Алексей Норкин Грандмастер

Чем полезен перец чили?

Споры вокруг пользы или вреда острой пищи не утихают много лет. Недавно сторонники жгучих вкусов получили научное подтверждение своей правоты. Учёные обнаружили, что употребление перца чили снижает уровень смертности.

Фото: Depositphotos

Исследователи из Медицинского колледжа Ларнера Университета Вермонта связывают употребление острого красного перца чили со снижением общей смертности на 13%. Речь, в первую очередь, об уменьшении количества смертей от сердечно-сосудистых заболеваний и инсультов.

Народные целители на протяжении веков использовали жгучий перец и другие острые специи для лечения различных болезней. Но научной проверки и обоснования их эффективности до сих пор нет.

Единственное исследование ученых, где рассматривалась взаимосвязь употребления в пищу перца чили со смертностью, провели в Китае не так давно, в 2015 году. Китайские учёные пришли к выводам, которые подтвердили исследователи из Вермонта.

Фото: Depositphotos

Используя официальные данные программы «Национальное исследование состояния здоровья и питания населения», которые включают наблюдения более чем за 16000 американцев на протяжении последних 23 лет, студент-медик Мустафа Чопан (Mustafa Chopan) и профессор медицины Бенджамин Литтенберг (Benjamin Littenberg) сопоставили исходные данные участников и их отношение к перцу.

Исследователи обнаружили, что среди любителей перца чили в основном молодые мужчины, белые или мексиканского происхождения, женатые, курящие, с низким уровнем дохода и образования, употребляющие в пищу много мяса и овощей.

Несмотря на то что у них меньший уровень липопротеинов высокой плотности («хорошего холестерина») в крови, в сравнении с теми, кто не употребляет перец чили, средний уровень смертности в их группе оказался ниже.

Хотя механизм, с помощью которого перец чили снижает смертность, далеко не очевиден, исследователи склонны считать ответственным за эффект капсаицин — основной жгучий компонент перца.

Народные целители использовали перец и другие острые специи для лечения болезней
Фото: Depositphotos

Чистый капсаицин представляет собой бесцветное кристаллическое вещество со жгучим вкусом. Доля этого алкалоида в плодах перца относительно невелика, в пересчете на сухое вещество — около 2%.

Жгучий вкус перца напрямую зависит от содержания капсаицина. Для оценки жгучести американский химик Уилбур Сковилл разработал специальную шкалу, названную его именем. Внизу неё — болгарский перец с нулевой жгучестью и нулевым содержанием алкалоида.

По данным Гиннесса, самый жгучий в мире перец — «Каролинский жнец» (Carolina Reaper), выведенная в Каролине разновидность чили. Попробовать жнеца на вкус — запредельные вкусовые ощущения, все равно что глотнуть содержимое газового баллончика.

Фото: Depositphotos

Литтенберг и Чопан считают, что благодаря антимикробным свойствам капсаицин воздействует на организм, корректируя кишечную флору. Кроме того, алкалоид играет определённую роль в клеточных и молекулярных механизмах, предотвращает ожирение и влияет на коронарный кровоток.

«Поскольку наше исследование подтверждает предыдущие выводы, употребление перца чили — или даже острой пищи — может стать диетической рекомендацией и (или) толчком для дальнейших исследований в форме клинических испытаний», — считает Мустафа Чопан.

Статья опубликована в выпуске 19.01.2017