Алексей Норкин Грандмастер

Национальный день донора в России. Почему переливание крови безопасно?

Благородные и самоотверженные люди-доноры ежегодно спасают миллионы жизней. Безопасная практика переливания крови стала возможной, когда медицина научилась классифицировать эритроциты по индивидуальным характеристикам, разделив всех пациентов по группам крови.

Фото: Depositphotos

Кровь различных групп не отличается запахом и не дарует человеку особых способностей. Она классифицируется по свойствам белков и сахаров на поверхности красных кровяных клеток.

Большинство людей не задумывается о группе крови, которая не влияет на повседневную жизнь ни на йоту. До тех пор, пока не понадобится переливание крови, для которого белки и сахара могут стать непреодолимым препятствием.

Система AB0

Первые попытки переливания крови вызывали непредсказуемые последствия — от улучшения состояния пациента до летального исхода. В поисках причины иммунолог Карл Ландштейнер в начале XX века обнаружил, что проверить совместимость крови двух людей можно до переливания. Кровяные клетки несовместимых образцов слипались в пробирке, тогда как с совместимыми этого не происходило.

Карл Ландштейнер
Фото: ru.wikipedia.org

Ландштейнер понял, что совместимость крови определяют антитела, вырабатываемые против специфических молекул сахара красных кровяных клеток. Эта догадка «обернулась» учёному Нобелевской премией в области медицины.

В дальнейшем благодаря трудам Карла Ландштейнера, Альфреда фон Декастелло и Адриано Штурли сформировалась действующая классификация четырёх групп крови, известная как система AB0.

В 1907 г. Людвиг Хектоен разработал строгие процедуры перекрёстного тестирования, которые впервые применил на практике Рубен Оттенберг. Эта методика подбора подходящей донорской крови повсеместно используется во всём мире до сих пор.

Резус-фактор

Учитывающая реакцию на специфические сахара, система АВ0 позволяет классифицировать кровь любого человека. Но эритроциты содержат множество других белков и сахаров. Учёные обнаружили более 300 групп антигенов, каждая из которых представляет особые протеины, выполняющие различные функции.

Они есть не у всех людей, и это означает, что иммунная система не обладающего каким-то антигеном человека способна отреагировать на появление «чужих» и атаковать их антителами. Иными словами, для успешного переливания мало простого совпадения группы крови донора и реципиента.

В 1940 г. Ландштейнер в сотрудничестве с Алексанром Вайнером выделил антиген, названный резус-фактором. Учёные определили причину известной с конца XIX века гемолитической болезни плода и новорождённого. Её суть в том, что иммунная система матери вырабатывает антитела против эритроцитов плода, унаследовавшего «вражеский» антиген от отца.

Открытие резус-фактора привело к разработке методики лечения, резко сократившей заболеваемость.

Редкие группы крови

Фото: Depositphotos

По мнению генетиков, состав нашей крови зависит от родителей, предков и путей их миграций в далёком прошлом. Из-за наследуемых мутаций генов в различных популяциях формируются редкие группы крови, которых не найти в других местах. Их обладателям бывает очень трудно подобрать подходящего донора.

Например, групповая система Кидд содержит три фенотипа (группы) крови, которые с различной частотой определяются среди всех основных рас людей. Оказывается, есть ещё и нулевая группа. Доля её носителей среди финнов и полинезийцев менее 1%, но в других местах они не встречаются вовсе.

Единственного обладателя фенотипа Бомбей можно найти среди 10 000 жителей Индии и 1 000 000 европейцев.

Фото: Depositphotos

Безопасное переливание крови — революционное достижение медицины. Ежегодно в этой процедуре нуждается полтора миллиона россиян. Добровольные доноры делятся с ними жизнью.

Что еще почитать по теме?

Выгодно ли быть донором?
Что известно про донорство крови?
Почему в России быть донором трудно? Взгляд изнутри