• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Королёва Мастер

Экспедиция адмирала Е. В. Путятина. Что помогло русским морякам наладить отношения с Японией?

Вплоть до середины XIX века Япония оставалась закрытой для иностранцев страной. Ее правительство ревностно, под страхом казни, сохраняло традиции и вероисповедание от инородных веяний. Все чужеземцы, так и или иначе попадавшие в японский плен, были казнены. Первыми иностранцами, которым удалось вернуться на родину из заточения, были русские моряки под командой адмирала Василия Михайловича Головнина.

А. Боголюбов, фрегат «Паллада» Фото: общественное достояние

Их приключениям в Японии посвящена моя статья «Чем примечательны путешествия адмирала Головнина? В плену у самураев».

Только в 1855 году адмиралу Е. В. Путятину удалось подписать с правительством Японии первый мирный договор. Но что этому предшествовало? Давайте разбираться.

Шла Крымская война. Россия воевала сразу с Францией и Англией на двух рубежах — в Крыму и на Камчатке. Еще за год до этих событий посол России адмирал Евфимий Васильевич Путятин прибыл в Нагасаки для установления дипломатических отношений. Но этот визит успехом не увенчался.

С началом войны вопрос встал еще острее, ведь Россию могла опередить Англия. Наладив отношения со Страной восходящего солнца, она получила бы прекрасные условия для своих военно-морских баз, что могло способствовать более интенсивным атакам английского флота на Камчатку и Дальний Восток в целом. Именно поэтому во второй раз Путятин решил действовать более решительно.

Е. В. Путятин
Е. В. Путятин
Фото: общественное достояние

Но, как и раньше, японские власти тянули время и не говорили ничего вразумительного. Однако, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Переговоры проходили тогда не в Нагасаки, а в городке Симода, куда адмирал Путятин прибыл на фрегате «Диана», которым командовал капитан С. С. Лесовский.

Однажды день не задался уже с утра. Ни с того, ни с сего фрегат дважды обо что-то ударился, причем второй удар был настолько сильным, что орудие сорвало с креплений и опрокинуло на матроса, который пытался его удержать. Тогда всех очень опечалила эта трагедия, но никто даже не подозревал, что это только первый звоночек той страшной катастрофы, которая разыграется с минуты на минуту.

Вдруг начали натягиваться якорные цепи, и медленно, но упорно огромный фрегат потащило с места в сторону открытого моря. Адмирал велел спустить третий якорь, но все они только чертили по дну, совсем не цепляясь за грунт. Вдруг моряки начали кричать, что вода уходит, бухта мелеет на глазах. Опять же никто тогда не придал этому значения, хотя это был один из первых признаков надвигающегося цунами.

Крушение фрегата «Диана»
Крушение фрегата «Диана»
Фото: общественное достояние

Плавный дрейф судна вдруг перерос в полноценное движение — «Диана» упорно набирала скорость. Лишь тогда на борту увидели, что фрегат несет на скалу, выступающую из воды. Экипаж прилагал все усилия, чтобы увести корабль от скалы. Трудились офицеры наравне с матросами. В дело пустился даже священник, сбросив одеяние и оставшись в одном чистом белье, как перед боем. Но когда вышел из строя руль, морякам оставалось только молиться.

И чудо свершилось: фрегат остановился практически у камней, едва не налетев на них. Все выдохнули, но еще рано было расслабляться. С огромной скоростью вода стала прибывать. Ее поток образовал вокруг фрегата огромную воронку. «Диану» вдруг закружило с такой силой, что даже бывалым морякам становилось плохо. Люди были просто дезориентированы в пространстве, ничего не соображая, многие падали на палубу.

Всего огромный корабль за 30 минут совершил 40 полных оборотов вокруг своей оси. Когда эта пытка закончилась, корабль стал медленно, но упорно ложиться на бок. Чтобы удержаться на горизонтально расположенном борту, находчивые моряки распустили на нем леера. Ухватившись за них, они наблюдали ужасную картину. На берег обрушилась волна таких чудовищных размеров, каких русские моряки никогда еще не видели. В одночасье город Симода был смыт водой вместе с людьми и постройками. Как вспоминали очевидцы, это было страшное зрелище.

Наконец, фрегат встал на киль. Когда все закончилось, люди перекрестились. Оглядевшись, «диановцы» заметили, что по воде плывут японцы, которых смыло волной с берега. Они хватались за обломки досок. Не дожидаясь приказа, наши моряки стали их спасать, бросая веревки. Но вот что удивительно, бедолаги не хватались за них, а старались отплыть от корабля, показывая жестами, что их потом казнят. Вот до чего они были запуганы. Для них лучше было утонуть, чем вступить на борт корабля эбису, т. е. варваров (так японцы называли русских). Только троих удалось насильно спасти.

 Адмирал Путятин глазами японцев, 1853 г.
Адмирал Путятин глазами японцев, 1853 г.
Фото: общественное достояние

Вдруг один из матросов заметил, что что-то знакомое показалось из воды. Оказалось, что это был медный киль «Дианы». Началась борьба за живучесть судна. В дело пошли помповые насосы. Стали подводить пластырь. Но видно, судьба была у «Дианы» затонуть вдали от родных берегов при буксировке.

По воспоминаниям очевидцев, как часто бывает, беда еще более сплотила экипаж. Даже адмирал Путятин и капитан Лесовкий стали более миролюбиво относиться к нижним чинам. Видя бедственное положение русского корабля, японские чиновники все-таки сжалились над иноземцами. Простые рыбаки на джонках перевезли людей на берег.

Оказавшись на развалинах Симоды и опять же не дожидаясь приказа, русские матросы своими силами помогали местным жителям разбирать завалы и восстанавливать дома. Как и подобало русскому крестьянину, они более всего сетовали, что огороды смыло, а значит, людям придется голодать.

Поняв, что русские моряки настроены миролюбиво к населению, правительство Японии пошло на уступки. Потерпевших кораблекрушение поставили на довольствие и разрешили им остаться в стране, чтобы построить новый корабль для отправки обратно в Россию. Но с одной оговоркой: все затраты на продовольствие, строительные материалы и многое другое Россия обязана была возместить Японии после войны.

Портрет из галереи министров народного просвещения
Портрет из галереи министров народного просвещения
Фото: общественное достояние

Через несколько дней моряков пешим строем отправили в деревню Хэда, близ которой и решили закладывать корабль. Была у японцев и своя выгода — возможность изучить в подробностях способы постройки именно европейских судов, от стапелей и до спуска на воду.

Именно эти события и закончились подписанием долгожданного мирного договора между двумя государствами. Этот документ был действительно выстрадан.

Об экспедиции Путятина в Японию и многом там пережитом есть целый цикл книг Николая Павловича Задорнова: «Цунами», «Симода», «Хэда» и «Гонконг». Что интересно, автор книг — исследователь Японии и Дальнего Востока — отец сатирика Михаила Задорнова. В первой книге «Цунами» вводную статью написал именно Михаил Николаевич.

Вот и получается, что в истории человечества бывали случаи, когда одно событие давало повод установить дружеские дипломатические отношения между двумя государствами.

Статья опубликована в выпуске 12.10.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: