• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Работа, карьера, бизнес
Ольга Васильева Дебютант

Кто такой идеальный вожатый?

Кто хоть раз в жизни был в детском оздоровительном лагере (ребенком или вожатым) или отправлял туда на лето собственное чадо, тот знает, насколько важно, чтобы на отряде работал хороший вожатый. Наверное, в работе каждого, даже самого замечательного вожатого, можно найти какие-то ошибки, минусы, недочеты или недоработки. Нельзя объять необъятное: что-то обязательно выпадет из поля зрения. Вот и сетуют иногда дети, родители и администрация лагеря: «Где бы нам взять идеального вожатого, чтобы все умел, все мог и все делал?»

Давайте попробуем вместе разобраться, кто такой идеальный вожатый, что он должен уметь, какими качествами характера обладать, какие специальные знания иметь. Ведь он живет вместе с ребятами, обеспечивая их (в материальном и духовном плане) всем необходимым 24 часа в сутки, 21 день смены…

Перво-наперво, идеальный вожатый должен любить детей. Без этого в лагерь можно даже не соваться.

Идеальный вожатый должен быть молод. Мне приходилось иногда сталкиваться с родителями, которые крайне недоверчиво смотрели на молодых вожатых: дескать, они еще сами дети, как им можно доверять свое чадо да еще на столь долгий срок?! Конечно, бывает всякое. Но если вы купили путевку в хороший, проверенный лагерь — волноваться не стоит. В таких лагерях абы кто работать не будет — вожатых отбирают, обучают, готовят и инструктируют. А потом еще раз отбирают. Ведь, согласитесь, у молодой девушки или молодого парня гораздо больше энтузиазма, активности и энергии, чем у человека опытного, но постарше. А малышу, и даже подростку, неинтересно просто выполнять режим дня. Ему хочется играть, участвовать в лагерных концертах и конкурсах, постоянно быть чем-то занятым.

Идеальный вожатый должен разбираться в современной музыке, знать фильмы (новые и старые, но хорошие), компьютерные игры, быть в курсе мировых новостей и спортивных событий, чтобы поговорить с ребенком о том, что ему интересно, рассказать что-то новое и увлекательное. Но при этом, конечно, он должен оставаться педагогом, пропуская через внутренний фильтр всю информацию. Конечно, он должен уметь быстро находить ответ на любой заданный ребенком вопрос.

Идеальный вожатый должен хорошо знать психологию и быть наблюдательным, чтобы не допустить конфликты между детьми и помочь каждому малышу почувствовать себя членом отряда. Он должен уметь поставить себя так, чтобы с любым вопросом и любой проблемой дети шли именно к нему за помощью и поддержкой.

Идеальный вожатый должен быть требовательным (это говорят сами дети!), но обязательно справедливым. Когда дети четко знают, что он них хотят и что будет за нарушение правил, им легче эти правила и требования выполнять. У вожатого должен быть достаточно громкий голос, который он никогда не должен повышать на детей.

И, конечно же, у него не должно быть вредных привычек. Потому что личный пример для детей значит очень много. Кроме того, идеальный вожатый любит сцену и умеет быть на сцене: петь, танцевать, участвовать в сценках или проводить игры с залом. Дети любят, когда их вожатый в центре внимания.

Ну и напоследок: идеальный вожатый в любой ситуации остается оптимистом.

Вообще, профессия вожатого предполагает, что ты одновременно и педагог, и психолог, и медик, и портной, и танцор, и певец, и артист, и спортсмен (причем всех видов спорта одновременно), и еще много кто… Так что если хотите стать идеальным вожатым — запоминайте все, что слышите, обучайтесь всему, чего еще не умеете, и постоянно придумывайте для детей что-нибудь новое!

Статья опубликована в выпуске 29.10.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • valery Kosh Читатель 31 октября 2009 в 15:52 отредактирован 23 мая 2018 в 10:11 Сообщить модератору

    Описана скорее должностная инструкция аниматора, вожатый же - это состояние души....

  • Алексей Илюхин Алексей Илюхин Читатель 10 мая 2009 в 01:29 отредактирован 23 мая 2018 в 06:02 Сообщить модератору
    Идеальный вожатый

    #, "Идеальный вожатый это - вожатый диаметром в 1 метр массой 1 кг в вакууме." (с) (не мое).
    Вожатый не должен любить детей. Для меня подобная фраза в резюме, скорее, показатель профнепригодности.

    Оценка статьи: 1

  • Сергей Полифёртов Читатель 1 марта 2009 в 03:02 отредактирован 22 мая 2018 в 18:26 Сообщить модератору

    > Перво-наперво, идеальный вожатый должен любить детей.
    С этим я согласен на 100 % =)
    В остальном согласен с Ольгой Лей, уж както отпугивают эти должен-должен с психологической стороны. Меня заинтересовал текст вот почему. Я сам учусь в гуманитарном университете, на учителя информатики. Информатика как предмет и наука мне нравиться, а вот с учителем - так получилось)) И как всем будующим учителям, нам предстоить оооочень скоро побывать вожатыми в лагерях, и это не по выбору, это обязалавка. Хотелось бы побольше узнать о предстаящей каторге =))) Нет детей то я люблю, но совершенно не предстовляю что там делать, и всякие предстоящие инструктажи чтото тоже восторга не вызывают. В общем лично для меня, то что я должен, так это побыстрее отматать этот срок и зделать это как можно веселее =)
    И хотелось бы узнать о подводных камнях которые меня ждут, но явно в не отпугивающем виде, а то ехать то придеться, а вот с каким настроением.... Лучше с хорошим, оптимистичным =)))

  • Анастасия Матюхина Читатель 9 февраля 2009 в 09:53 отредактирован 22 мая 2018 в 17:50 Сообщить модератору
    Вожатый-должность?

    Насколько я знаю, должности "вожатого", как и "Классный руководитель" не существует, есть лишь ставки и функциональные обязанности. Поэтому и должностных инструкций нет ни у вожатого, ни у классного руководителя. Есть лишь функционал. Поэтому вожатый действительно ничего не должен.

  • Прочитала и осатанела от бесконечных "должен"... агрессивно как-то получилось и очень по-советски, уж извините.
    По моему скромному мнению, вожатый не должен уметь-знать-делать , вожатому нужно уметь-знать-делать и т.д.
    Оценку, как вы заметили, не поставила. Балл портить не хочу.

    • Ольга, спасибо за замечание. Это возможно...
      Но позвольте мне не совсем согласиться... Если мы говорим о гипотетическом идеальном вожатом, то он как раз именно должен, иначе не будет соответствовать этому званию.
      А во вторых... я как-то привыкла по жизни к слову "должность" и документу "должностные обязанности", (там явно звучит "должен"), а "нужных" или "необходимых" обязанностей, я как-то не встречала... Это касаемо того, что делает вожатый именно как вожатый, а не как человек.

      Но Вас понимаю... Может, и агрессивно, но без знания-умения многих этих вещей я бы просто поостереглась называть человека вожатым. ИМХО. По опыту.

      Оценка статьи: 5

      • мы говорим о гипотетическом идеальном вожатом
        А зачем о гипотетическом говорить?..Люди-то реальные работают. Что толку идеал рисовать? Работать-то в реальности приходится. А реальность предполагает использовать свои сильные стороны (умение рассказывать-придумывать-танцевать-договариваться и т.д.), по возможности учась новому...А бесконечные должен-должен-должен напрочь отбивают охоту работать над собой...должник вечный у вас вожатый вышел. Простите, а кому он должен?..

        я как-то привыкла по жизни к слову "должность" и документу "должностные обязанности"
        очень жаль, что привыкли.Заметно:(там явно звучит "должен"), а "нужных" или "необходимых" обязанностей, я как-то не встречала... Если должностные обязанности для вас столь весомый аргумент - это профессиональная катастрофа, по моему скромному мнению.
        Это касаемо того, что делает вожатый именно как вожатый, а не как человек.
        Так вожатый не человек? увольте...
        Простите меня за резкость, однако 5-летний вожатский опыт молчать не позволяет, 8-летний учительский опыт бунтует, 3-летний тренерский орет благим матом...

        • Что ж, каждый имеет право на свое мнение. Спорить я с Вами или доказывать, что Вы неправы, не буду: воспитание не позволяет.
          Хотя, честно, грустно прочесть, что вожатый, учитель и тренер в одном флаконе "орет благим матом".
          ИМХО, дело не в количестве лет: честно признаюсь, у меня их меньше, но я тоже имею право на свое мнение, основанное на опыте. А не хотите об идеале - зачем открывали статью? в ней же ясно сказано: "идеальный вожатый".

          Оценка статьи: 5

          • Спорить я с Вами или доказывать, что Вы неправы, не буду: воспитание не позволяет.
            Воспитание спорить не позволяет? По-моему, ничего противоречащего воспитанию в споре нет. Вопрос в том, КАК спорить. На мой взгляд, ведем вполне цивилизованный обмен мнениями. Они у нас не совпадают, но это не катастрофа. Я не права?
            грустно прочесть, что вожатый, учитель и тренер в одном флаконе "орет благим матом"
            Что вас так огорчило?
            я тоже имею право на свое мнение
            а я на него покушаюсь?
            А не хотите об идеале - зачем открывали статью? в ней же ясно сказано: "идеальный вожатый"
            Об идеале можно и почитать, и свое мнение о прочитанном высказать, что, собственно, я и делаю. Это запрещено?
            Содержание вашей статьи по сути правильно, а вот против способа подачи этого содержания и взбунтовались все мои опыты... Бесконечные должен-должен-должен ставят человека в позицию вечно виноватого обвиняемого, .Нельзя, на мой взгляд, ничего из-под палки делать, нельзя работу с детьми строить по должностным инструкциям. А ваша статья, извините, похожа именно на "Функциональные обязанности вожатого"

  • Калерия Соколова Калерия Соколова Дебютант 29 октября 2008 в 12:07 отредактирован 30 октября 2008 в 11:57 Сообщить модератору

    Только где ж нам его взять?

    Оценка статьи: 5