• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Как когда-то квасили капусту в промышленных масштабах?

Студенческие байки

«…охотно ели всякую растительную гадость, инстинктивно заменяя ею недостаток овощной пищи».
Александр Куприн, «Юнкера», 1932

Уверен, большинство студентов советских времен знает, что такое «колхоз». Естественно, и я — не исключение.

Фото: по лицензии CC0 Pxhere.com

Сразу после посвящения в студенты наш факультет бросили на плантации черноплодной рябины в совхозе «Щеглово», Всеволожского района, Ленинградской области. Но на втором курсе мы, подчиняясь непререкаемому авторитету деканата и всего вышестоящего начальства, переместились уже в Парголово — на бескрайние морковные поля тамошнего совхоза, ставшие для нас родными и до боли знакомыми на каждый последующий сентябрь, вплоть до пятого курса.

А вот наших соседей по «четверке» (четвертому общежитию факультета механической технологии древесины) осенью, как правило, бросали рубить капусту куда-то за Охту. В целях оказания посильной помощи в её уборке НИИ постоянного тока. И это было точно так же естественно, как и правильно. Всё-таки кафедра электротехники была приписана именно к их факультету.

Мы же, как люди, относительно далекие от электричества, капусту не убирали. Но «на капусту» нас посылали. Только не в Парголово, а в Коломяги. И не на колхозные поля, а на городскую овощебазу.

Добирались мы до неё не на электричке, как в Парголово, а на городском автобусе какого-то номерного маршрута. Чем на овощебазе занимались девчонки, помню в общих чертах: им, без счету и не под роспись, выдавали большущие тупые ножи, и в их задачу входило перебрать капусту, хранившуюся в огромных, где-то мне по грудь, квадратных секциях, обтянутых сеткой-рабицей. Чтобы выполнить поставленную перед ними задачу, девчонкам нужно было достать из секции кочан и обрубить верхние, уже гнилые, покровные листья. Куда мои однокурсницы и одногруппницы девали уже чистые кочаны и как доставали подгнившие со дна этой секции — разгрызи меня гром, ничего сказать не могу.

А все потому, что на овощебазе была явно выраженная гендерная дискриминация. Пацанов сразу по прибытию на базу отделяли от девчонок, и мы шли в цех квашения капусты. Почему-то он в плане был без углов, круглый. Скорее всего, из-за того, что в нем стояло несколько здоровенных, примерно мне по плечи или даже чуть выше, цилиндрических ёмкостей из нержавейки.

Всем нам выдавали огромные, безразмерные резиновые сапоги, которые мы тут же обдавали из шланга холодной водой, по приставной деревянной лестнице-крылечку поднимались к верху чана и осторожно спрыгивали вниз. По цеху на колесиках «бегал» ленточный транспортер, который подвигали к верху то одной, то другой из этих круглых ёмкостей, где-то за стеной включался электромотор и по транспортеру начинала идти и сыпаться в чан-ёмкость… шинкованная капуста.

Штатные работницы через верх чана ведрами сыпали в него соль и морковь, а нашей задачей было… Просто тупо ходить по этой шинкованной капусте, моркови и соли. Просто ходить. Как хочешь. Хоть по кругу слева направо, хоть так же, по кругу, но уже — справа налево. Хоть от стенки к стенке через центр ёмкости. Просто ходить!

Работа, казалось бы, не бей лежачего, но… Под ногами не асфальт. И даже не земля. Ноги грузнут в этой капусте. Чпок-чпок — с усилием выдираешь из неё эти чертовы сапоги, время от времени помогая себе руками: как бы не оставить их в вязкой, плотной и мокрой массе. Чпок-чпок… В общем, через полчаса ту пару, что ходила в ёмкости по капусте, моркови и соли, меняла другая пара.

А у нас с Витей было полчаса законного перекура, которые он всегда расходовал без какой пользы для дела. Совершенно бездарно расходовал. И все потому, что Витя — не курил.

После овощебазы многие из наших девчонок напрочь отказывались покупать в овощном квашеную капусту. Как минимум месяц. А то и полтора. Напрочь! Нас же с Витей технология закваски капусты на овощебазе вполне устраивала. А что, мы же ополоснули сапоги, перед тем как!

Как когда-то квасили капусту в промышленных масштабах?
Фото: Markus Kammermann on Unsplash

Но капусту мы тоже не покупали. На неё обычно денег не хватало.

— Да и вообще, картошка уже сама по себе — сытно и вкусно. К чему ещё капуста?! Это уже самые настоящие изыски. Декаданс просто какой-то… Да, Вить?!

— Истину глаголешь, товарищ. И не простой декаданс, а махровый. Который оттого и махровый, что в общемировой оборот его ввел наш немецкий товарищ Мах, который кушал вареную в мундирах картошку именно с квашеной капустой. А её он, в свою очередь, выпрашивал у своих не товарищей Маркса и Энгельса. Им-то, уж поверь на слово, не до капусты было. Они «Капитал» ваяли. Вернее, ваял-то один Карл, а Фридрих ему снаряды в виде денежных купюр подносил…

— Э-эххх… Нам бы кто их поднес. Вить… А что там в деканате говорят? Повышенной стипендии не обещают?

— Обещают. Аж два раза. Только если со второго раза догонят, то… Ну, уж очень болюче. Меня после весенней сессии первого курса как-то догнали. До сих пор, если вспоминаю об этом на лекциях по экономике лесной промышленности, так обязательно просыпаюсь.

