• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Как создавали дальние бомбардировщики в СССР?

В начале 1930-х годов в Советском Союзе особое внимание стали уделять развитию военной авиации. Страна была большая, не всем нравилось её существование, вот и требовались для огромных просторов СССР очень разные и современные самолёты. В том числе и дальние бомбардировщики.

Советский бомбардировщик ТБ-3 высотной модификации Фото: warallbum.ru

К описываемому моменту в Советском Союзе, конечно же, были бомбардировщики, и довольно перспективные. Одним из них был туполевский ТБ-3. Эта достаточно интересная машина вполне отвечала правительственному заданию.

Изготовлена она была из самого современного гофрированного алюминия, что существенно повышало прочность конструкции в целом. Но эта прочность, как говорится, вышла боком при внимательном рассмотрении. Дело в том, что гофрированный материал оказывал существенное сопротивление ветру. В результате снижалась скорость полёта самолёта и его дальность. Надо было с этим что-то делать.

Но конструкторское бюро Туполева в стране было не единственным. И вот за проектирование дальнего бомбардировщика берётся группа конструкторов Военно-воздушной академии имени Жуковского. Возглавляет эту группу талантливый инженер Болховитинов.

Болховитиновские специалисты работали довольно интенсивно. В результате появился самолёт ДБ-А (дальний бомбардировщик Академии), который в 1935 году уже поднялся в небо для всесторонних испытаний.

В общем, описываемый военный самолёт нёс в себе много интересных решений в области самолетостроения. У него была гладкая обшивка, полностью металлические воздушные винты, частично убирающиеся передние колёса и полностью убирающиеся задние, огромный люк для бомбометания и многое другое…

ДБ-А бортовой № Н-209 экипажа С. Леваневского
ДБ-А бортовой № Н-209 экипажа С. Леваневского
Фото: авиару.рф

Машина ДБ-А показала скорость в 330 километров в час, грузоподъёмность у неё была запланирована на уровне 5 тонн, а потолок доходил до 7 километров.

Но не всё было таким радужным. Дело в том, что в самолёте ДБ-А хоть и было много интересных технических решений, но по факту получилось так, что авиаконструкторы соединяли в одной модели наработки 1920-х годов (простота, быстрота изготовления) и идеи 1930-х годов (скорость, дальность полёта, маневренность).

Поэтому самолёт ДБ-А срочно стали улучшать, в результате чего появился ДБ-2А. Он имел грузоподъёмность 28 тонн, и в нём было переработано рулевое управление.

Вскоре правительство приняло решение организовать беспосадочный перелёт из СССР в США. Для этого решили взять всё-таки ДБ-А, но установить на него новые двигатели, а также доработать машину в соответствии со сложными погодными условиями Арктики.

Перед этим полётом ДБ-А (с новыми двигателями) совершил перелёт по маршруту Щёлково-Баку-Щёлково. Он прошёл вполне благополучно.

В общем, в 1937 году всё было готово к беспосадочному перелёту в Америку. Экипаж состоял из шести человек, которыми командовал известный пилот Леваневский.

ДБ-А основательно подготовили к выполнению задачи. В частности, в нём было установлено хорошее радионавигационное оборудование, а также смонтирована антиобледенительная система.

ДБ-А бортовой № Н-209 экипажа С. Леваневского
ДБ-А бортовой № Н-209 экипажа С. Леваневского
Фото: авиару.рф

Известно, что первые сутки описываемого полёта прошли нормально. Это подтверждала и принятая накануне радиограмма. Однако на следующий день пришло сообщение, что в самолёте из-за порчи маслопровода вышел из строя крайний правый двигатель.

Собственно, ДБ-А был спроектирован так, что мог продолжать лететь и без одного двигателя. Пилоты так и поступили, выслали соответствующие донесения, а вот затем связь с ними оборвалась…

Тут же начались поисковые мероприятия. В них принимали участие 7 иностранных и 24 советских самолёта, которые не нашли самолёт Леваневского. Поиски продолжались 9 месяцев (до мая 1938 года), но обнаружить ДБ-А так и не удалось.

После трагедии с экипажем Леваневского началась новая доработка ДБ-2А. На нём были установлены модернизированные двигатели, полностью убирающееся шасси, новая центральная башня стрелка и много чего другого. В результате экипаж самолёта вырос до 11 человек! Впрочем, и грузоподъёмность у него получилась выше, чем была до этого.

Для проверки всех нововведений ДБ-2А совершил перелёт из Казани в Хабаровск, причём не впустую — на нём перевезли корреспонденцию и ценные грузы.

Пе-8 (ТБ-7, АНТ-42)
Пе-8 (ТБ-7, АНТ-42)
Фото: ru.wikipedia.org

Однако многие конструкторские решения, заложенные даже в уже модернизированный ДБ-2А, быстро устарели. Причём настолько быстро, что основными тяжёлыми бомбардировщиками Великой Отечественной Войны стали туполевские самолёты ТБ-7 и Ту-2…

Статья опубликована в выпуске 21.07.2021

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: