Место, где поиск ответа на вопрос об укрощения огня более бессмыслен, чем в этнографии — мифология. Предания доносят до нас картину, где дар богов получает уже состоявшееся человечество. На самом деле первые посиделки у костра устраивали архантропы — создания, вес мозга которых едва превосходил аналогичные показатели у шимпанзе и был вдвое меньше, чем у Homo sapiens.
Самые ранние свидетельства использования огняотносятся к среднему плейстоцену. Поиски на стоянках Homo erectus следов горения не всегда дают однозначные результаты. Местом, где обнаружены самые ранние доказательства поддерживаемого гоминидами кострища, является пещера Вандерверк в южной Африке. Помимо Черного континента, очаги архантропов найдены на территории современного Израиля. Датировка этих памятников — от 1 млн. лет и младше.
Есть сомнения в том, что предки человека самостоятельно высекали первую искру. Они могли приносить уголек от природного пожарища, но далее следовала целенаправленная деятельность по поддержанию огня и его контролю. Судя по дальнейшему широкому распространению комплексов, включающих следы горения, орудия труда и кости животных, однажды сделанное открытие один из видов Hominidae счел очень полезным. Но что именно вынудило его выработать достаточно сложные навыки?

Ответ на этот вопрос взялись искать специалисты из Тель-Авивского университета. Ученые пришли к выводу, что потребность в овладении огнем была связана с пищевым поведением гоминидов и увеличением доли мяса в их рационе. В своей работе, представленной в мае 2025 года во Frontiers in Nutrition, ученые рассмотрели все преимущества новой технологии обработки плоти животных, и доказательства, приведенные ими, интересны.
Вкусовые предпочтения в мире живой природы служат цели выживания организма и напрямую связаны с питательностью продукта. Мясо как калорийный продукт, содержащий важные для организма витамины и микроэлементы, а также обилие легкоусвояемого белка, присутствует в рационе всех всеядных. Наблюдения за нашими ближайшими родственниками доказали, что на одних бананах обезьяна не выживет. Шимпанзе обогащают свой рацион протеином, организовывая загонную охоту. Правда, поглощается добыча без какой-либо предварительной обработки.
Представлений об обеззараживании продуктов питания при помощи высоких температур у обитателей девственной природы, среди которых был и Homo erectus, не существует. Воздействие пламени не делает мышечные волокна травоядных мягче, а все приятные впечатления от поглощения шашлыка, испытываемые современным гурманом, во многом продиктованы культурными нормами и традициями.
Но и отвращения к зажаренной плоти дикие звери не испытывают. После стихийных пожаров всеядные, падальщики и даже хищники охотно подбирают обугленные тушки. Эректусам был знаком вкус жареного мяса, но доказательства преимуществ такого способа приготовления были сомнительны. Израильскими учеными была проведена оценка влияния термической обработки на усвояемость белка. Запеченное мясо всего на 8% превосходит сырой аналог. Учитывая потерю жира, вряд ли можно допустить, что наш предок готов был жертвовать калориями, чтобы слегка упростить работу своей пищеварительной системе.
Смысл термической обработки туш животных раскрывают остатки трапез архантропов. На стоянках с достоверными следами горения обязательно присутствуют кости представителей мегафауны. Дичь, которую можно съесть в один присест, не нуждается в дополнительных манипуляциях.
Крупное травоядное, согласно подсчетам ученых, может служить источником белка для группы из 25 Homo в течение нескольких месяцев при условии защиты мяса от гнилостных процессов. Копчение — один из способов консервации, хорошо знакомо людям современного типа, живущих охотой и собирательством. Homo erectus, обладая каменными орудиями, в отличие от шимпанзе, мог вскрыть толстую кожу слона или гиппопотама и разделать тушу вплоть до раскалывания костей.
В деле длительного хранения массивного куска плоти у огня есть еще одна немаловажная функция — он отпугивает падальщиков. Первые свидетельства разделки туш представителей мегафауны каменными инструментами обнаруживаются в слоях гораздо более древних, чем следы искусственно поддерживаемых костров. В борьбе за плоть слона или бегемота Homo erectus конкурировал в том числе с представителями фауны, использующими стратегию коллективных действий и обладающими гораздо более мощным вооружением, чем примат с камнем в руке.
К таковым относятся представители семейства Hyainidae. Отогнать этого любителя падали без риска получить травму в схватке с ним получается при помощи огня. Не исключено, что первый костер был сложен именно ради защиты добычи от гиен, а копчение стало дополнительным эффектом, получившим высокую оценку сообществом Homo.
Возможность получать от одной туши представителя мегафауны калорийную пищу на протяжении длительного времени спровоцировала активный поиск стратегий охоты. От поиска павших животных предки людей перешли к охоте. Отсутствие эффективного оружия и таких помощников, как прирученная собака, вынуждали активно использовать ловушки природные, а затем и рукотворные, искать крупных травоядных, доживающих последние часы. Увеличение доли мяса в рационе формировало морфологию современного человека.
Авторы публикации во Frontiers in Nutrition предостерегают от поиска прямых аналогий между семьями Homo erectus и племенами, ведущими быт, приближенный к условиям палеолита. За прошедшее тысячелетие овладевший огнем человек изменил окружающую среду. Мегафауна значительно сократилась, сбор топлива усложнился, а технологии и стратегии охоты сильно усовершенствовались.

Даже Homo sapiens и Homo neanderthalensis жили в условиях, отличных от мира укротителей огня. Ими было открыто множество новых полезных сфер применения пламени, в том числе и возможность вносить кардинальные изменения в ландшафт путем целенаправленного выжигания растительности. Огонь стал спутником человека в завоевании мира и оружием в борьбе с враждебными стихиями, а не пугающим даром природы, который следовало применять с большой осторожностью.





Не знаю, как на вершинах новозеландских хребтов, а у меня на даче, в Новгородской области, бетонные плиты пешеходной дорожки, залитые...