• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Королёва Мастер

Как Россия помогла Америке в войне между Севером и Югом?

Статья рассказывает об истории США во время гражданской войны между Севером и Югом в 1861−1865 годах, когда русские корабли помогли американскому правительству в непростой ситуации.

Капитаны экспедиции. Слева направо: П. А. Зеленой (клипер «Алмаз»), И. И. Бутаков (фрегат «Ослябя»), М. Я. Федоровский (фрегат «Александр Невский»), адмирал С. С. Лесовский (командир эскадры), Н. В. Копытов (фрегат «Пересвет»), О. К. Кремер, (корвет Литография неизвестного автора
по фотографии “Admiral Lessofsky and his Captains”,
сделанной Mathew Brady
в его салоне в Нью-Йорке в 1863 г., общественное достояние

Во время гражданской войны в США между северными и южными штатами у власти находился президент Авраам Линкольн. Как ни странно это звучит, но Англия и Франция выступили за южан и против официального правительства. Они открыто стали накачивать бунтарей оружием, благо пресечь морские поставки было некому.

Так случилось, что практически весь американский морской флот остался у южан. Именно тогда Линкольн и обратился к Александру II, который не отказал в помощи. У него были свои виды: так русский царь хотел отомстить Англии.

Дело в том, что в это время произошло восстание в Польше, которая тогда входила в состав Российской империи. Английское правительство и там поддерживало бунтарей. Именно поэтому помощь американцам была своеобразной отместкой за вмешательство во внутренние дела России.

Оставался вопрос: кто же из русских моряков сможет возглавить эту экспедицию? Выбор Александра пал на Степана Степановича Лесовского и Андрея Александровича Попова.

Русская эскадра на рейде Сан-Франциско
Русская эскадра на рейде Сан-Франциско
Фото: Из альбома «Вспоминая Российский императорский флот», общественное достояние

План перехода русского флота был тщательно разработан. О пункте назначения не знали даже командиры кораблей, секретные пакеты были вскрыты уже в море. Главной задачей было — скрытно, не заходя в иностранные порты, дойти до берегов Америки. По прибытии на место русские суда должны были крейсировать на торговых путях, перехватывая контрабанду оружия, а также охранять американские порты и незамедлительно вступать в бой, если корабли конфедератов рискнут в них войти.

В экспедиции участвовало более 10 кораблей. Эскадра Лесовского вела крейсерство в Атлантике, а эскадра Попова прибыла к Тихоокеанскому побережью и вошла в порт Сан-Франциско.

Осенью 1863 года корабли прибыли на место. По воспоминаниям современников, русских моряков жители встречали как героев. Офицеров принимали на светских раутах. Были они и на приемах у высокопоставленных лиц. Сообщая о торжествах по случаю встречи русской экспедиции в прессе писали:

Президент Линкольн … искренне хотел бы, чтобы прием в столице мог бы отразить сердечность и дружелюбие, которое наша страна испытывает в отношении России.

За время нахождения экспедиции русские корабли побывали с визитами во многих американских портах (Куба, Гавайи, Гондурас, Ямайка, Бермудские острова).

А эскадра А. Попова даже приняла участие в тушении пожара. Когда в порту Сан-Франциско начался сильный пожар, командующий незамедлительно отправил на берег пожарную команду.

Русская эскадра на рейде Нью-Йорка
Русская эскадра на рейде Нью-Йорка
Фото: Корвет Витязь, фрегат Александр Невский, фрегат Пересвет, корвет Варяг и фрегат Ослябя в Нью-Йорке. Иллюстрация из Harpers Weekly за 17 октября 1863 г., общественное достояние

Этот подвиг не был забыт и спустя годы: в 1994 году в Сан-Франциско были установлены новые памятники на могилах русских моряков, погибших во время тушения пожара.

В итоге русская эскадра внесла большой вклад в нормализацию политической ситуации в США. Благодаря патрулированию российской эскадры корабли южан были заперты в порту, а Англия и Франция прекратили поставки оружия бунтовщикам.

Статья опубликована в выпуске 22.04.2022
Обновлено 26.03.2023

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: