в 12:03 отредактирован 4 февраля 2013 в 12:04 Сообщить модератору

    Видно вы не внимательно просмотрели статью. Вначале статьи "Всем известно, что дети берут пример со своих родителей". Если отец с детства умеет держать инструмент, то ему уже не нужно учить себя, а вот вызвать интерес у ребенка к работе, показать ему, что, как и зачем. А не тупо заставлять ребенка бить этот "гвоздь". Но видно ваше воспитание трудолюбия шло только во взрослом возрасте. Оценка комментария - тройка.

    Оценка статьи: 5

    • Комментарий удален
      • Борис Ситнер, моя оценка Ваших комментариев - 2, ибо "элементарному трудолюбию" учат с помощью инструментов. Например, для некоторых диван - инструмент для трудолюбивого просмотра ТВ, или нож - для нарезки колбасы, а шуруп в виде штопора - для открывания бутылок... и здесь учеба "элементарному трудолюбию".

        Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья. Вы правы.