• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Анатолий Пастухов Грандмастер

Почему в пассажирских самолетах нет парашютов?

В ноябре 1971 года в США был угнан самолет «Боинг» с экипажем и пассажирами. Сидевший в хвосте пассажир Дэн Купер почти сразу после взлета передал стюардессе записку и потребовал сообщить содержание командиру. Суть записки была в том, что у Купера бомба и он ее взорвет, если не будут выполнены его требования.

Фото: Depositphotos

Воздушный пират потребовал четыре парашюта, 200 тысяч долларов и дозаправку самолета. В Сиэтле (куда летел самолет данного рейса) Купер отпустил всех пассажиров, получил парашюты и деньги, запер экипаж в кабине и потребовал после дозаправки взлететь. Примерно через полтора часа полета Купер выпрыгнул из «Боинга».

Агенты ФБР и полиция предположили, что прыжок был удачным, но преступник при плохой видимости попал в широкую и глубокую реку, был накрыт парашютом и утонул. Тело найти не удалось. Но затем случайно на берегу нашлась небольшая пачка долларов (шесть тысяч из двухсот тысяч) того же номинала и той же серии, что получил Купер.

Плакат ФБР о розыске Д. Б. Купера
Плакат ФБР о розыске Д. Б. Купера
Фото: ru.wikipedia.org

Этот случай угона породил во всем мире сложный для объяснения вопрос: почему в пассажирских самолетах нет парашютов? Речь в дискуссиях шла о спасении людей в случае ЧП на воздушном судне.

На первый взгляд, вопрос кажется логичным. Хотя бы по той причине, что на военном самолете летчик оснащен парашютом и при аварии или катастрофе имеет шанс спастись. Что не позволяет дать такой шанс и пассажирам гражданских самолетов? Ведь Купер прыгнул и вроде удачно, оказался бы живым, не попади в реку! Но с ним не все столь просто.

В ходе расследования угона ФБР предположило, что Купер хорошо был знаком с авиацией. Он потребовал от пилотов снизить «Боинг» до эшелона три тысячи метров, где разгерметизация салона уже не столь опасна. Далее приказал лететь со скоростью 185 км/час и выпрыгнул в заднюю дверь. Скорее всего, он раньше прыгал с парашютом и знал, как им пользоваться на такой высоте.

Из этого самолета выпрыгнул Купер
Из этого самолета выпрыгнул Купер
Фото: ru.wikipedia.org

Давайте представим себе пассажиров в самолете. Это люди разного возраста, с разным состоянием здоровья. Вполне может быть, что никто из них никогда не видел парашют и понятия не имеет, как им пользоваться. Но допустим, что к полету станут допускать только взрослых и здоровых пассажиров после обязательного обучения и наличия на их счету хотя бы одного прыжка с парашютом. Формально такое может быть. Ведь есть обучение на водительские автомобильные права.

Но где хранить парашюты в самолете? В секциях для ручной клади? А ее тогда куда? Опять же, каждому пассажиру потребуются два парашюта — основной и запасной. Быстро и грамотно их надеть в условиях начавшейся паники в салоне сложно, даже если о ЧП сказано будет заранее.

Однако допустим, что все сделано и можно прыгать. Для разгерметизации самолет должен снизиться и далее иметь скорость, минимальную для своего типа. Тогда можно выпрыгнуть в заднюю дверь и избежать потока воздуха, затягивающего в двигатели. О таком нюансе, как затяжной прыжок, вообще молчу — он не для слабонервных.

Статистика аварий и катастроф в авиации показывает, что чаще всего они происходят при взлете и посадке, когда все решают секунды. И какой смысл тогда оснащать пассажирские самолеты парашютами, если ими можно (да и то условно) быстро и грамотно воспользоваться только после специального обучения? Остается смириться с ситуацией или же не летать гражданскими самолетами.

Статья опубликована в выпуске 17.08.2019
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Проблема есть. И она очень актуальная. Согласен с тем, что можно строить пассажирские самолеты по типу капсул с системамb автоматического спасения. Впервые эта идея была «подана» в журнале «Юный техник» в разделе патентов лет сорок назад. Сделал это школьник. Но дальше дело не пошло. Авиастроителям просто сложно делать такие самолеты. Хотя есть опыт ступеней космических кораблей, доставляемых на землю после отработки. О настоящей причине отказа от «блочных» самолетов ничего не знаю. Нужной информации нигде нет или она засекречена. Могу лишь предположить, что при высокой горизонтальной скорости системы спасения малоэффективны – они не сработают оперативно. Хотя, безусловно, искать новые решения надо. Но авиапром вполне устраивает то, что количество гибнущих авиапассажиров намного ниже количества гибнущих в автокатастрофах. Очень удобная отмазка для того, чтобы проблему не решать.

  • Спасибо, Анатолий, интересно! Кстати, загадаю загадку - террорист захватил самолет с пассажирами и потребовал деньги и два парашюта. Вопрос - почему два?

    Оценка статьи: 5

  • Ильгиз Ибрагимов Читатель 17 августа 2019 в 08:23 отредактирован 17 августа 2019 в 09:38 Сообщить модератору

    Да, в пассажирских самолетах прыгать с обычными парашютами невозможно. У этого самолета на снимке минимальная скорость, чтобы не упасть в штопор, может и достаточна 185 км./ч. А при ней можно прыгать по бортовой стороне самолета. При такой скорости летают Ан-2. с которых спокойно прыгают спортсмены. И то все равно сносит назад. Но у современных лайнеров скорость наверняка выше и может засосать в двигатели как пылесосом. А в момент прыжка стресс жуткий, даже если никакого ЧП нет. Поэтому людям с повышенным давлением, сердечникам, пожилым и детям это опасно. У нас перед каждым прыжком проходила ВЛК.
    При приземлении можно запросто поломать ноги и при стандартной скорости приземления, если неправильно их держать. Поэтому раньше парашютистов обучали как правильно держать ноги 2-мя палочками.

    Но проблему спасения может быть и возможно решить. Как-то в интернете я видел рассказ какого-то не то ученого, не то изобретателя, который предлагал строить самолеты, как конструкторы - делать пассажирские салоны встроенными капсулами в корпус самолета с открывающейся крышей. Если корпус не деформирован, то установленные под салоном взрывные выталкиватели, как в катапультах на истребителях, выбрасывают салон с пассажирами вверх из корпуса. А потом открываются, установленные в верхней части салона, парашюты и приземляют салон. Надо только пассажирам не забыть пристегнуться. Есть опыт приземления техники с парашютами у ВДВ и космонавтов. Авиастроителям надо подумать об этом.