• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Какие бои происходили в небе Сталинграда?

Сталинградская битва — первая масштабная битва Великой Отечественной войны, в которой советская авиация не допустила тотального господства Люфтваффе в воздухе, что в итоге и явилось одним из факторов победы. Вспомним то время и наших героев.

Немецкий пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ю-87 в полете над Сталинградом Фото: warallbum.ru

Началось все 23 августа 1942 года, когда самолеты 4-го воздушного флота Люфтваффе уничтожили большую часть города колоссальной бомбежкой. Вначале были сброшены фугаски, затем по развалинам прошлись зажигалками. За два дня было сделано около 2000 самолето-вылетов.

В результате было создано огненное торнадо, неугасимый вихрь, который сам себя подпитывал кислородом. Гигантский пожар закончился только тогда, когда выгорело все, до чего он смог дотянуться. В эпицентре были температуры, превышающие 1000 градусов, там плавились металлы и корежилось железо. Позднее подобное было сделано нашими западными союзниками в Гамбурге, Дрездене и Токио.

По разным подсчетам за эти два дня от бомбежки и последовавшего гигантского пожара погибли от 40.000 до 200.000 жителей города. Когда на улицах Сталинграда развернулась огромное сражение, то не только мужество бойцов пехоты и артиллеристов позволило удержаться и в конце концов победить.

Немецкие пикирующие бомбардировщики Ю-87 в полете над Сталинградом
Немецкие пикирующие бомбардировщики Ю-87 в полете над Сталинградом
Фото: Бено Вундсхаммер, сентябрь 1942 г. warallbum.ru

Если бы Люфтваффе действовало так же свободно, как во время европейских кампаний Вермахта или в Белоруссии в 1941 году, то у РККА не было бы ни единого шанса на победу. Волга была бы перекрыта авиацией, войска в Сталинграде были бы блокированы, малейшие попытки сопротивления подавлялись бы прежде всего авиационной штурмовкой — как это происходило во время блицкрига в Западной Европе и Польше.

Город защищала 8-я воздушная армия. Летчики советских ВВС смогли если и не захватить господство в воздухе, то хотя бы не дать захватить небо немцам. Начали бои за Сталинград наши летчики на И-15, И-16 и ЛаГГ-3, которым было трудно соревноваться по скорости и скороподъемности с Ме-109Ф. Но затем под Сталинград начали поступать сначала Як-1, а затем Як-7 и Ла-5, которые по скорости и маневренности были на уровне самолетов противника, а в чем-то их даже превосходили.

В боях над Сталинградом прославились Лев Шестаков, Владимир Лавриненков, Алексей Алелюхин, Михаил Баранов, Екатерина Буданова, Лидия Литвяк и многие другие летчики-герои той битвы. Кто-то из героев боев на Волге дожил до конца войны, став Героем и дважды Героем, а кто-то получил звание Героя посмертно или, как Катя Буданова и Лидия Литвяк, прозванная «Белой Лилией Сталинграда», погибли вскоре после этой битвы во время тяжелейших воздушных боев в небе над Миус-фронтом в 1943 году.

Летчики 586-го ИАП Л. Литвяк, Е. Буданова и М. Кузнецова у истребителя Як-1
Летчики 586-го ИАП Л. Литвяк, Е. Буданова и М. Кузнецова у истребителя Як-1
Фото: Борис Цейтлин, 17.09.1942 г. warallbum.ru

Тяжелее всего было на первом этапе битвы — как на земле, так и в воздухе. Тогда задача авиации была не дать Люфтваффе уничтожать наши суда на Волге. Обороняющимся были необходимы пополнения, боеприпасы и вооружения, нельзя было даже дать шанс немцам проштурмовать наших перевозчиков.

В ходе вылетов проводилось совершенствование тактики воздушных боев, методика защиты Илов и Пешек при подходе к цели и при отходе от нее. Отлично себя показали и новые истребители, хотя в ходе проверки боем выяснились некоторые слабые места новых самолетов.

Так Яки вначале поступали с ненадежной системой наддува бензобака выхлопными газами двигателя, механикам приходилось ее заглушать, а из-за этого самолеты легко загорались. Сообщение «Яки горят!» достигло высшего руководства и после этого система наддува была усовершенствована и стала надежной, защищая наши самолеты от пожара в воздухе при попадании зажигательных пуль в бензобак.

Именно тогда попробовали бомбить врага не большими группами Пе-2, а маленькими, но хорошо прикрытыми от противника группками — и при этом потери бомбардировщиков уменьшились в несколько раз. Также в несколько раз уменьшились потери Илов после того, как истребители отработали методику их прикрытия в бою.

На втором этапе сражения уже немцы вынуждены были защищаться, атакующей стороной стали советские летчики.

Подбитый и севший на вынужденную (у самолета выпущены шасси) немецкий истребитель Мессершмитт Bf.109 в центре Сталинграда. Мимо самолета проходят жители города. Лето 1943 г.
Подбитый и севший на вынужденную (у самолета выпущены шасси) немецкий истребитель Мессершмитт Bf.109 в центре Сталинграда. Мимо самолета проходят жители города. Лето 1943 г.
Фото: warallbum.ru

Геринг обещал Гитлеру создать воздушный мост, который обеспечит снабжение окруженной армии Паулюса всем необходимым. Для осуществления этого на юг были стянуты огромные силы транспортной авиации. Но советские летчики и зенитчики сумели сорвать планы гитлеровцев, организовав настоящую охоту на немецкие транспортные самолеты. При этом враг потерял около 5 полных эскадр, до 500 самолетов — свыше 266 Ju-52, 165 Не-111, 42 Ju-86, а кроме этого еще самолеты FW-200, Не-177 и Ju-290. Союзники Германии потеряли под Сталинградом 180 самолетов.

Всего за время битвы немцы потеряли около 3000 самолетов, а потери ВВС РККА составили 1950 самолетов.

Пусть это была далеко не полная победа над Люфтваффе, но враг не смог захватить небо и вынужден был действовать осторожно, с оглядкой — наши истребители часто и больно жалили противника, а бомбардировщики наносили бомбовые удары по его тылам и штурмовали его позиции, колонны и штабы.

До разгрома врага было еще очень далеко, впервые захватить небо нашим удалось только во время битвы над Кубанью — в том же 1943 году, а инициатива в воздухе перешла к советским ВВС только в 1944—1945 годах. Но началось все это осенью и зимой 1942−43 гг. под Сталинградом.

Статья опубликована в выпуске 16.12.2021

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: