Перейти к предыдущей части статьи
Как сказал бывший агент ФБР под прикрытием, Джозеф Доминик Пистоне (автор книги, по которой был поставлен фильм «Донни Браско»):
«Гангстеры — вовсе не такие уж и милые парни. Они даже близко не подходят под это определение. Это жестокие и зачастую примитивные люди».
Тони Сопрано может сколько угодно быть забавным, очаровательным и даже полным сочувствия. В то же время он убивает людей. Иногда собственными руками. Он зарабатывает этим на жизнь.
Наверное, самым показательным в этом плане можно считать пятый эпизод первого сезона под названием «Колледж», в котором Тони отправляется вместе с дочерью в путешествие по различным учебным заведениям штата Мэн. Там на заправке он случайно замечает некого Фабиана Петрулио, бывшего мафиози и предателя, укрываемого здесь по программе защиты свидетелей. Тони отвозит дочь на интервью, затем возвращается, выслеживает стукача и хладнокровно душит при помощи проволоки.
Исполнив акт мести, Тони снова возвращается к своему статусу «послушного папы», забирая Мэдоу и расспрашивая о том, как у нее прошло собеседование. Между прочим, Тони Сирико согласился сыграть роль Поли Гуатьери только на том условии, что его персонаж не станет по сюжету «крысой», осведомителем.
Дэвид Чейз отметил, что столь наглое отношение к главному герою, которого зрители успели за прошедшие эпизоды полюбить, не вызвало воодушевления у руководства канала НВО. Разве антигерой, который внешне похож на «нас», но при этом творит кошмарные вещи, может стать звездой прайм-тайма? Тем не менее сам создатель сериала прекрасно понимал, что зритель будет склонен воспринимать персонажа Джеймса Гандольфини излишне сентиментально, поэтому настаивал на том, чтобы разъяснить аудитории, какой Тони Сопрано на самом деле:
«Полагаю важно понимать… всем нравится семья Сопрано, мы любим Тони Сопрано, он такой замечательный парень, такой забавный. Они все такие милые и забавные. Полагаю, что необходимо помнить о том, как всё обстоит на самом деле. А в реальности всё по-другому. Не уверен, что настоящие гангстеры совершают столько же преступлений и убийств, сколько мы видим в фильмах про них, однако они не преминут перейти черту, чтобы запугать, унизить, уничтожить человека. Так что не стоит забывать, что шутки шутками, а мафия существует, и это отнюдь не ходячий анекдот».
Зрителя трудно обвинить в желании наблюдать за плохими поступками Тони. Особенно если это насилие оправдано сюжетно и морально. И дело не только в том, что в телесериале подобные моменты искусственно подчеркиваются и нагнетаются интригой сценария. Просто именно этого аудитория и ждет от криминального сериала. Тони Сопрано и его люди воплощают на экране те черты и характеристики, которые тщательно подавляются в реальности, но так привлекательно смотрятся на большом экране в виде развлекательного зрелища.
Сам Сопрано своему поведению находит безусловное оправдание, ведь он поступает согласно кодексу омерты. Эти традиции и ценности перешли к нему по наследству от отца. И, конечно же, не обошлось без «Крестного отца». Подражая Майклу Корлеоне, Тони чтит неписанные правила, хотя с годами они всё больше утрачивают свое привычное значение. Любому члену семьи Корлеоне, в худшем случае, грозило максимум до пяти лет лишения свободы, ибо кроме азартных игр, уклонения от налогов и трудно доказуемого рэкета им предъявить было нечего.
В подобных условиях хранить молчание в рамках омерты было относительно просто. Теперь же, с появлением в 1970 году федерального закона РИКО (RICO — The Racketeer Influenced and Corrupt Organization Act) федеральным агентам стало намного проще усаживать за решетку целые мафиозные семьи. И не на пару лет, а на десятилетия. Поэтому теперь парням из мафии иногда проще обменять свою причастность к кодексу молчания на значительное снижение сроков отсидки.
