Кто-то сразу «надувается по пустякам», подолгу сидит в одиночестве и плачет. Другой злится и пытается швырнуть в обидчика камушком или горстью песка… А третий с полуулыбкой отходит в сторону и философски созерцает происходящее.
Детская обидчивость — это степень ранимости и персональной уязвимости ребёнка, зависящая от следующих факторов:
- Степени сензитивности ребёнка. Некоторые дети от природы чрезмерно эмоционально чувствительны и ранимы, поэтому часто пребывают в обиде.
- Принятия или непринятия родителями уникальности ребёнка. Многие чрезмерно «психологизированные» родители демонстрируют, что будут принимать ребёнка лишь в том случае, когда его поведение будет соответствовать общепринятым нормам, детально описанным в соответствующей литературе. Постоянное отвержение индивидуальности ребёнка (критика, упрёки, игнорирование) способствуют развитию у него неуверенности в себе и накоплению затаённых обид.
- Враждебности окружающего мира. Это касается интернатских условий с их неизживаемой веками несправедливостью и равнодушием, либо приёмной семьи, где за внешним благопристойным фасадом скрывается корысть и желание усыновителей получать материальные и социальные бенефиции.
- Гиперопеки как стиля воспитания, при котором родители создают ребёнку «тепличные» условия, не позволяя ему самостоятельно справляться с трудностями.
- При этом у него формируется боязнь сложных ситуаций и неспособность их преодолевать. Такой ребёнок будет расти с ожиданиями, что родные всё сделают за него, а при неожиданной встрече с трудностями искренне будет обижаться на весь мир.
- Гипоопеки, при которой до ребенка никому не будет дела, будет осуществляться только формальный уход; рано или поздно ребенок осознает свою «ненужность», брошенность, и эта хроническая обида на родителей и весь остальной мир перейдёт во взрослую жизнь.
- Демонстрации родителями и старшими братьями/сестрами реакции обиды (чересчур обидчивая мать или старшая сестра, которую «всё может задеть за живое», транслирует эти эмоции ребенку, который бессознательно копирует их).
- Опыта опасных ситуаций, когда не была оказана необходимая помощь и поддержка со стороны взрослых, или она была оказана не вовремя (ребенок успевал пережить сильнейший испуг и беспомощность).
Если ребенок демонстрирует обиду в присутствии посторонних, бессознательно надеясь и на их сочувствие, то следует сделать следующее:
- Прежде всего — совладать с собой. Громкий плач ребёнка, а тем более, истерика, выводят из себя. Важно не сорваться в открытое негодование, даже если это происходит в третий раз за день. Контролируйте свои эмоции, будьте внешне спокойной, ребенок хорошо улавливает состояние взрослого и эмоционально отвечает на него.
- Присядьте на корточки, чтоб ваши лица были на одном уровне: так слова будут лучше восприняты. Погладьте его по голове, спросите, что случилось, подержите за ручку, улыбнитесь.
- Скажите ему, что здесь говорить неудобно (много людей, шум, суета), но вы после совершения покупок выйдете с ним на улицу и там, сев на скамейку, всё ему объясните (ребенок должен видеть, что он услышан и вы готовы говорить «на равных»).
Для того чтобы уменьшить обидчивость ребенка, следует внести некоторые коррективы в ваш стиль воспитания:
- старайтесь чаще показывать свою любовь и доверие к ребёнку, чтобы ему не приходилось разными способами напоминать об этом;
- проработайте собственные обиды (особенно застарелые, длительное время не имеющие выхода и избавьтесь от них), также избавьтесь от излишней обидчивости, если она присутствует в вашем характере;
- не хвалите других детей в присутствии вашего ребенка, проводя сравнение между ним и этими детьми: это не повысит его успешность, но усилит чувство неполноценности и может привести к появлению зависти;
- ребенок должен понимать, что кроме него у родителей есть и другие важные стороны жизни, которыми они могут быть время от времени поглощены, однако о маленьком человеке никто никогда не забывает; подкрепляйте это своим дружелюбием и ласковыми прикосновениями;
- работайте с эмоциональной сферой ребёнка, закаляя её и объясняя, каким образом нужно воспринимать ту или иную ситуацию и реагировать на неё;
- подбирайте полезные книги и фильмы, на основе которых можно легко объяснить малышу причины обид и удачные выходы героев из разных ситуаций;
- нельзя упрекать ребёнка в его обидчивости — это его дополнительно травмирует, лучше проводить постепенную коррекцию этой особенности, начиная с 3−4х лет;
- поощряйте ребёнка в том, чтобы он с вами делился своими чувствами;
- учите его правильно реагировать на непростые ситуации;
- развивайте и укрепляйте мнение ребёнка о себе, повышайте его самооценку.
Игнорировать обидчивость ребенка, надеясь на то, что всё «пройдёт само собой» — неправильная стратегия, которая, помимо проблем в семье и в школе, может привести к использованию им чувства обиды в манипулятивных целях, уже во взрослом возрасте.
Всем нам известны персонажи из собственной жизни, которые пытались с помощью обиды, вызывая в нас жалость и неловкость, получить желаемое. Поэтому своевременная её проработка и замена на более конструктивные способы отреагирования — важная задача родителей.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...