• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Артем Плотников Профессионал

Почему завтраки не так полезны, как принято считать?

С самого рождения мы привыкли слышать о необходимости плотно позавтракать на день грядущий. Насколько этот приём пищи важен? Насколько эта важность актуальна в наш век трансжиров и быстрых углеводов? Давайте рассмотрим завтрак с точки зрения биохимии. Поняв, как работает наше тело, мы вполне сможем ответить себе на вопрос о важности завтраков.

Фото: pixabay.com

Стресс

Вот мы утром проснулись, а организм ещё пока не полностью. В чём это выражается? В работе огромного количества гормона кортизола.

Позавтракав, мы включили в игру инсулин, который снижает уровень сахара
Позавтракав, мы включили в игру инсулин, который снижает уровень сахара
Фото: pixabay.com

Его нередко называют гормоном стресса, и это придаёт ему определённый негативный окрас. Хоть этот гормон и вырабатывается в стрессовых ситуациях, стресс он не вызывает, а более того — защищает наш организм. Защищает накоплением энергетических ресурсов, увеличивая уровень глюкозы в крови, усиливая выработку гликогена в печени и скелетных мышцах. Подготавливая энергетический запас на день грядущий.

Но вот поев, мы вводим в игру гормон инсулин, задача которого — резко снизить уровень сахара в крови, спрятав этот сахар во всевозможные тайнички. Основные тайнички инсулина находятся под кожей.

Оба этих гормона специализируются на образовании запасов гликогена в организме.

  • Однако кортизол блокирует анаболизм тканей (мышечной или жировой), и ему важен гликоген, который он синтезирует, разрушая жировую и мышечную ткань (глюконеогенез) при недостатке глюкозы.
  • Инсулин же, в свою очередь, запускает анаболические процессы, одним из которых является синтез жировой ткани.
Инсулин запускает синтез жировой ткани
Инсулин запускает синтез жировой ткани
Фото: pixabay.com

На высоких утренних значениях кортизола, с огромным уровнем сахара в крови инсулин просто будет сбиваться с ног, создавая жировую ткань из глюкозы.

Пропустив завтрак, мы даём нашему гормональному фону выровняться естественным путём.

Инсулинрезистентность

Инсулин мы не могли не затронуть с его огромным влиянием на обмен веществ.

Так при частой выработке инсулина чувствительность тканей организма к этому гормону существенно снижается, и чем ниже чувствительность, тем больше его вырабатывается. И чем больше выделится инсулина, тем больше отложится припасов в тайнички.

Наверное, у каждого есть знакомые диабетики, и, как правило, это полные люди. Чем реже мы вызываем инсулиновый ответ организма на приём пищи, тем чувствительнее к нему клетки организма и, соответственно, лучше для желающих сбросить вес.

Отказываясь от приема пищи, мы сокращаем количество инсулина
Отказываясь от приема пищи, мы сокращаем количество инсулина
Фото: pixabay.com

Инсулин — самый важный гормон в регуляции обмена веществ, и с ним необходимо считаться и при наборе массы, и при её снижении.

Отказываемся от приёма пищи (в нашем случае завтрак) — вырабатываем меньше инсулина.

Бодрое утро

Кортизол увеличивает чувствительность клеток к катехоламинам (адреналин, норадреналин, дофамин). Просто не позавтракав, мы имеем все шансы провести утро на драйве, связанном с выработкой того же адреналина (запускающего также расщепление жиров). Это увеличит как минимум скорость принятия решений и физическую работоспособность.

Позавтракав, мы выключаем гормон голода
Позавтракав, мы выключаем гормон голода
Фото: pixabay.com

Грелин, гормон голода, пики которого тоже приходятся на ночные и утренние часы, очень влияет на гиппокамп, значительно улучшая нашу память, и, следовательно, тоже помогает активной деятельности.

Позавтракав, мы выключим этот важный гормон.

Напомним о метаболической гибкости — способности нашего организма нормально функционировать в условиях голода, употребляя энергетические ресурсы из наших же запасов. Организм до такой степени привык к постоянному приёму пищи, что очень неохотно расстаётся с запасами энергии, а также не активизирует обменные процессы, связанные с энергетическим обменом. Что очень негативно сказывается на работоспособности человека.

