Захваты самолетов начались в самом начале 1930-х. В феврале 1931 года в Перу группа повстанцев прямо на аэродроме захватила американский самолет и его пилота Байрона Ричардса. Пилоту было приказано взлететь, долететь до столицы страны города Лима и разбросать над ним листовки в поддержку революции. Пилот отказался и был арестован. Но через несколько дней освобожден и отпущен восвояси. Революция в Перу к этому времени произошла и без его содействия.
Впрочем, возможно, первый захват самолета произошел аж на два года раньше, аж в 1929 году в Мексике. Правда, на этот счет не существует документальных подтверждений, есть только рассказ Джея Говарда Деселлеса, пилота мексиканской почтовой компании Transportes Aeras Transcontinentales.
Самолет, в котором он должен был перевезти почту в Гвадалахару, исчез, а потом снова объявился — и пилот, и самолет, и груз остались целыми. Желая объяснить ситуацию, пилот рассказал, что в самолет ворвались местные бандиты, некто Сатурниньо Седильо со своей бандой. Пилоту приказали взлететь и рулить в воздухе «туда-то», направление показали пальцем. «Там» он сел прямо на дорогу. При этом его и самолет бандиты освободили буквально через несколько часов. Бывает и так.
Вскоре в Южной Америке случился еще один угон самолета. На этот раз в Бразилии. Опять группа революционеров захватила 25 сентября 1932 года на одном из аэродромов страны самолет и заложника — и попыталась улететь из страны. Видимо, с революцией в тот раз не сложилось, а в тюрьму или к стенке — не хотелось. Увы, среди них не было пилота, потому самолет разбился, едва взлетев. Погибли и революционеры, и заложник.
Первый захват самолета с «коммерческими целями» произошел в Мексике в 1948 году. Группа граждан Мексики китайского происхождения (их еще называют хуацяо) попыталась захватить гидроплан авиакомпании «Cathay Pacific Airways». В данном рейсе перевозилось большое количество золота. Да и пассажиры были ценными, за них можно было потом выкуп запросить. Вскоре после взлета, уже на высоте, бандиты напали на пилотов, пытаясь заставить их изменить курс. Пилоты оказали сопротивление и были убиты.
Самолет начал падать. Руководитель шайки Чиу Ток был пилотом, но не успел перехватить управление. Самолет упал и разбился недалеко от берега. В катастрофе погибли почти все — экипаж, пассажиры и бандиты. Выжил только один человек, член шайки угонщиков Вон Юмань. Он отсидел три года в мексиканской тюрьме, после чего его выдали Китаю.
В дальнейшем об авиаугонах снято много фильмов, но в реальности связываться с этим западные бандиты не очень любят. И система безопасности крутая, и как-то убежать, разбогатев, шансов очень мало.
Впрочем, известен случай, когда авиатеррористу удалось захватить самолет, получить выкуп и скрыться от правосудия. Правда, специалисты, изучавшие этот случай, уверены на 99%, что скрыться неизвестному преступнику удалось на тот свет, будь он жив — нашли бы. Но 1% на то, что кому-то удалось совершить идеальное преступление и остаться безнаказанным, все же остается до сих пор.
Речь идет о Д. Б. Купере и его преступлении. Почему его так назвали? Дело в том, что некоторые сведения о розыске преступника из ФБР просочились в прессу, а ФБР, искавшая преступника, назвавшегося Дэном Купером, некоторое время проверяла реально существовавшего
Что же произошло? Некто, назвавшийся Дэном Купером, 24 ноября 1972 года захватил пассажирский самолет Боинг 727−51, следовавший из Портленда в Сиэтл. Террорист под угрозой уничтожения авиалайнера и пассажиров заставил власти заплатить ему выкуп в 200.000 долларов, после чего отпустил пассажиров, заставил пилотов взлететь, надел парашют, открыл выход из салона и выпрыгнул из самолета, унося с собой деньги.
В этот момент за самолетом следили 5 разных самолетов, в том числе и военных. Момент, когда произошла разгерметизация и открытие аварийного люка в хвосте, был замечен в кабине, но
Кто он — неизвестно до сих пор. ФБР имело 14 разных подозреваемых, но доказать причастность к преступлению хоть кого-то из них до сих пор не удалось.
Какие улики по этому делу удалось обнаружить?
- Найдены отпечатки пальцев, этого человека. Увы, соответствия найти не удалось.
- Остались некоторые вещи преступника, но на личность террориста они не указали.
- В 1980 году были найдены три пачки денег из ста, полученных
Д. Б. Купером в качестве выкупа — номера купюр во всех пачках выкупа были были переписаны, в том числе и порядок следования номеров купюр в пачках. - Все номера купюр были разосланы во все казино и торговые сети США — ни одна купюра до сих пор ни разу не всплыла (кроме тех трех пачек).
Какой эффект оказало это преступление на систему безопасности полетов в США? Меры по усилению безопасности полетов были усилены настолько, что если в 1972 году была зарегистрирована 31 попытка захвата пассажирских авиалайнеров, то уже в 1973 таких попыток было только две, причем пытались стать угонщиками психически больные люди. Увы, это мало помогло американцам 11.09.2001, но после этого события меры по обеспечению безопасности были еще больше усилены.
Про то, как дела с авиатерроризмом обстояли в СССР, расскажет другая статья.
Лидия Богданова, это что за новости? Это кто мне тут будет указывать - что выносить на обсуждение, а что не выносить? Еще раз - для тех, кто...