Главная проблема Тони состоит в том, что он, несмотря на свое желание соответствовать, вовсе не Майкл Корлеоне. Его отец, Джонни, не был крестным отцом. Фраза из романа Марио Пьюзо гласит:
«Дон Корлеоне был человеком, к которому все приходили со своими проблемами, и никто никогда не оставался разочарованным».
Времена изменились. Семья Корлеоне построила могущественный семейный бизнес, империю, управляемую мудрым и расчетливым правителем. По сравнению с ними клан Сопрано — это картофельная кожура. Помнится, еще Хайман Рот, ликуя, говорил: «Майкл, мы теперь больше чем U.S. Steel». Тони Сопрано и верные ему люди с трудом удерживают под контролем доверенный им бизнес. У Вито и Майкла Корлеоне рядом был вдумчивый советчик, консильери Том Хаген; правой рукой Сопрано является несерьезный Сильвио Данте, управляющий стрип-клубом «Бада Бинг» и известный своими дурацкими подражаниями Аль Пачино.
Корлеоне — это аристократы преступного мира, Сопрано — зрители с последних рядов, gavones — так итало-американцы характеризуют людей невоспитанных и вульгарных.
Трагедия об идеалистически настроенном юноше, ставшем впоследствии жестоким боссом и убийцей, постепенно превратилась в комедию о том, как упитанный и развратный житель пригорода пытается изо всех сил сохранить мир в семье и на работе.
Его мама — это не мама Корлеоне, любящая, неразговорчивая кормилица. Это желчная, грубая и сварливая женщина, которая присылает к своему родному сыну наемных убийц в отместку за то, что тот упек ее в дом престарелых.
Кармела — вовсе не Кей Адамс Корлеоне, которая имела лишь расплывчатые знания о бизнесе своего благоверного. Синьора Сопрано выросла в тех же местах, что и ее Тони, поэтому прекрасно знала, за кого выходит замуж. При случае, она сама не прочь продемонстрировать свое непосредственное отношение к мафии.
Плохо воспитанные отпрыски Сопрано хоть и любят своего отца, но редко выказывают ему должное уважение. Скорее они противостоят ему, ругаются за семейным столом и порой могут в лицо назвать «Мистером Большим Боссом мафии».
Но, несмотря на всю свою ностальгию по прежним временам и мафиозным традициям, Тони Сопрано сам живет лишь сегодняшним днем, мало заботясь о дне завтрашнем.
«Тони много говорит о будущем своей семьи, о своем месте в истории, но на поверку оказывается, что мечтает он о всякой ерунде, — говорит Дэвид Чейз. — Он хочет быть успешным, оставаться на плаву и выжать из своей семьи по максимуму. Сомневаюсь, что он всерьез задумывался о том, к чему это в итоге может привести. Он об этом не говорит и никогда в этом открыто не признается. Он живет по принципу — „После нас хоть потоп“».
«Клан Сопрано» нужно рассматривать прежде всего не как развлекательное шоу или хорошо выписанную телесагу, а как культурный феномен. Благодаря этому шоу канал НВО значительно расширил свою аудиторию за счет тысяч новых подписчиков. Книжная индустрия моментально наводнила рынок всевозможными публикациями и изданиями под названиями типа «Клан Сопрано: Кулинарные рецепты», «Дао Сопрано», «Психология Сопрано», «Посиделки с Сопрано» и даже «Сопрано и философия: Я убиваю, следовательно живу». Не говоря уже о том, что появилась отдельная линейка мужской одежды, автобусные туры по памятным местам в Джерси и компакт-диски с саундтреком к фильму.
У ленты появились свои фанаты, не менее ярые, чем у подростковых телесериалов типа «Баффи, Истребительница вампиров», а может, и более, учитывая, что они оставались верными героям «Клана Сопрано» на протяжении 8 лет (первый эпизод был показан в 1999, последний — 10 июня 2007). Несмотря на долгие перерывы между сезонами (между 4 и 5, как и между 5 и 6 сезонами, разрыв составил почти два года) и слабость отдельных серий, особенно ближе к концу телешоу.
Спасибо на добром слове, Леонид.