Передвиньте завтрак на более позднее время
Передвиньте завтрак на более позднее время
Фото: pixabay.com

Способность использовать внутренние резервы сильно подавлена стереотипами питания о жизненной важности завтраков. И подавлялась она поколениями. Если во времена Советского Союза даже в общественных столовых присутствовали нормы содержания БЖУ и витаминов (составлялись врачами и строго контролировались), то в современном мире фастфуда и рафинированных продуктов, я лично рад отказаться от утренних приёмов пищи.

Статья опубликована в выпуске 19.03.2019
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (79):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Уж простите за обыденными жизненными хлопотапми где-то потерялся, подзабылся, но поэтому вот это Вам:
    То, что вы сейчас прочтете,
    Не приветствие присяжных,
    А попытка разобраться
    В новых терминах сермяжных.

    Жил на свете человек.
    От спесивости ненужной,
    Он решил, что нужно есть
    Нам однажды в день – на ужин!

    На себе эксперимент
    Он сомнительный поставил
    И тот час решил (сквозь спесь)
    Что открытием стал славен.

    Затрубил во все концы:
    Завтрак никому не нужен!
    Всё, что раньше мудрецы
    Говорили – хлам досужий!

    Только если приоткрыть
    Подоплёку скользких данных,
    То придётся нам признать:
    Автор попросту тщеславен.

    И набравшися из «Гугла»
    Ярких терминов бессвязных
    Он представился всем «Я»
    Вам вещаю безнаказанно:

    Что вам есть, когда и с кем,
    О традициях забудьте,
    Только мне известен путь
    К новой жизни от трёхпутья.

    Только я проник в познанье
    Новой сущности питанья!
    Миновав ненужный курс
    Как там… Медобразованья.

    Что мне выводы врачей, Что мне практик нестыковки?
    Я сказал: «костолонтрав» – для гормонов лучший орден.

    Непонятно? Я могу новых терминов прибавить.
    Главное свою мочу непонятками разбавить.
    А потом, чего таить, от греха стремясь подальше,
    Я откроюсь: Я – ваш бог, истинный, без бывшей фальши!

    Только мне известно, чем каждый должен насыщаться
    И какая пища в рот должна вами отправляться.
    Не смотрите, что я мал и судьбою безмятежен,
    Я, как сам Иисус Христос, небесами к вам низвержен.

    • Валерий Сатокин, Браво
      Пишите стихи лучше. Вы более творческий человек, чем объективный. Все понятия подменены и извращённо представлены в вашем произведении. Вы постарались, потратили время, потому повторю в десятый раз: не претендую на истину в последней инстанции и не призываю. Потому оставьте свой крик души как творческое произведение ничем не связанное с питанием. Если бы вы с таким же рвением потрудились проверить непонятные вам термины, разговор был бы содержательнее ))

  • У меня долгое время завтраком был бутерброд с сыром и кофе, пока не пришлось стать переводчицей у одного британского дизайнера по ландшафту. Он объяснил, что такая еда даёт энергетическое насыщение на два часа, а потом организм опять взывает : "Хочу поесть!" И так начинается цепочка перекусов. Он предложил перейти на кашу ( да ,овсянку, сэр) или на мюсли с йогуртом- это даёт человеку насыщение часов на 5-6. Я долгое время не переходила в новую веру, а потом попробовала - и все, перекусы с набором лишних калорий закончились, если позавтракала в 8 , то иногда и до трёх не хочется есть. Зато пью много воды- часто желание пить понимается организмом, как голод, и начинается запахивание в топку, что под рукой оказалось.

    И да, автор не упомянул, чем же вредны пресловутые завтраки.

    • Наталия Нечухаева, я завтракаю именно так как вы раньше, кофе и бутерброд или пара, в 5 часов, если в утро работаю, обед по графику у меня в 11.30, раньше я даже и не хочу. А это не два и даже не три часа. Я даю установку своему мозгу, что обед у меня тогда-то и тогда-то и к этому времени у меня возникает чувство голода. Если я нахожусь дома, где есть подход к холодильнику, к еде, то тут совсем другое дело, я могу проголодаться и перекусить через два часа, когда захочу или вернее когда подумаю "А не съесть ли мне чего-нибудь" Значит, действительно, мы можем это сами контролировать, а не наш желудок, правда при условии, если у вас со здоровьем все в порядке и у вас нет какой-то приписанной диеты, которой надо придерживаться.

    • Наталия Нечухаева, вообще чаще всего голод в нашей голове. Не желудок просит есть, а мозг... Было как-то, в оздоровительных целях я голодала три дня. Желудок ни разу не попросил. а вот мозг постоянно нашептывал!

      • Ольга С,
        Первый сигнал мозгу о голоде подаёт низкий уровень глюкозы в крови, также стенки пустого желудка выделяют гормон Грелин, который также сигнализирует мозгу о том что пора подкрепиться.

        • Артем Плотников, значит если первые позывы голода от глюкозы, надо съесть чего-нибудь сладенького?

          • Лидия Богданова,
            Нет)
            При отсутствии пищи выделиться глюкагон, который высвободит гликоген, который в свою очередь, и есть углеводный запас нашего организма . Но можно съесть что угодно. Глюконеогенез сделает вам глюкозу из жиров или белков. Не переживайте)

            • Валерий Сатокин Валерий Сатокин Мастер 29 марта 2019 в 21:13 отредактирован 29 марта 2019 в 21:17 Сообщить модератору

              Артем Плотников, Ваши последние рассуждения заставили меня чуть подробнее ознакомиться с медицинской литературой. Как я и предполагал, Вы жонглируете терминами на свой лад, под свои выводы, без привязки к действительной ситуации, пытаясь оправдать свою "безавтраковую" теорию. Во-первых, глюкагон выделяется поджелудочной железой не при отсутствии пищи, а при снижении содержния глюкозы в крови. Во-вторых, кроме прочего:
              Глюкагон оказывает сильное инотропное и хронотропное действие на миокард вследствие увеличения образования цАМФ (то есть оказывает действие, подобное действию агонистов β-адренорецепторов, но без вовлечения β-адренергических систем в реализацию этого эффекта). Результатом является повышение артериального давления, увеличение частоты и силы сердечных сокращений.
              В высоких концентрациях глюкагон вызывает сильное спазмолитическое действие, расслабление гладкой мускулатуры внутренних органов, в особенности кишечника, не опосредованное аденилатциклазой.
              Глюкагон участвует в реализации реакций типа «бей или беги», повышая доступность энергетических субстратов (в частности, глюкозы, свободных жирных кислот, кетокислот) для скелетных мышц и усиливая кровоснабжение скелетных мышц за счёт усиления работы сердца. Кроме того, глюкагон повышает секрецию катехоламинов мозговым веществом надпочечников и повышает чувствительность тканей к катехоламинам, что также благоприятствует реализации реакций типа «бей или беги».

              • Артем Плотников Артем Плотников Профессионал 30 марта 2019 в 06:49 отредактирован 30 марта 2019 в 06:55 Сообщить модератору

                Валерий Сатокин,
                Если вы следите за комментариями, я писал что голод и есть низкий уровень глюкозы вызываемый, например отсутствием пищи. Это во первых.
                Во вторых, приём пищи вызывает выброс инсулина, который блокирует любой катаболизм (тех же жирных кислот, википедия инсулин)и способствует накоплению глюкозы в дэпо, при этом никак не разрешает глюкагону действовать.
                Порядок моих действий.
                Теория не моя хоть и практикую. По совету многих практикующих попробовал.
                Действительно состоятельная теория (по результату моей пробы)
                Решил проверить состоятельность этой теории с точки зрения биохимии
                Все биохимические процессы завязанные в этой теории имеют место быть
                После проверки информации в википедии, и пролистав результаты официальных исследований решил НАПИСАТЬ статью.

                Жду указания конкретных несоответствий. Всё что вы просто скопировали из википедии, только подтверждает мою теорию.

  • С уважением к каждому высказанному мнению скажу, что "я лично рад отказаться от утренних приёмов пищи".

    1) В статье нет ни одного упоминания о "вредности" завтраков
    2) В статье нет призыва к отказу от завтрака, а упоминаются только положительное влияние.
    3) Нападки обоснованные "не могу", "не хочу", "не буду", простите за тавтологию, не обоснованы. Либо вас это заинтересовало, либо нет. Я лично опробовал, и мне лично нравится лёгкость на протяжении всего дня (даже хватает сил вечером на силовую тренировку в зале), ясность в голове, отсутствие лишнего веса, трата меньшего времени на готовку или покупку еды, как и на приём пищи.
    Если без "лично я". Действие всех гормонов описано в википедии с прилагаемыми ссылками на результаты исследований. На мой, возможно не совсем объективный взгляд, самообразованние никогда никогда не будет лишним. Иначе безоговорочное доверие к врачам. А уровень развития нашей медицины настолько высок, что уровень жизни только падает. Уверен, что не менее половины хронических заболеваний практически любого человека, связаны с неправильным питанием.

  • Не помню, у кого я эту фразу слышала "на самое святое покусился - на еду!"

    • Ольга С, согласна с вами и так радости в жизни мало последнюю отбирают я тоже не согласна с таким ноу хау, автор из нас явно хочет сделать биоробота, заправил едоносным топливом один раз и харе хватит, работайте дальше товарищи-господа

  • Татьяна Пучкова Модератор 21 марта 2019 в 08:24 отредактирован 21 марта 2019 в 12:08 Сообщить модератору

    "Если во времена Советского Союза даже в общественных столовых присутствовали нормы содержания БЖУ и витаминов... то в современном мире фастфуда и рафинированных продуктов, я лично рад отказаться от утренних приёмов пищи."

    А просто отказаться от фастфуда и проч. не вариант? Организовать сбалансированное питание никак?
    Я давно живу и много помню. Питание и обучение - вот две темы, которые всегда популярны и открыты экспериментам, иногда самым безумным. На них можно продвинуться, сделать себе имя, заработать авторитет и просто заработать. И, что важно, никакой ответственности.

    Честно, я Вам даже завидую, можно экспериментировать, если здоровье позволяет. Но всегда есть риск с водой выплеснуть и ребенка.
    Ведь кроме диабета и ожирения существует тьма-тьмущая желудочных, сердечных и других заболеваний. Как на них повлияет такое изменение режима питания? Возможно спровоцирует возникновение новых или поспособствует обострению существующих хронических болезней? Что думает по этому поводу медицинское сообщество?

    • Татьяна Пучкова,
      Сбалансированное, правильное питание идёт особняком, и чтобы кто-то с этим поспорил даже не представлю. Отказ от зависимости, контроль пищевого поведения, как мне кажется, должен иметь место.

      • Артем Плотников, что Вы называете зависимостью? Завтрак, обед и ужин?

        • Татьяна Пучкова,
          Зависимостью считаю бесконтрольное (в плане времени суток, частоты приёма, качества) поглощение пищи. Невозможность даже представить себя голодным в течение половины дня, чем не зависимость?)

          • Татьяна Пучкова Модератор 21 марта 2019 в 17:12 отредактирован 21 марта 2019 в 18:00 Сообщить модератору

            Артем Плотников, ну почему же бесконтрольное? У меня вполне осознанное. А если посмотреть на еду с Вашей точки зрения, тогда и Ваше вечернее одноразовое питание та же самая зависимость. Вы ни от чего не избавились и по-прежнему не можете представить себя голодным без ежедневного питания. А почему собсно раз в день? А не раз в неделю, или в месяц?

            • Татьяна Пучкова,
              К сожалению, после суток метаболизм совсем замедляется , и тут тебе ни бодрости ни работоспособности. Организм запускает механизм выживания-экономии.
              Между нами говоря, одноразовый приём пищи помогает контролировать рацион. Желудок немного стягивается и быстрее приходит насыщение. Начинаю приём пищи с наиболее необходимого (белки, жиры), а на вкусняшки много места не остаётся, и желудок набит как-будто съел быка. И неимоверно приятный бонус на утро. Сколько бы в вечерний приём не было съедено, это при хорошем сне (да, сон улучшился), утром живот прилипает к позвоночнику. Имеется в виду приятная пустота и тонус пресса а не позывы позавтракать. Но это опять же личный опыт, пришёл к которому в виду личных обстоятельств. После чего начал изучать какие механизмы при таком образе питания активизируются.

              • Артем Плотников, можно только порадоваться за Ваш гормональный фон.
                А Вы не пробовали проконсультироваться, например, с гастроэнтерологом? Не приведет ли систематическое стягивание желудка к анорексии? Когда Вы уже не сможете самостоятельно контролировать размер порций. И какие процессы происходят в течении дня при одноразовом питании в пустом желудке? Ведь и слюна, и желудочный сок вырабатываются весь день, а не только вечером.

                • Татьяна Пучкова,
                  Выделение слюны и желудочного сока в тех объёмах о которых вы говорите, есть реакция на употребление пищевых продуктов. Скажем так. При том что ушло больше 15 кг и вес остановился, что важно. Стабилизировался и гуляет с отклонением не более чем на два килограмма, в плюс минус, уже довольно долгое время. Про самочувствие я говорил. Занимаюсь спортом и визуально вижу прогресс. Например становлюсь шире в плечах и уже в талии (при том что вес практически стоит). Одежда например в плечах становится теснее, это если более объективно чем ощущение. Считаю что происходит качественное перераспределение мышечной и жировой ткани. Также, учитывая вышесказанное, вижу незначительный рост мышечного объёма. Пускай и очень незначительного. А вот завидовать моему гормональному фону не советую). Очень склонен к полноте. В 11 лет весил 107 килограмм. Это был мой пик

  • Гастроэнтерологи никогда не советуют пропускать завтрак - вредно, это какие-то "революционные новости". Может, для каких-то гормональных теорий оно и нормально, а вот желудку - хреново.

    • Mike Mike, гастроэнтерологи вообще советуют есть через три-четыре часа и понемногу, большие перерывы в еде вредны. А уж о об одном разе в день питания - это фэнтази. Ладно бы не работать может и есть то не хотелось бы, а если физическая работа у человека

      • Лидия Богданова,
        Простите, а чем вредны перерывы в еде? И не связано ли навязывание подобных рекомендаций с ростом заболевания ожирения или диабета?

        "Число людей, страдающих диабетом, с 1980 года увеличилось почти в четыре раза." (ВОЗ)
        Самый расцвет диетологии как инструмента заработка. Кстати ВОЗ открыто признаёт причиной ожирения (и как следствие диабета) не гиподинамию, а именно пищевое поведение.

        Печально, диетология всё развивается, а ожирение и диабет ещё быстрее. А печально что мало кто это видит.

        • Артем Плотников, вы врач, диетолог или доброволец-одиночка, решивший отдать себя на опыты во благо человечества. Это может сейчас вам хорошо, а какие результаты будут через какое-то время...В вопросе диеты давно уже многое исследовано, а без врача голодовки даже опасны для здоровья, поскольку, как уже не один комментатор здесь сказал, что все мы разные и к каждому организму нужен отдельный подход, у каждого разные болячки и склонности к различны заболеваниям. А насчет перерывов то застойные явления вредны всегда и везде. Организм вместе со всеми его частями должен работать, а не простаивать, это я вам так на пальцах объясняю, без википедийных ваших знаний.

          • Лидия Богданова,
            На пальцах не умею, а вот википедия вам расскажет что как раз организм разгоняет обмен веществ на коротких голодовках
            Задействуется механизм поиска пищи, требующий очень много энергии и сообразительности. А процесс переваривания не есть движение. Ужас что твариться

            • Артем Плотников, "организм разгоняет обмен веществ на коротких голодовках" — то есть если у человека свой обмен веществ и так усиленный, если он ест часто и всё что захочет, но не полнеет, а ходит всю жизнь с недостатком веса, ни жира ни мышц, и сколько бы ни съел, через два часа снова голодный — ему голодания с разгоном обмена веществ противопоказаны, я правильно поняла? Это к вопросу о разнообразии человеческого вида.

              • Наталья Осокина,
                "организм разгоняет обмен веществ на коротких голодовках"
                Это ответ о не совсем верном суждении что есть работа а что простой.
                Вам отвечу вопросом на вопрос. Вы что хотите легкий "бодрый" голод или "сытую" лень. Выбирайте и делайте то что считаете нужным. Противопоказания это действительно к врачу.
                Независимо от того насколько быстрый у человека метаболизм, набор химических реакций тот же. Уж извините, люди с медью вместо железа переносящего кислород в нашей крови это к РЕН ТВ, а не ко мне.

                • Артем Плотников, не знаю, меня никакой голод не бодрит, а только угнетает. И ничего не понимаю в наборе химических реакций, гуманитарий я. Но мне действительно интересно - не уходите от прямого вопроса. Вы считаете, что тому, кто очень склонен к полноте, и тому, кто очень наоборот, подходит один и тот же режим питания?

                  • Наталья Осокина,
                    Не бодрит голод потому что организм привык к постоянному поступлению энергии извне, и не потому не использует внутренние резервы. Просто ждёт когда подкинут дров, что и есть "угнетает". Это и есть зависимость (в статье описано)

                    Полнота и худоба не имеет значения. Значение имеет только то что человеку необходимо на данный момент. Худому набрать вес или полному сбросить. Цель определяет стратегию а не конституция тела.
                    Конечно же при сбросе веса один режим, при наборе совершенно другой. Но я лично считаю, что умение организмом использовать внутренние резервы и не ждать пока хозяин добавит топлива, полезно всем. Опять же, если не стоит конкретная цель по изменению внешности (назовём это так).
                    Прошу прощение за резкий комментарий выше. Негативно отношусь к противопоставлению. Мы белые-они чёрные, мы христиане-они иудеи, мы толстые-они худые, мы мужчины-они женщины. И т.д. Базовые настройки у нас едины.

                    • Артем Плотников, а я все-таки не понимаю, а зачем худому или нормальному человеку использовать эту диету и какие источники внутреннего топлива они будут использовать, когда питание не будет поступать с едой, у них же нет лишнего веса и жирового слоя, за счет чего у него будет бодрость и ясность ума, а также силы для физических упражнений.

                      • Лидия Богданова,
                        Бодрость и ясность не в еде а в действии гормонов )))))))))))
                        Которые контролируются пищевым поведением)))))))
                        И речь вообще не идёт про какие-либо диеты, а про режим питания))))
                        И при чём тут жир?)))))))))
                        Аденозинтрифосфат, креатинфосфат, гликоген. Первые источники энергии
                        Тот же АТФ ресинтезируется нонстоп круглые сутки))))))))
                        На этих источниках энергии мы и существуем, а жир уходит в энергию самым последним). Вот на восстановление энергетических запасов жир может быть израсходован в большЕм количестве.
                        Моё мнение, что при нехватке быстрых источников энергии, происходит саркоплазматическая гипертрофия мышечной ткани (да, просто в мышечных клетках накапливается больше "быстрых" питательных веществ). Вот потому и происходит незначительное увеличение мышечного объёма.

                        • Артем Плотников, ну, это уже перебор для моего высшего технического образования А лезть за каждым словом в вику не хочется, наверное мне это не очень то надо. Ясность ума бодрость и активность для меня дает еда и еще она приносит мне удовольствие. Воздерживаться долго от пищи мне даже вредно по некоторым мед показаниям, вообщем куда ни плюнь все не для меня. Что-то мне с вами так кушать захотелось, пойду-ка поем чего-нибудь Все равно в вашей теории есть брешь, вам над ней еще работать и работать и уточнять для кого она полезна и применима. Спокойной вам ночи

          • Лидия Богданова,
            Если на то пошло. Расскажете об удачном или неудачном опыте лично у вас или ваших друзей, близких. Связанном с темой статьи. Было бы интересно почитать.
            Я просто отбиваюсь от критиков и отвоёвываю опубликованную статью, а вас что так сильно задевает? Вы очень категорично настроены и производите впечатление сильно заинтересованного лица.

            • Артем Плотников, "Вы очень категорично настроены и производите впечатление сильно заинтересованного лица" - неправильный вывод, от лишнего веса никогда не страдала, люблю физкультуру и спорт. У меня таких проблем не существует, а помимо всего всегда любила и люблю вкусно поесть, сейчас ем мало, но часто и всё, что захочу, размер 44-46. Рада что вам этот метод помог, но экспериментируйте лучше на себе и не призывайте других, а то идиотов у нас полно, схватятся как утопающие за соломинку, а потом к вам претензии еще предъявят-O

              • Лидия Богданова,
                Спасибо за заботу, но призыва нет и нет расписанного диетического рациона. Диету, по закону может составлять только врач. Рекомендация смены режима питания не попадает под обязательную сертификацию и не предполагает наличие медицинского диплома))
                Искренне рад за ваше здоровье. восторгаюсь людьми ведущими активный образ жизни. Их всё меньше
                Есть много успешных видео блогеров, пришедших и приходящих к такому режиму питания. Поверьте. Не рискнул бы писать не увидев такой же результат у десятков человек)

          • Лидия Богданова,
            Вы абсолютно правы. Диетологи всё правильно вам говорят и я рекомендую к ним прислушаться. Выше есть мой комментарий о том что статья не призывает к действию.
            "а без врача голодовки даже опасны для здоровья"
            Отказ от одного приёма пищи вы считаете голодовкой?? Где то видел доклад ВОЗ о приравнивании сладенького к наркомании