Вот так мы тогда и жили. От овощебазы до овощебазы. А в промежутке между ними… Прогрызали вот такенные (!) дыры в граните науки. Особенно, если эта наука каким-то боком касалась экономики лесной промышленности. А она, как ни странно, но обязательно касалась. То тем боком, то этим…

Хотя… Ну, чего в этом странного? Мы же все-таки в лесотехнической академии тогда учились.

Статья опубликована в выпуске 24.10.2025

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Я, сначала студентом (1977-1982), а потом инженером (с 1982 - и пока все не закончилось) поездил по "овощегноилищам", много раз был в нескольких в разных районах Ленинграда.
    Кстати - разок резал капусту для квашения, там такая машинка была ручная, несколько ножей - рамка на длинной ручке, вроде умноженного ножа для фотобумаги. Под него кочан клали, за ручку тянули и много ножей весь кочан разом в обрезки превращали. А вот собственно процессом квашения - нет, не занимался.
    Больше - мы всякое гнилье перебирали. От лука до картошки. Пару раз - и соленые огурцы и квашеную капусту... перебирали. Тоже не слишком приятное дело было. Их ведь "сортировали" вместе с фасовкой для магазинов.
    Но я тогда казенную квашеную капусту не ел, мы ее сами дома квасили, пару ведер нам хватало до весны.

    Оценка статьи: 4

    • Владимир Голубков Владимир Голубков Грандмастер 28 октября 2025 в 13:02 отредактирован 28 октября 2025 в 13:04 Сообщить модератору

      Да, Игорь, наше с Вами поколение пообщались с овощебазами довольно тесно.
      Мне тоже часто приходилось помогать двигать Продоаольственную программу и решать соответствующую проблему неоднократно. И в армии, и в студенчестве, и после него.
      Запомнилось хорошо, как а начале семидесятых к нам иногда в общагу МИФИ приезжал представительЦарицинской овощебазы и собирал очередную бригаду.
      По ночам мы разгружали вагоны с виноградом, мандаринами и прочим фруктоаым дефицитом. Работы производились довольно тайно и были явно "левыми , т к расплачивались с нами под утро наличными. Помню даже тариф- один рубль за одну тонну.
      По четыре пять рублей зарабатывали, что было неплохо по тем временам.
      А второе воспоминание, когда уже будучи инженером мы с другом подрядиоись на халтура. Надо было сделать новую электропррврдку в коридоре и туалете.
      Что там было в комнатах, мы не знаем, но в туалете для использованной бумаги стояла хрустальная ваза.
      А в коридоре вместо обоев на стене была натянута лайковая натуралтная кожа.
      Как потом выяснилось, хозяин был директором по-моему Бауманской овощебащы. Было это году в 83-м.
      Потом его, вроде бы, все же посадили.
      А сами овощебазы в то время...
      Да, больше вспоминается гниль.
      На пересортице и списании жулье тогда обычно и делало теневые капиталлы

      Оценка статьи: 5

  • "А все потому, что на овощебазе была явно выраженная гендерная дискриминация. Пацанов сразу по прибытию на базу отделяли от девчонок..." (по тексту).
    Это надо же!
    И кто такую глупость выдумал?
    Вот поэтому уже тогда перестали детей в капусте находить и начались проблемы с демографией...
    )))

    Оценка статьи: 5

    • Да, Володя, есть доля правды в твоих умозаключениях. Но! Только доля. Правда, в этом уже я виноват.
      Потому что за рамками рассказа остался один важный момент. Всё-таки это - рассказ, а не роман о жизни овощебаз Союза. Поэтому - только основное, чтобы не загружать небольшое по своему объему прозаическое произведение второстепенными сюжетными линиями.
      На тот момент ситуация с демографией в стране не была столь критична, как тебе могло показаться после прочтения. Наших же пацанов на квашение капусты бросили. А уборка-то ещё - полным ходом. А может, из тогда дружественного нам Азербайджана капуста приходила вагонами. Как совсем недавно, помнишь, сырые куриные яйца - военно-транспортной авиацией обоих стран. Плюс, "Аэрофлот" к этому делу подключили. Ну, не суть.
      В общем, приходили на овощебазу грузовики. И привозили они, ясен пень, капусту. Естественно, не квашенную. В кочанах. Тех самых. В которых до сих пор находят. Правда, уже не так часто, как хотелось бы нашему правительству и иже с ними.
      Вот такие грузовики на овощебазу приходили. Их разгружать надо. А кому? Мы, в резиновых сапогах, по шинкованной капусте топчемся. Поэтому, вот в такие, крайне ответственные для всей страны моменты (Продовольственная программа, етит её, которую выполнять надо!!), на овощебазу, помимо нас, подгоняли... Курсантов! Цельными ротами. Чисто мужской коллектив. Они залазили в кузова этих машин, а наши девчонки (ур-р-рааа, курсанты приехали!!) выстраивались частыми цепочками от машин к складам. Ну, и... Сам понимаешь. Работа кипела!!
      Иногда даже свадьбы случались. Но, именно иногда. Курсанты, они же - народ военный. У них то военная тайна, то приказ вышестоящего командования, то... Ну, сам понимаешь. Не зря когда-то слагались ныне напрочь позабытые песни, о том, что "дан приказ ему на запад, ей (по распределению после выпуска) - совсем в другую сторону"...
      Но, как бы там ни было, именно курсантская составляющая нашего, тогда социалистического, общества, спасала страну от падения в самые бездны демографической катастрофы.