• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Олег Иванов Мастер

Как проходил день монаха в Средние века?

Вам интересно, как я живу? Чем мы с братьями, ангелами земными, в монастыре нашем занимаемся? Тайны тут особой нет, расскажу. Шестой год я тут, распорядок выучил наизусть.

Фото: Depositphotos

Сложнее всего понять вам, мирянам, наши монастырские часы. Вот написано тут в уставе о службе шестого часа. А шесть часов вечера или утра? Не угадаете ни за что. Служба шестого часа начинается за полчаса до полудня.

В средневековой Руси часы богослужений (канонические) не случайно называли «косыми», то есть неравными. В зависимости от времени года такой час может длиться от 30 до 90 минут! То есть зимой молимся полчаса, а летом полтора.

  • Часов богослужений, или канонических часов, в сутках всего четыре: первый (6−7 утра), третий (9 утра), шестой (около полудня) и девятый (три часа дня).

Ну ладно, вот мой распорядок дня по мирским часам, привычным вам.

Полпервого ночи. Старшие братья будят меня и гонят на всенощное бдение. По самым правильным правилам оно должно длиться всю ночь, но в такие крайности никто давно не впадает.

Кстати, нужно дать вам ещё одно пояснение. Вот у вас когда ночь начинается? Кто-то скажет — в 23 часа, кто — в час ночи, но средневековая ночь начиналась в 6 часов вечера. Это тоже нужно знать, чтобы правильно понимать распорядок дня монаха того времени.

Молимся до половины третьего и ложимся спать до 4 утра. Затем полчаса идёт утреня, и снова ложимся спать. Теперь уже просыпаемся с рассветом, в районе 5−6 часов утра.

Утреня — головная боль для аббата или настоятеля монастыря. Определить её час — крайне сложная задача. Видели в монастырях солнечные часы? Вот днем смотрим по ним, а ночью звезды помогают. Как-нибудь расскажу, как мы вычисляем это дело.

В половине седьмого начинается первый канонический час. Удивительно, но длится он обычно именно час, что у нас вообще редкость. До половины седьмого читаем устав монастыря или что-нибудь из Библии. Потом обсуждаются хозяйственные вопросы, а самое неприятное — надо признаваться в нарушениях устава монастыря, грехах. Если своих нарушений нет, надо обязательно настучать на кого-нибудь из братьев по монастырю.

В половине восьмого служим утреннюю мессу, а потом до 9 утра можно уединиться в келье для индивидуальных молитв. Главное, в это время не храпеть сильно, а то накажут.

В 9 утра обычно начинается так называемая служба третьего часа, а за ней следует главная месса. После чего идём на физические работы: стены поправить, дров наколоть и так далее.

Половина двенадцатого — начинается шестой монастырский час и, соответственно, служба шестого часа. В полдень идём обедать. После обеда можно целый час отдыхать. Только опять же желательно не храпеть.

Трапеза у нас зимой обычно один раз в день, летом два раза, и то если поста нет. Поэтому келарь (завхоз по-вашему) практически живёт в кладовой и спит там, чтобы у нас не было соблазна лишний раз стащить еду.

У вас два часа дня, а у нас служба девятого часа. Девятый час длится недолго, полчаса всего. Потом идём работать в сад, огородничать до 4 часов дня.

В полпятого служим вечерню, в половине шестого начинается ужин, но если идёт пост, то спать ложимся голодными. Отбой в монастыре совсем рано происходит по вашим современным меркам — около 7 вечера. Да только помните, что в полпервого ночи меня уже растолкают и погонят на всенощную. Так и живём.

Много ещё интересного мог бы рассказать, да времени нет. Скоро 9 утра, на службу третьего часа идти. Завтра придётся признаться, что вместо индивидуальной молитвы байки для вас сочинял. Наряд вне очереди дадут, ну да мне не привыкать.

Статья опубликована в выпуске 12.05.2020
Обновлено 19.11.2021

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Хотите, раскрою секрет аббата - каким образом он узнает точный час в ночное время и при пасмурной погоде? Помогают ему не звезды, которых не видно, а водяные часы, или фитиль в свече, или лампе.

    Оценка статьи: 5

    • Карл-Август Аванти, хотел отдельную статью про определение времени в монастырях. Там много всяких приспособлений было. Причем даже после появления механических часов долго использовали старые методы, не доверяли шестеренкам

    • Шестой год я тут...

      Да не надо никаких водяных часов или фитиля. У каждого из нас есть свои биологические часы и свой биологический компас. За компас говорить не буду, а часы за шесть лет так, при желании, можно настроить, что в любое время суток и при любой погоде время можно определять с точностью плюс-минус несколько минут.

      • Константин Кучер, чтобы настраивать часы для коллектива людей, необходим единый стандарт. Конечно, таковым может стать один конкретный человек с его биологическими часами, но его часы бодрствования и сна будут разниться с показателями его коллеги из соседнего монастыря. Так как религия и монастырская жизнь предполагает унификацию, а часы, которые бы не зависели от погоды, но показывали бы более-менее точное время были известны с Античности, церковь охотно использовала достижения цивилизации.

        Оценка статьи: 5

        • Карл-Август... Да я ж рази против цивилизации?! Ей бо, нет. Ни в коем разии. Только за. Просто, вводная была: встали, а темно и тучи на небе. И вспомнили за водяные часы и фитиль. Ну, а я к ним - свои пять копеек. А если блага цивилизации... Конечно, тут и без фитилей, и без биологических часов можно. Тем более, никто не запрещает.
          НО! При этом учитывайте: чем чаще вы пользуетесь благами, тем хуже идут ваши биологические часы. А могут и, вообще, встать. Очень уж они не любят, когда пользуются не ими, а благами. Обижаются, понимашь, ли...