  • Чего только народ не придумает, а потом еще и доказывает свою правоту. Ну, против плотного завтрака я пожалуй проголосую, но только потому что мне у утра в рот ничего не лезет кроме чашечки кофе и бутерброда с сыром (колбасу почти не ем), а не потому что...и далее по тексту с кучей разных терминов неизвестного назначения нужности. Можно как говорит Наталья и неделю не есть, не умрешь, а вот что из этого будет - неизвестно, ведь голодовка не всем полезна и только под контролем врача. Вообщем бред да и только, извините конечно. Надо слушать свой организм, что он хочет и есть тоже тогда, когда хочется и что хочется

  • Из Вашего текста, подкрепленного картинками, следует, что под завтраком Вы подразумеваете запихивание в организм всякой ерунды, называя ее пищей. Такой завтрак в любых количествах просто опасен для здоровья.
    Должен Вас огорчить: нормальные люди под пищей, особенно на завтрак, понимают иной набор продуктов. Отсюда: Ваше жонглирование специфическими терминами крайне неубедительно.

    • Валерий Сатокин,
      Сразу не посмотрел ваш профиль, а зря . За 9 лет с момента регистрации вами написано 35 статей и 2303 комментария . Снимаю шляпу, вы бог маркетинга)

      • Артем Плотников, вообще-то здесь принято обсуждать статьи, в данном случае Вашу, а не личные качества комментаторов и авторов.

        • Валерий Сатокин,
          Просто необоснованно судить статью и хаить работу редакторов, и всё это даже не прочитав... Очень некрасиво.

          • Артем Плотников, если мнение комментатора отличается от Вашего видения ситуации, то это вовсе не означает, что оно не обоснованно. Далее, Вы судите, опираясь исключительно на Ваше мироощущение. С чего Вы взяли, что я не читал Вашу напичканную специальными терминами статью и, как выясняется (с Ваших слов о вкусняшках), приправленную не относящимися к делу картинками? Каждый имеет право на собственное понимание вопроса и толкование предложенного материала. Чем пытаться укусить пятку комментатора, предложили бы дополнительные доказательства своих выводов в статье.

    • Валерий Сатокин,
      "Отчего завтрак вредным становится? Чуть-чуть советов раннего едока" это статья о вредных на ВАШ взгляд продуктах, и ничего о полезных. Иллюстрации к моей статье это вкусняшки, а суть МОЕЙ статьи в отказе от завтрака. Не понимаю, либо вы не прочитали мою статью, либо это была обычная реклама

      • Артем Плотников, вообще-то это был ответ Наталье Осокиной. Мой комментарий к Вашей статье выше.

        • Валерий Сатокин,
          Пожалуйста давайте прекратим. Статья об ОТКАЗЕ от завтрака в принципе. Не могу просить, но прочитайте пожалуйста.

          • Артем Плотников, ну какой отказ от завтрака? Если я с утра не поем (желательно "завтрак грузчика"), мне становится физически плохо и я не могу функционировать в принципе. А кто-то наоборот. Как можно предлагать одинаковую концепцию по-разному устроенным людям?

            • Наталья Осокина,
              Дело не в особенности строения организма а в привычке. Человеческий вид не настолько уж и разнообразен. Прекрасно вас понимаю насчёт завтрака (было дело), но вот сейчас вообще только ужинаю. Работоспособность отличная хоть и шёл к этому не один месяц.

              "Если я с утра не поем (желательно "завтрак грузчика"), мне становится физически плохо и я не могу функционировать в принципе"

              Вы же прекрасно понимаете что при желании не только функционировать, а даже очень функционировать (не умирают люди от голода пропустив приём пищи). Всё "в голове".

              • Артем Плотников, я считаю разумным более внимательно прислушиваться к требованиям своего организма, чем к каждому очередному научному открытию, которые имеют свойство противоречить друг другу и сами себе с течением времени. Тратить "не один месяц" ломая себя, лишая себя всякой работоспособности и нормального самочувствия — только потому, что кто-то в очередной раз озвучил очередную версию "правильного питания"? Да никакого здоровья на это не хватит)
                И почему вы решили, что если некий режим подходит вам, то он должен подходить всему человечеству? Даже врачи всем подряд одинаковое лечение не назначают, потому что человеческий вид всё же достаточно разнообразен для разных реакций на одно воздействие.

                Функционировать при необходимости, конечно, можно. В виде исключения. А можно и без еды продержаться много дней при желании выжить. Только из этого не следует, что надо сделать себе правилом питание раз в неделю на регулярной основе.

  • Вот!!! Теперь буду знать, чем аргументировать свой отказ от завтрака. А то муж ругается ))))))))