Непонятное многим и сложно выговариваемое слово «краудфандинг» имеет вполне простой и доступный смысл. По сути, это акция по сбору средств на какое-то дело. Проходит она, как правило, в Интернете. Каждый желающий помочь может внести свою лепту и вложить в проект ту сумму денег, которую он считает нужной. Почему этот вид финансирования набирает популярность и кто уже блеснул в этом — читайте далее.
Краудфандинг — это английское слово, состоящее из двух частей: «crowd» — «толпа», «funding» — «финансирование». Соответственно, смысл его в том, что люди добровольно вносят средства для финансирования какого-то проекта. Информацию о нем в Интернете размещает его автор (или тот, кто его реализует) с указанием целей проекта, сроков и полной необходимой суммы. Также на сайте имеются реквизиты для перечисления денег. Беккер (спонсор), направивший свои средства, может получить после реализации проекта вознаграждение, хотя часто краудфандинг работает на безвозмездных условиях.
Теперь немного истории и успешных примеров.
Краудфандинг зародился почти два десятка лет назад. Так, в 1997 году фанаты британской рок-группы Marillion провели кампанию по сбору денег в Интернете для того, чтобы организовать тур группы по территории США. Позже группа повторила такой опыт и записала на средства поклонников еще несколько альбомов.
Методом краудфандинга овладели и игроки киноиндустрии. В 2002 году предприниматель Эрик Бауман воспользовался им при запуске портала FilmVenture.com. В 2004 году французы Бенджамин Поммерауд и Гийом Колбок организовали кампанию по сбору средств, чтобы доснять фильм «Ожидание вчера». Требуемая сумма была у них в кармане уже через три недели. Эта акция одной из первых была проведена на специальном сайте, посвященном финансированию, она обещала участникам различные бонусы. Например, спонсоры могли получить в подарок раньше других DVD диск с фильмом, также им предлагалось участие в съемках. Масштабы вознаграждений зависели от суммы пожертвований.
Одним из успешных проектов, реализованных с помощью краудфандинга российскими деятелями, стал сбор средств на продолжение выпусков мультика «Масяня». Мультипликатор Олег Куваев в 2013 году объявил краудфандинговую интернет-кампанию на сайте Planeta.ru, пообещав подарки. Собрать нужно было 100 тысяч рублей. За минимальный взнос в 100 рублей участникам присылали ссылку на мульт. Тем, кто пожертвует 500 рублей, пообещали прислать портрет Масяни с автографом. Имена беккеров, отправивших 5 тысяч рублей, упоминали в титрах. За 20 тысяч рублей автор проекта обещал нарисовать портрет спонсора или его близкого человека. За 50 тысяч рублей в качестве подарка предлагалась уникальная акварель от художника.
Результаты этой кампании превзошли все ожидания. На сбор средств предполагался месяц, но уже через восемь часов была собрана необходимая сумма. Естественно, за месяц была собрана сумма, намного превышающая требуемую. Оставшиеся деньги Куваев направил на выпуск следующих серий «Масяни».
Стоит отметить, краудфандинг помогает в реализации не только культурных и социальных проектов. Он получил широкое распространение для сбора средств на политические цели. Например, Барак Обама в 2008 году на предварительных выборах получил через Интернет около 272 миллионов долларов с двух миллионов человек.
Для тех, кто решил воспользоваться краудфандингом, существует несколько специальных интернет-платформ, где можно разместить свое объявление и собрать через нее средства.
В США наиболее популярным и успешным является сервис Kickstarter. В России сервисов подобного масштаба нет, поскольку практика краудфандинга не настолько развита. Однако имеется несколько похожих платформ: Planeta.ru, Kroogi, Boomstarter.
Как же была решена проблема производства зерна в наше время и кто такой Патрушев-мл. ?